Тема: Кровь. Кровеносные сосуды
Фадеева
Валентина Сергеевна,
учитель начальных классов,
сш №2 г. Ярославля
Задачи:
Формировать умение собирать материал по теме.
Уточнить представление детей о составе крови и ее свойствах.
Попытаться узнать, каким образом кровь движется в человеческом организме и для чего.
Развивать логическое мышление, воображение, речь, воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье других.
Ход урока
У ч и т е л ь. Ребята, сегодня мы с вами попытаемся узнать, каким образом кровь движется в человеческом организме и для чего.
Начнем урок с маленькой разминки. Однажды Вите Верхоглядкину приснился сон. Как будто он попал к своей бабушке на работу (в детскую поликлинику, а точнее в лабораторию крови), а там за столами сидят врачи в белых халатах и что-то разглядывают в черных приборах.
- Бабушка, - спросил он, - а что это врачи делают? (И он показал рукой на сидящих за столами женщин, склонившихся за микроскопами).
- Математикой занимаются, Витенька, - пошутила бабушка. - Они, внучек, изучают кровь больных детей.
- Как это? - удивился Витя. - Зачем? Ведь кровь у всех людей одинаковая. Я точно знаю. Кровь - это красная жидкость в теле человека.
- Нет, внучек, ты с одной стороны прав, а с другой... Посмотри различные капли крови под микроскопом и ты сам в этом убедишься. Витя подошел к первому микроскопу, второму, третьему и увидел...
- Что это, бабушка? Словно желтая река, а в ней красные и белые клетки плавают, а между ними еще какие-то совсем маленькие пластинки. Не могли бы вы помочь Вите?
Л е н а. Конечно, могли. Витя увидел под микроскопом капельку крови. Ведь мы уже знаем, что желтая река в данном случае это плазма, красные клетки - эритроциты, белые - лейкоциты, а кровяные пластинки – это тромбоциты.
У ч и т е л ь. А что же могли считать и изучать люди в белых халатах под микроскопами?
Пауза. Ученики заинтересовались, думают. Оля Л. сразу же поднимает руку.
– Вероятно они считали, количество эритроцитов в крови (в 1 мм/куб.) и рассматривали их форму. Дома я читала детскую энциклопедию "Расти здоровым", где автор пишет, что если у человека эритроциты имеют бледно-розовую окраску и при рассмотрении под микроскопом кажутся не такими круглыми, как красные кровяные клетки (эритроциты) здорового человека и их слишком мало - значит этот человек болен анемией. Я принесла эту книгу и даже могу показать картинки.
Оля показывает всему классу рисунки на стр.211 (ДЭ "Расти здоровым". Изд. "Физкультура и спорт", 1991г.)
К сожалению, анемия у детей встречается часто. Дети с таким заболеванием быстро утомляются, им не хватает подвижности, жизнерадостности. Анемичные дети больше болеют различными инфекциями, чем их сверстники, у которых в крови достаточное количество красных кровяных клеток (эритроцитов) и гемоглобина в них.
У ч и т е л ь. Совершенно верно, Оля. А еще ребята следует знать, что самый распространенный тип анемии вызван недостатком железа (гемоглобина) в красных кровяных клетках. В этом случае ребенок должен получать полноценное питание, богатое железом, витаминами и другими важными элементами, которые содержатся в мясе, печени (что наши дети не всегда едят в столовой), содержатся в зеленых овощах и некоторых фруктах. В отдельных случаях необходимо лечение под наблюдением врача.
Пауза. Учитель внимательно смотрит на учеников, которые плохо едят в столовой.
С е р е ж а. А я, когда лежал в больнице, два раза сдавал кровь на анализ. Один раз сказали, что анализ крови плохой, а второй раз – хороший.
В результате выясняется, что у здорового человека состав крови всегда постоянный. Состав крови является показателем здоровья человека. Если количество лейкоцитов увеличивается в десятки раз, то это говорит о серьезном заболевании лейкемией (белокровии или раке крови).
У ч и т е л ь. Значит, если вас, дети, посылают сдать кровь на анализ, надо это обязательной сделать, чтобы побыстрее найти причину болезни и избавиться от заболевания.
- А какую роль играет кровь в жизни человека? Можно воспользоваться таблицей, составленной на предыдущем уроке.
После коллективного обсуждения дети приходят к выводу, что кровь – это универсальный транспорт, который доставляет кислород во все органы и ткани, забирает из них углекислый газ и переправляет его в легкие. От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества, от всех органов и мышц забирает продукты распада и доставляет их к выделительным органам – почкам, переносит тепло, защищает организм от проникновения в него бактерий и возбудителей инфекционных заболеваний, помогает в борьбе с непрошеными гостями (например, с занозой).
Вы знаете, ребята, Витя так заинтересовался изучением крови, что решил сам разобраться в удивительной сети кровеносных сосудов в организме человека. Он решил, что все кровеносные сосуды стеклянные трубочки и с одинаковым диаметром и одинаковым назначением. Прав ли этот мальчик?
О л е с я. Я думаю, что Витя прав.
И р а. А я с Витей и Олесей не согласна. У людей кровеносные сосуды разные по диаметру. Это хорошо видно у меня на предплечье, у некоторых людей на шее.
