Поурочное планирование. Раздел 2.
1. Урок. Экология. Цели и задачи.
- Основное содержание урока:
- - Проверка домашнего задания организуется в форме беседы, ребята зачитывают свои сочинения или манифесты.
- - При изучении нового материала учитель раскрывает понятие “экология”, раскрывает историю ее появления, структуру этой науки, дает краткую характеристику прикладным наукам.
- - В результате беседы с ребятами учитель подводит их к пониманию целей и задач экологии.
- Научная справка. (для учителя)
- “Экология (от греческого “ойкос” - дом) выделилась в самостоятельный раздел биологии во второй половине XIX века. Обосновал необходимость этого раздела биологии, дал ему название и сформулировал комплекс проблем, стоящих пред экологией, Эрнст Геккель, один из ярких последователей эволюционного учения Чарлза Дарвина, много сделавший для его развития и популяризации. Одно из центральных положений дарвинизма заключается в признании того, что новые виды возникают в результате действия естественного отбора. Направления эволюционных изменений, выражающиеся в приспособлениях живых организмов к условиям существования, о определяются изменениями среды, внешней по отношению к отдельным организмам, популяциям и виду в целом. Необходимость изучения взаимодействий организмов и видов с окружающей средой вытекала, таким образам, из самых основ теории происхождения видов, и термин “экология” стал применяться в этом смысле вскоре после выхода в 1859 году наиболее известного труда Чарлза Дарвина, “Происхождение видов” Уже к 1870 году Геккель сформулировал задачи экологии как самостоятельного раздела биологии. Однако постепенно связь экологии с эволюционным учением стала ослабевать, поскольку все более ясным становилось ее большое практическое значение. Этому способствовало и то, что в конце XIX - начале XX веков внимание эволюционистов сосредоточивалось в наибольшей степени на механизмах появления признаков и их распространения в популяциях, на уточнении отдельных положений и правил эволюционного учения.
Возникла новая биологическая наука – генетика, которая вначале многим казалась противоречащей дарвинизму. Лишь после серии работ российской генетической школы, С.С.Четверикова, Н.В.Тимофеева-Ресовского и других, опубликованных в 20-е годы, возникла возможность объединения дарвинизма с генетикой показавшей наличие гена – материального носителя фундаментальных свойств живого, наследственности и изменчивости. К началу 30-х годов были в основном сформулированы главные положения современной синтетической теории эволюции, объединяющей классический дарвинизм и молекулярно-клеточные механизмы наследственности и изменчивости. “Внешняя среда” как фактор, определяющий направление развития эволюционных процессов, в работах эволюционистов тех лет чаще постулировалась, чем исследовалась. Тем временем экология как наука о влиянии внешней среды на живые организмы развивалась в значительной мере под влиянием потребностей практики (“Системная экология” С.И.Розанов)
- 2. Урок. Что такое экосистема.*
- Основное содержание урока:
- После проверки знаний учитель знакомит ребят с понятием “экосистема”. Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
- Далее следует рассказ о природных комплексах, приводятся примеры, говорится о том, что все они являются экосистемами и возникли в результате эволюции биосферы.
- Организуется работа по выполнению практических заданий:
Задание 1. Нарисуйте в тетради любую из перечисленных экосистем:
- Море
- Озеро
- Болото
- Река
- Лужа
- Тундра
- Тайга
- Тропический лес
- Пустыня
- Саванна
Задание 2. По географическим картам определите: какие животные и растения обитают в экосистемах природных зон Земли?
Задание 3. Рассмотрите на схеме зональные изменения состава растительности в горах. Дайте названия экосистемам, образованным в этих зонах
3. Урок. Факторы, формирующие экосистемы.*
- В начале урока организуется эвристическая беседа с учащимися о факторах, влияющих на экосистемы, их состояние и развитие (Все названные ребятами факторы записываются учителем на доске).
- Затем учащимся предлагается классифицировать факторы, используя запись на доске. Таким образом, ребята подводятся к понятиям абиотических и биотических факторов.
