Поурочное планирование
- Современный урок должен быть творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность и многообразие могут обеспечить эффективность. Существует много способов повышения эффективности урока.
- Нетрадиционные уроки имеют ряд особенностей:
позволяют отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового, закрепление, задание на дом; при изложении материала помогают избежать простой констатации фактов, перечисления характеристик, дают возможность повысить степень активности школьников, которая является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Первый раздел.
- 1 урок. “История Земли”.
- Основное содержание урока:
- 1) Беседа с учащимися о современном состоянии планеты, ее материках и океанах, климате, растительном и животном мире.
- 2) История развития Земли во времени и пространстве с использованием карты “Развитие жизни на Земле по эрам и периодам”. Составление учащимися таблицы в тетради по рассказу учителя.
Развитие органического мира на Земле
Эра (продолжительность в млн. лет) Глобальные изменения климата и среды Животный мир Растительный мир Кайнозойская (эра новой жизни) 66±3 Пример:
Чередование потепления и похолодания климата. Интенсивное горообразование. Крупные оледенения в средних широтах Сев. полушария. Появление и развитие человека. Современный животный мир. В морях – разнообразие кораллов, моллюсков, костистых рыб. Вымирают головоногие.Процветают млекопитающие, птицы, насекомые. Формируются существующие сейчас растительные сообщества. Господствуют покрытосеменные. Состав флоры близок к современному. Мезозойская (эра средней жизни), 165 Палеозойская (эра древней жизни), 340±10 Протерозойская (эра ранней жизни), 2000 Архейская (эра зарождения жизни), 900 3) Самостоятельная работа учащихся по формулировке выводов.
- 2. Мир вокруг нас. Экологический манифест.
- Основное содержание урока:
- 1) После проверки знаний небольшая вводная беседа о месте человека в природе.
- 2) Знакомство с экологическим манифестом. (Слово манифест в переводе с латинского языка означает призыв, обращенный к людям). Ребятам раздается текст манифеста составленного отечественным ученым Н.Ф. Реймерсом и организуется работа по заданиям:
Задание 1. Прочитайте первую часть экологического манифеста. Подумайте над его смыслом.
Задание 2. Прочитайте вторую часть экологического манифеста. Поделитесь своим мнением в классе.
Задание 3. Познакомьтесь с третьей частью. Что бы вы могли добавить в разделы “Наше НЕТ” и “Наше ДА”?
3) На заключительном этапе работы ребятам может быть предложено написание сочинения-миниатюры “В каком мире я хотел бы жить” или составление собственного манифеста.
Привожу пример сочинения ученицы 7а класса Беловой Тани.
“Я хочу жить в мире, где всегда светит солнце и поют птицы. Где нетронутые руками лесорубов качаются высокие леса, а люди, проходя мимо, любуются ими и восхищаются красотой и богатством “матушки-природы”. Голубые водоемы отражают солнце, и животные пьют из них чистую воду.