С в е т а. Я согласна с Ирой. Если посмотреть на руки бабушек и дедушек, то хорошо видно, что у них кровеносные сосуды толще, чем у нас, а на некоторых сосудах есть даже уплотнения, похожие на шарики.
Д и м а. У моей мамы на ногах очень хорошо видно, что некоторые кровеносные сосуды тоненькие, как ниточки, а другие гораздо шире (миллиметра 3 в диаметре).
Л е н а. А я вот сейчас поставила 2 пальца чуть выше запястья левой руки и почувствовала толчки крови, но обратила внимание, что такие толчки чувствуются не у всех сосудов крови.
Д и м а. А я думаю так. Одни сосуды поранишь, из них течет кровь быстро, другие поранишь, кровь только просочится, значит, у сосудов разный диаметр и кровь в них течет с разной скоростью.
У ч и т е л ь. Ребята, давайте проверим мысль Димы. У меня на столе 3 стеклянных трубочки разных диаметров. Я набираю в резиновую грушу подкрашенную красной краской воду и начинаю пускать в трубочки (учитель держит трубочки горизонтально). В какой трубочке скорость течения воды будет больше? Почему?
Д и м а. Скорость течения воды будет больше в той трубочке, у которой больше диаметр.
С е р е ж а. Мне кажется, что скорость воды будет больше там, где вы сильнее нажимаете на резиновую грушу.
У ч и т е л ь. Вы совершенно правы.
Л е н а. Мы уже говорили, что по одним сосудам кровь несет кислород ко всем тканям и органам, тогда, вероятно, по другим сосудам она несет углекислый газ.
С в е т а. Я согласна с Леной. Именно поэтому мы и говорим, что кровь бывает разных оттенков: ярко-алая и темно-вишневая.
После коллективного обсуждения данного задания дети приходят к выводу, что кровеносные сосуды в организме человека разные по строению (у них различный диаметр, длина) и разные по назначению.
У ч и т е л ь. Вы. правы, ребята. Действительно среди кровеносных сосудов различают 3 группы сосудов:
1. артерии, по которым кровь течет от сердца;
2. вены, по которым кровь возвращается к сердцу;
3. капилляры, по которым кровь переходит из артериальных сосудов в венозные.
Д и м а (поднимает руку). Я вот тут только что-то не понял. Если трубочку с подкрашенной водой поставить вертикально и предположить, что по ней кровь бежит к сердцу, то почему же она не падает, а поднимается вверх. Ведь ей же далеко надо бежать в организме человека (а в вашей трубочке она наверняка упадет).
Дети оживились, но ответа на этот вопрос найти не могут.
У ч и т е л ь. Я предлагают вам найти ответ на этот вопрос в следующей таблице (таблицу учитель дает в готовом виде).
Кровеносные сосуды. Особенности строения и назначения
Название кровеносного сосуда |
Особенности строения |
Особенности назначения артерии |
Артерии | Их стенки крепкие, толстые, эластичные, выдерживают высокое кровяное давление | По ним кровь течет от сердца
|
Вены | Их стенки тоньше, чем стенки артерий, мышечных и эластичных волокон в них мало. Почти на всем протяжении крупных вен (за исключением нижней и верхней полой вен) недалеко друг от друга находятся полулунные (кармашко-образные) клапаны. Они открываются в сторону сердца. Такое устройство клапанов не мешает току крови к сердцу, но зато препятствует ее обратному току. Они наполняются кровью и закрывают просвет вен. | По ним кровь течет к сердцу |
Капилляры |
В 50 раз тоньше самого тонкого человеческого волоса. Их стенки образованы одним слоем плоских клеток. В них клетки крови просто "выстраиваются вперед" и протискиваются по одному. Длина одного капилляра 0,5 мм. |
В капиллярах вещества, растворенные в крови, и кислород успевает просочиться сквозь тонкую стенку в окружающие ткани, а оттуда в клетки органов, забрав при этом продукты жизнедеятельности клеток и углекислый газ. |
Д и м а. Я все понял. Кровь в венах не течет обратно вниз потому, что в венах (почти во всех) есть специальные полулунные (кармашко-образные) клапаны.
У ч и т е л ь. Посмотрите, ребята, на школьную таблицу "Схема кровообращения человека" и подумайте, что хотел сказать вам художник о кровеносных сосудах?
С в е т а. Художник с помощью синего, красного и оттенков сиреневого цвета показал нам 3 группы кровеносных сосудов в организме человека, немного рассказав нам об особенностях их строения, расположения и назначения.
У ч и т е л ь. Что не удалось изобразить художнику на школьной схеме кровообращения человека?
Д и м а. Художнику не удалось показать, каким образом происходит движение крови.
У ч и т е л ь. Возьмите предложенные вам индивидуальные схемы кровообращения человека (см. Барбара Дриллсма, Салли Гудман "Что внутри человека?" АО "Слово", 1994г., стр.19)
Что удалось рассказать художнику этой книги?
С в е т а. Как кровь движется в организме человека.
У ч и т е л ь. Дома, пожалуйста, подумайте, что приводит в движение кровь? Уточните знания о составе крови и ее свойствах, перечитав в учебнике естествознания стр.90-95. (авт. сост. И.П. Товпинец, Н.Я. Дмитриева. - М. "Просвещение", 1997г.)
Любознательным я предлагаю прочитать детскую энциклопедию "Я познаю мир". Медицина. Москва. АСТ. 1997г., стр.128-131.