- Определения записываются в тетрадь и заполняется таблица.
Экологические факторы
Абиотические |
Биотические |
Свет, температура, ветер, воздух, давление, долгота дня, состав почвы, ее влагоемкость и проницаемость. |
|
На втором этапе урока учитель организует работу по анализу графика и знакомит с такими понятиями как: лимитирующий фактор (ограничивающий), оптимальные условия.
Для закрепления материала учитель предлагает выполнить следующие задания:
- Задание 1.
- Используя предложенные таблицы (“Лиственный лес”, “Хвойный лес”, “Пустыня”, “Море”, “Река”, “Пруд”) перечислите абиотические факторы, формирующие экосистемы
- Задание 2.
- Используя те же таблицы, назовите биотические факторы, формирующие экосистемы.
- 4. Урок. Структура экосистем.
5. Урок. Взаимоотношения организмов в экосистемах.
Затем подробно рассматриваются все виды взаимоотношений между организмами.
Например: осы, жуки, муравьи
-------------> растительноядных насекомых;
муравьиный лев -------------> муравьев.
Паразитами могут быть грибы, животные, растения. Примерами растений-паразитов являются повилика и заразиха. Повилика почти полностью лишена способности к фотосинтезу, и все необходимые питательные вещества получает от хозяина.
(Зачитать отрывок на стр. 95 из книги “Популярная биология”.)
Практическая работа: “Составление схемы взаимодействия организмов, принадлежащих разным группам, на примере любой экосистемы”. |
Домашнее задание: выучить материал и подобрать примеры по каждому виду взаимоотношений между организмами.
6. Урок. Пищевые цепи*
|
|
|
|
Определите, к каким экологическим категориям эти организмы относятся.
7. Урок. Круговорот веществ в экосистемах.*
Этот урок можно провести на пришкольном дворе в форме путешествия организованного в 3 группах.
- При изучении темы можно говорить о круговороте любого вещества, которое идет на строительство организма.
- Элементы неживой природы, попадая внутрь живых организмов, временно приобретают форму организма, а затем возвращаются в окружающую среду.
- Так как количества материала на Земле ограничено, он должен использоваться вновь и вновь, находясь в определенной равновесной системе, чему способствует разнообразие организмов и установившиеся пищевые цепи в экосистемах.
- Например, из неорганических веществ неживой природы (воды, углекислого газа, минеральных солей, кислорода) продуценты синтезируют органическое вещество, которое используется консументами для построения своего тела; когда продуценты и консументы гибнут, редуценты превращают их в неорганическое вещество, которое вновь усваивается продуцентами, т.е. пищевой цикл вновь повторяется.
- Для работы в группах могут быть предложены следующие задания:
- Задание 1
- Движение, каких веществ в природе вы можете проследить?
- Попробуйте составить замкнутые циклы движения этих веществ.
- Задание 2.
- Проследите круговорот воды в природе и определите последовательность. Назовите биотические и абиотические факторы, которые участвуют в этом круговороте (используется таблица с изображением морского побережья).
- Задание 3.
- Проследите круговорот углерода (органическое вещество, углекислый газ) в природе и определите последовательность. Назовите биотические и абиотические факторы, которые участвуют в этом круговороте. ( можно использовать таблицу с изображением любого биоценоза)
- Задание 4.
- Проследите круговорот азота и определите последовательность. Назовите биотические и абиотические факторы, которые участвуют в этом круговороте.
- Задание 5.
- Проследите круговорот кислорода и определите последовательность. Назовите биотические и абиотические факторы, которые участвуют в этом круговороте.
8. Поток энергии в экосистемах.
9. Пирамиды.*
- 10. Устойчивость экосистемы.*
- Урок начинается с постановки проблемных вопросов:
- Почему в природе хищники не истребляют все свои жертвы, а растительноядные животные не уничтожают все растения?
- Почему один вид не может вытеснить все остальные?
- За счет чего поддерживается стабильность экосистемы?
