Урок естествознания
3 класс

Тема: Кровь. Кровеносные сосуды

 Фадеева Валентина Сергеевна,
учитель начальных классов,
сш №2 г. Ярославля

Задачи:

  1. Формировать умение собирать материал по теме.

  2. Уточнить представление детей о составе крови и ее свойствах.

  3. Попытаться узнать, каким образом кровь движется в человеческом организме и для чего.

  4. Развивать логическое мышление, воображение, речь, воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье других.

Ход урока

У ч и т е л ь. Ребята, сегодня мы с вами попытаемся узнать, каким образом кровь движется в человеческом организме и для чего.

Начнем урок с маленькой разминки. Однажды Вите Верхоглядкину приснился сон. Как будто он попал к своей бабушке на работу (в детскую поликлинику, а точнее в лабораторию крови), а там за столами сидят врачи в белых халатах и что-то разглядывают в черных приборах.

- Бабушка, - спросил он, - а что это врачи делают? (И он показал рукой на сидящих за столами женщин, склонившихся за микроскопами).

- Математикой занимаются, Витенька, - пошутила бабушка. - Они, внучек, изучают кровь больных детей.

- Как это? - удивился Витя. - Зачем? Ведь кровь у всех людей одинаковая. Я точно знаю. Кровь - это красная жидкость в теле человека.

- Нет, внучек, ты с одной стороны прав, а с другой... Посмотри различные капли крови под микроскопом и ты сам в этом убедишься. Витя подошел к первому микроскопу, второму, третьему и увидел...

- Что это, бабушка? Словно желтая река, а в ней красные и белые клетки плавают, а между ними еще какие-то совсем маленькие пластинки. Не могли бы вы помочь Вите?

Л е н а. Конечно, могли. Витя увидел под микроскопом капельку крови. Ведь мы уже знаем, что желтая река в данном случае это плазма, красные клетки - эритроциты, белые - лейкоциты, а кровяные пластинки – это тромбоциты.

У ч и т е л ь. А что же могли считать и изучать люди в белых халатах под микроскопами?

Пауза. Ученики заинтересовались, думают. Оля Л. сразу же поднимает руку.

– Вероятно они считали, количество эритроцитов в крови (в 1 мм/куб.) и рассматривали их форму. Дома я читала детскую энциклопедию "Расти здоровым", где автор пишет, что если у человека эритроциты имеют бледно-розовую окраску и при рассмотрении под микроскопом кажутся не такими круглыми, как красные кровяные клетки (эритроциты) здорового человека и их слишком мало - значит этот человек болен анемией. Я принесла эту книгу и даже могу показать картинки.

Оля показывает всему классу рисунки на стр.211 (ДЭ "Расти здоровым". Изд. "Физкультура и спорт", 1991г.)

К сожалению, анемия у детей встречается часто. Дети с таким заболеванием быстро утомляются, им не хватает подвижности, жизнерадостности. Анемичные дети больше болеют различными инфекциями, чем их сверстники, у которых в крови достаточное количество красных кровяных клеток (эритроцитов) и гемоглобина в них.

У ч и т е л ь. Совершенно верно, Оля. А еще ребята следует знать, что самый распространенный тип анемии вызван недостатком железа (гемоглобина) в красных кровяных клетках. В этом случае ребенок должен получать полноценное питание, богатое железом, витаминами и другими важными элементами, которые содержатся в мясе, печени (что наши дети не всегда едят в столовой), содержатся в зеленых овощах и некоторых фруктах. В отдельных случаях необходимо лечение под наблюдением врача.

Пауза. Учитель внимательно смотрит на учеников, которые плохо едят в столовой.

С е р е ж а. А я, когда лежал в больнице, два раза сдавал кровь на анализ. Один раз сказали, что анализ крови плохой, а второй раз – хороший.

В результате выясняется, что у здорового человека состав крови всегда постоянный. Состав крови является показателем здоровья человека. Если количество лейкоцитов увеличивается в десятки раз, то это говорит о серьезном заболевании лейкемией (белокровии или раке крови).

У ч и т е л ь. Значит, если вас, дети, посылают сдать кровь на анализ, надо это обязательной сделать, чтобы побыстрее найти причину болезни и избавиться от заболевания.

- А какую роль играет кровь в жизни человека? Можно воспользоваться таблицей, составленной на предыдущем уроке.

 После коллективного обсуждения дети приходят к выводу, что кровь – это универсальный транспорт, который доставляет кислород во все органы и ткани, забирает из них углекислый газ и переправляет его в легкие. От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества, от всех органов и мышц забирает продукты распада и доставляет их к выделительным органам – почкам, переносит тепло, защищает организм от проникновения в него бактерий и возбудителей инфекционных заболеваний, помогает в борьбе с непрошеными гостями (например, с занозой).

 Вы знаете, ребята, Витя так заинтересовался изучением крови, что решил сам разобраться в удивительной сети кровеносных сосудов в организме человека. Он решил, что все кровеносные сосуды стеклянные трубочки и с одинаковым диаметром и одинаковым назначением. Прав ли этот мальчик?

О л е с я. Я думаю, что Витя прав.

И р а. А я с Витей и Олесей не согласна. У людей кровеносные сосуды разные по диаметру. Это хорошо видно у меня на предплечье, у некоторых людей на шее.

