III. Методическое обеспечение
- 1. Методологические рекомендации по реализации программы.
- В работе по данной программе наиболее эффективным будет использование проблемных методов обучения:
- Проблемный вопрос
- Проблемная ситуация на основе одного высказывания.
- Проблемная ситуация на основе двух противоположных мнений.
- Сообщение парадоксального факта.
- Демонстрация опыта, ведущего к проблемной ситуации.
- Такое обучение поможет заинтересовать учащихся с первых же уроков.
Целесообразно использовать также следующие приемы:
- Семантизации (семантика-наука, изучающая смысловые значения слов и выражений).
- Прием динамичности.
- Эвристический прием.
- Сократический прием.
- Исследовательский прием.
- Натурализации.
- Моделирования.
- Схематизации.
Уроки должны проходить в доброжелательной обстановке, любое самостоятельное суждение ребят должно быть уважаемо учителем, чтобы ребята не боялись свободно делиться своими мыслями и знаниями при обсуждении вопросов. Большое место в курсе уделяется самостоятельным работам, решению задач и выполнению исследовательской работы во внеурочное время по выбранным проектам.
2. Особенности межпредметных связей данного курса.
Данная программа составлена с учетом интеграции таких предметов как биология, история и география. Особое место отводится истории, так как знания этого предмета являются основными в понимании вопросов эволюции отношений человечества и природы на разных этапах его жизни; дают возможность развития у детей прогностического мышления.
3. Основная и рекомендуемая литература.
По возможности можно использовать следующую литературу:
Для учащихся:
Баранов В.Н., Паярков Б.В “Родной край”, 1989 . География ярославской области. Учебное пособие для 6-8 классов. Верхне-Волжское книжное издательство, 1993 Зверев А.Т Сборник задач и упражнений для 6-8 классов средней школы, Экология. Зубова А.Н. Природа Ярославской области и ее охрана. 1990. Колбовский Е.Ю. Экология Ярославской области (для учащихся 8-9 классов). Учебное пособие: Криксунов Е.А, Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. Дрофа, 1995 Красная книга СССР. Петров В.В, Растительный мир нашей Родины, М, Просвещение, 1981 Серия “По страницам красной книги”. Учебник. История древнего мира. 6 кл. Для учителя:
Зубова А.Н. “Природа Ярославской области и ее охрана”: сборник, сост.. Верхне-Волжское книжное издательство, 1984 г. Добрецова Н.В., Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1988. Небел Б. “Наука об окружающей среде”. Издательство “Мир”1993г. Никишина Е.Ф. и др. Жизнь малых рек. Верхне-Волжское книжное издательство 1987 г Хачатурян В.М., История мировых цивилизаций. 10-11 классы. М.: Дрофа, 1996.