Одна из причин, позволяющих экосистемам длительное время сохранять постоянный видовой состав, заключается в том, что отношения между всеми их компонентами находятся в динамическом равновесии.
- Динамическое равновесие непрерывно регулируется, т.к. факторы среды редко остаются неизменными длительное время.
- Рождаемость должна быть уравновешена смертностью.
- Это определяется размером потомства, количеством пищи, присутствием хищников, паразитов, болезнетворных микроорганизмов.
- Устойчивое увеличение или снижение численности какого-либо вида ведет к изменению экосистемы в целом.
- При благоприятных условиях среды происходит быстрое увеличение численности (так называемый популяционный взрыв), что, в свою очередь вызывает быстрое истощение жизненно важных пищевых ресурсов экосистемы и, соответственно, падение численности.
11. Урок. Практическая работа.
- После полученной от учителя инструкции ребята выполняют практическую работу в тетрадях, исходя из полученных ими заданий.
Постройте кривую роста численности кроликов. Представьте, как бы развивались события дальше, если бы не были приняты меры. |
Поясните, что могло произойти, если бы не были приняты охранные меры. |
Смоделируйте ситуацию: 1) при сокращении численности акул, 2) при полном уничтожении. |
12. Урок. Экологическая ниша.*
Район выпуска | заяц беляк | заяц русак | кабан | косуля | лось | северный олень | пятни-стый олень | лань | благо-родный олень | зубр |
Ленинградская | 80 | 76 | 1 | 113 | ||||||
Кировская | 40 | 1 | 21 | |||||||
Владимирская | 464 | 358 | 50 | 32 | 141 | 42 | ||||
Калужская | 32 | 432 | 125 | 97 | 149 | |||||
Московская | 523 | 270 | 19 | 179 | 20 | 81 | ||||
Тверская | 25 | 20 | ||||||||
Тульская | 210 | 180 | 191 | 27 |
Как вы думаете, какое влияние может оказать размер группы на выживаемость вида?
Справка:
Животное |
место обитания |
корм |
заяц-беляк | тайга, смешанные леса | травы, бобовые, хвощи, бесшляпочные грибы, кора и ветки деревьев и кустарников (осина, береза, орешник) |
заяц-русак | степи, лесостепи, поля с зарослями бурьяна и кустарника, в хвойных массивах встречается редко | злаки, бобовые, семена сорняков, древесная и кустарниковая растительность: ива, клен, вяз |
кабан | смешанные и широколиственные леса, хвойные. |
черви, насекомые, моллюски, рыба, грызуны, яйца птиц, ящерицы, змеи |
косуля | светлые леса с травянистыми полянами, лесостепь (кроме темнохвойной тайги) | травы, кустарники, хвощи, ежевика, плющ, злаки, лилии, медуница, бобовые, сложноцветные, ягоды. Не ест кору. |
Лось | леса с болотами и тихими реками | древесно-кустарниковая растительность, мхи лишайники, иван-чай, грибы, осина, рябина, береза, крушина, черемуха, щавель, черника, брусника |
северный олень | тайга | лишайники, гложут сброшенные рога, лемминги, полевки, яйца птиц, любят соль, пьют морскую воду, едят водоросли |
пятнистый олень | предпочитает широколиственные леса, богатые подлеском | желуди, сухие листья, почки, побеги (дуб, липа, ива, клен, ясень, бузина), травы: злаки, зонтичные, лилейные, бобовые, сложноцветные. |
Благородный олень | тайга, широколиственные леса с молодым подростом. | Хвоя сосны, можжевельник, липа, калина, ясень, бук, клен, дуб, осина, плющ |
лань | лиственные леса с полянами (Украина, Белоруссия) | травы, кустарники, желуди, каштаны, ягоды, грибы, кора и ветви ивы, осины, ясеня, бересклета |
зубр | разряженные лиственные леса с полянами, лесостепь и степь | листья, побеги, кора |
13. Экологическая сукцессия
14. Обобщающий урок. Урок-конференция.