С в е т а. Я согласна с Ирой. Если посмотреть на руки бабушек и дедушек, то хорошо видно, что у них кровеносные сосуды толще, чем у нас, а на некоторых сосудах есть даже уплотнения, похожие на шарики.

Д и м а. У моей мамы на ногах очень хорошо видно, что некоторые кровеносные сосуды тоненькие, как ниточки, а другие гораздо шире (миллиметра 3 в диаметре).

Л е н а. А я вот сейчас поставила 2 пальца чуть выше запястья левой руки и почувствовала толчки крови, но обратила внимание, что такие толчки чувствуются не у всех сосудов крови.

Д и м а. А я думаю так. Одни сосуды поранишь, из них течет кровь быстро, другие поранишь, кровь только просочится, значит, у сосудов разный диаметр и кровь в них течет с разной скоростью.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте проверим мысль Димы. У меня на столе 3 стеклянных трубочки разных диаметров. Я набираю в резиновую грушу подкрашенную красной краской воду и начинаю пускать в трубочки (учитель держит трубочки горизонтально). В какой трубочке скорость течения воды будет больше? Почему?

Д и м а. Скорость течения воды будет больше в той трубочке, у которой больше диаметр.

С е р е ж а. Мне кажется, что скорость воды будет больше там, где вы сильнее нажимаете на резиновую грушу.

У ч и т е л ь. Вы совершенно правы.

Л е н а. Мы уже говорили, что по одним сосудам кровь несет кислород ко всем тканям и органам, тогда, вероятно, по другим сосудам она несет углекислый газ.

С в е т а. Я согласна с Леной. Именно поэтому мы и говорим, что кровь бывает разных оттенков: ярко-алая и темно-вишневая.

После коллективного обсуждения данного задания дети приходят к выводу, что кровеносные сосуды в организме человека разные по строению (у них различный диаметр, длина) и разные по назначению.

У ч и т е л ь. Вы. правы, ребята. Действительно среди кровеносных сосудов различают 3 группы сосудов:

1. артерии, по которым кровь течет от сердца;

2. вены, по которым кровь возвращается к сердцу;

3. капилляры, по которым кровь переходит из артериальных сосудов в венозные.

Д и м а (поднимает руку). Я вот тут только что-то не понял. Если трубочку с подкрашенной водой поставить вертикально и предположить, что по ней кровь бежит к сердцу, то почему же она не падает, а поднимается вверх. Ведь ей же далеко надо бежать в организме человека (а в вашей трубочке она наверняка упадет).

Дети оживились, но ответа на этот вопрос найти не могут.

У ч и т е л ь. Я предлагают вам найти ответ на этот вопрос в следующей таблице (таблицу учитель дает в готовом виде).

Кровеносные сосуды. Особенности строения и назначения

Название кровеносного сосуда

Особенности строения

Особенности назначения артерии

Артерии Их стенки крепкие, толстые, эластичные, выдерживают высокое кровяное давление По ним кровь течет от сердца

 

Вены Их стенки тоньше, чем стенки артерий, мышечных и эластичных волокон в них мало. Почти на всем протяжении крупных вен (за исключением нижней и верхней полой вен) недалеко друг от друга находятся полулунные (кармашко-образные) клапаны. Они открываются в сторону сердца. Такое устройство клапанов не мешает току крови к сердцу, но зато препятствует ее обратному току. Они наполняются кровью и закрывают просвет вен.

По ним кровь течет к сердцу

Капилляры

В 50 раз тоньше самого тонкого человеческого волоса. Их стенки образованы одним слоем плоских клеток. В них клетки крови просто "выстраиваются вперед" и протискиваются по одному. Длина одного капилляра 0,5 мм.

В капиллярах вещества, растворенные в крови, и кислород успевает просочиться сквозь тонкую стенку в окружающие ткани, а оттуда в клетки органов, забрав при этом продукты жизнедеятельности клеток и углекислый газ.

Д и м а. Я все понял. Кровь в венах не течет обратно вниз потому, что в венах (почти во всех) есть специальные полулунные (кармашко-образные) клапаны.

У ч и т е л ь. Посмотрите, ребята, на школьную таблицу "Схема кровообращения человека" и подумайте, что хотел сказать вам художник о кровеносных сосудах?

С в е т а. Художник с помощью синего, красного и оттенков сиреневого цвета показал нам 3 группы кровеносных сосудов в организме человека, немного рассказав нам об особенностях их строения, расположения и назначения.

У ч и т е л ь. Что не удалось изобразить художнику на школьной схеме кровообращения человека?

Д и м а. Художнику не удалось показать, каким образом происходит движение крови.

У ч и т е л ь. Возьмите предложенные вам индивидуальные схемы кровообращения человека (см. Барбара Дриллсма, Салли Гудман "Что внутри человека?" АО "Слово", 1994г., стр.19)

Что удалось рассказать художнику этой книги?

С в е т а. Как кровь движется в организме человека.

У ч и т е л ь. Дома, пожалуйста, подумайте, что приводит в движение кровь? Уточните знания о составе крови и ее свойствах, перечитав в учебнике естествознания стр.90-95. (авт. сост. И.П. Товпинец, Н.Я. Дмитриева. - М. "Просвещение", 1997г.)

Любознательным я предлагаю прочитать детскую энциклопедию "Я  познаю мир". Медицина. Москва. АСТ. 1997г., стр.128-131.