Естествознание. 1 класс
Тема: “Растения весной. Раннецветущие растения”
Ход урока
Чайковский “Март”.
У ч и т е л ь. Одна бабушка
рассказала: “Одной девице велели прибыть ни
пешком, ни в телеге, ни по полю, ни по дороге и
стать между зимой и летом.
- Что это за девица? (Весна).
- Весна. Всегда она неожиданно и невесть откуда
приходит – то на коне, то золотым ручьем, то
ранней пташкой.
Слайд “Весна”.
- Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)
Есть народные названия, каждый месяц по-своему примечателен: март – протальник; апрель – снегогон; май – травень.
- Какие же изменения в неживой природе происходят с приходом весны?
Таблица: |
Солнце |
Снег |
t° воздуха |
Почва |
|
Небо |
Водоемы |
|
День |
Дети перечисляют изменения.
Итог: С повышением t° воздуха изменения снежного покрова (тает), почвы (оттаивает), водоема ледоход) Дидактический материал; рисунки. с изображением ледохода.
Вопросы:
- Какие явления изображены?
- Сравните ледоход и половодье.
- Как нужно вести себя на реке во время ледохода?
- Помощь людей во время половодья животным?
У ч и т е л ь. С наступлением весны стало значительно теплее. Ярче светит солнце, небо высокое, голубое; сошел снег, разлились речи. Гремят первые грозы. В связи с этим происходят и изменения в жизни животных, растений. Т.е. изменения в неживой природе влияют и на изменения в живой природе. Сегодня будем говорить об изменениях в жизни растений.
Музыка: Чайковский. “Подснежник”
Как чуток ветки сон сторожкий!
Лучом пригретые едва,
Отдать дымок спешат сережки,
Пока спеленута листва. (Твардовский)
- Какие растения вы видели на
экскурсии?
- Какие из них цвели?
- В каких местах они растут?
- Пригревает ли эти места солнце?
Расскажите про иву. (Слайд).
Рассказы детей.
У ч и т е л ь. По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.
Верба над тыном склонилась,
вся расцвета, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
К раннецветущим растениям относится
и ольха. Узнать ее можно по длинным сережкам, над
которыми поднимаются облачка желтой пыльцы. Эта
пыльца легкая, переносится на большое
расстояние.
- Почему же эти растения цветут раньше других? (Ответы
детей).
Вывод: У этих деревьев с лета и осени в стволах и подземной части растения скопились питательные вещества. Их-то и используют растения ранней весной. Большую роль играет и весеннее тепло. Листьев нет, а солнечные лучи свободно проникают да и влаги достаточно. Сравнить растения (стр. 171, 172).
У ч и т е л ь. Какие травянистые
растения вы уже видели? (мать-и-мачеха).
- Почему этот цветов так называется? Расскажите о
нем.
Рассказы детей. Дети рассказывают о других раннецветущих растениях: перелеска, медуница, ветреница. Инсценировка сказки о цветах. Рассматривание веток хвойных растений.. Работа по учебнику (обратить внимание на исчезающие растения).
Итог: Изменения в неживой природе (тепло, солнце, увеличение продолжительность дня) влияют и на жизнь растений (т.е. на явления в живой природе).
Д/з - Понаблюдать за птицами, насекомыми.