Программа по курсу "Экология". 7класс

Поурочное планирование. Раздел 3.

1. Урок. Экосистема луга.
    Все сообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов находится в теснейшей связи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмов – биоценоз.
    Биоценозы лугов характеризуются отсутствием древесной растительности и обильным высоким травянистым покровом.
Задание 1.
Используя предлагаемый ниже список растений и животных, составьте как можно более полную характеристику лугового биоценоза и ответьте на вопросы:
  1. Какие абиотические факторы формируют эту систему?
  2. Как формируются почвы лугов? Богатые они по составу или нет?
  3. Можно ли говорить о ярусном произрастании растений в этом биоценозе? Объясните свой ответ.
  4. Какие приспособления растений и животных помогают им обитать в этих условиях? Приведите примеры.
Для выполнения задания нужно использовать следующий план:
- Какие экологические факторы участвуют в формировании этого биоценоза?
- Что вы можете сказать о структуре биоценоза?
- Можно ли говорить о круговороте веществ в данном биоценозе? Подтвердите свой ответ примерами.
- Приведите как можно больше примеров взаимоотношений между организмами.
- Что обеспечивает устойчивость данной экосистеме?
- Назовите все возможные причины, которые могли бы привести систему к сукцессии.
Справка.
Растения: тимофеевка луговая, лисохвост луговой, кострец безостый – светолюбивые растения. Мятлики – теневыносливые. Осоки. Бобовые: клевер луговой, горошек, чина.
Разнотравье: лютики, нивяники, колокольчики, гвоздики, васильки – сорняки луга.
Животные. Бабочки: перламутровки, голубянки. Кобылки, кузнечики гусеницы. Мухи, цикады-пенницы (их личинки сосут соки растений), жуки листоеды, долгоносики (клеверные). Их личинки питаются завязью цветков и развивающимся семенем. Травяные клопы – высасывают сок из трав длинным хоботком. Божьи коровки – поедают тлей. Такие же хищники и стрекозы. Пауки. Шмели, пчелы. Дождевые черви. Птицы: чечевица, коростель, желтая трясогузка.
 2. Урок. Лесные экосистемы (тайга, широколиственный лес.)*
Ребятам предлагается для работы на уроке раздаточный материал:

Тайга

Ельник
Факторы среды
Растительность
Животные
Осадки 250 – 600
Температура +10 (летом), - 40 (зимой)
Почвы подзолистые, бедные, кислые.
Лес влажный, тенистый, мрачный, под пологом растут теневыносливые растения, кустарников мало. Обыкновенная сосна, сибирская ель, мох, черника, кислица, грушанка, одноцветка. Цветковые имеют белые цветки для привлечения насекомых опылителей. Растения размножаются преимущественно корневищами. Много почвенных грибов. Зимой растения сохраняют зеленую листву.
Лось, бурый медведь, бурундук, белка, рябчик, тетерев, глухарь, дятел, клест, синица, белая куропатка, гадюка, уж, ящерица, кровососущие насекомые, короеды, древоточцы.
Сосновый лес.
Факторы среды Растительность Животные
Осадки 250 – 600
Температура +10 (летом), -40 (зимой)
Почвы песчаные, бедные.
Кроны рыхлые, пропускают много света. Нет сильного затенения. Нижние ярусы хорошо освещены.

Сосна, лишайники, черника, кислица, плауны, грушанка, брусника, крушина.

Лось, бурый медведь, бурундук, белка, рябчик, тетерев, глухарь, дятел, клест, синица, белая куропатка, гадюка, уж, ящерица, кровососущие насекомые, короеды, древоточцы.
Лиственничный лес
Факторы среды
Растительность Животные
Осадки 250 – 600

Температура +10 (летом),-40 (зимой)

Почвы песчаные, бедные.

Лиственница не затеняет почву, сплошной моховой покров.

Растут травы, кустарники, кустарнички (брусника, толокнянка, грушанка, плауны, голубика, багульник, крушина, волчье лыко).

Лось, бурый медведь, бурундук, белка, рябчик, тетерев, глухарь, дятел, клест, синица, белая куропатка, гадюка, уж, ящерица, кровососущие насекомые, короеды, древоточцы.
Широколиственные леса.
Факторы среды
Растительность
Животные
Осадки: 450-550
Температура: +18-20 (летом)
Почвы дерново-подзолистые, серые, разновидности черноземов. (богаче таежных)
Дуб, липа, клен, ясень, яблоня, груша, вяз.
Кустарники: орешник, бересклет, жимолость, крушина, шиповник.
Травы: сныть, осока, хохлатка, гусиный лук, лютик, копытень, зеленчук, медуница.
Косуля, зубр, хорек, норка, дятел, соловей, зяблик, вальдшнеп, европейская квакша, пятнистый олень, куница, енотовидная собака, соболь, кабан, бурундук, крот

Вопросы и задания.

  1. Описание скольких биоценозов, и каких можно найти в данном тексте?
  2. Какие экологические факторы участвуют в формировании этих биоценозов?
  3. Что вы можете сказать о структуре каждого биоценоза?
  4. Можно ли говорить о круговороте веществ в данных биоценозах? Подтвердите свой ответ примерами.
  5. Приведите как можно больше примеров взаимоотношений между организмами.
  6. Что обеспечивает устойчивость описанным биоценозам?
  7. Назовите все возможные причины, которые могли бы привести эти системы к сукцессиям.

3. Тундра. Пустыня.

Проводится по аналогии предыдущих уроков, с использованием раздаточного материала.

Например:

Абиотические факторы. Растения. Животные.
Осадков – не более 300 мм в год. Средняя летняя температура - +30°С. Испарение превышает осадки. Большая суточная амплитуда температур. Почвы – сероземы, светло – бурые. Засолены, содержат вредные легко растворимые соли Растительный покров разрежен. Солерос, селин, осока вздутая, джузгун, песчаная акация, мятлик луговичный, осока короткостолбиковая, полынь. Толстохвостый тушканчик, соня, саксаульная сойка, ящерицы и змеи, каракурты, скорпионы, термиты, москиты, мелкие грызуны.

Задания:

  1. Попытайтесь определить какой биоценоз характеризуют данные, приведенные в таблице?
  2. Продолжите список растительного и животного мира.
  3. Подготовьте сообщение об одном из представителей этого биоценоза и укажите, как организм приспособлен к условиям среды обитания, и в каких взаимосвязях он находится с другими организмами?
4. Урок. Болото. Пруд.*
Пример самостоятельной работы на уроке по данной теме:
(раздаточный материал).
Задание 1.
Используя предлагаемый ниже список растений и животных, составьте как можно более полную характеристику болота и ответьте на вопросы:
  1. Какие абиотические факторы формируют эту систему?
  2. Как формируются почвы болот? Богатые они по составу или нет?
  3. Можно ли говорить о ярусном произрастании растений в этом биоценозе? Объясните свой ответ.
  4. Какие приспособления растений и животных помогают им обитать в этих условиях? Приведите примеры.
  5. Приведите примеры взаимосвязей организмов.
  6. Расскажите о круговороте какого-либо вещества в данном биоценозе.
Справка.
Растения. Мох сфагнум; кочки, заросшие багульником, голубикой, болотным миртом. Морошка, клюква, пушица, сосна (низкорослые, чахлые), росянка, вереск, багульник (издает очень сильный резкий аромат, создавая вокруг себя облако). Большинство из растений вечнозеленые, с плотными кожистыми листьями, покрытыми восковым налетом или войлочным опушением – приспособления к уменьшению испарения.
Животные. Утки, гуси, тетерева, рябчики, журавли, цапли, кулики, лоси, олени, кабаны, косули.
Задание 2.
Выпишите в тетрадь ключевые слова для обозначения биоценоза пруда, по прочтении которых, можно было бы сразу определить о каком биоценозе идет речь.

5. Урок. Воздействие человека на экосистемы (Обобщающе-вводный урок к изучению следующего раздела.)

(На уроке делается акцент на определение места человека в природе, на основные направления его деятельности и рассматриваются последствия этой деятельности на глобальном и местном уровнях)

на предыдущую страницу