Программа по курсу "Экология". 7класс

Поурочное планирование. Раздел 5.

    Необходимость изучения этого раздела продиктована существующим разрывом между естественнонаучными и общественно-историческими знаниями. Для подготовки экологически грамотного поколения необходима усиление этой взаимосвязи через интеграцию курса “История древнего мира”.

Цель изучения раздела – показ целостной картины истории развития Земли и истории человеческого общества, взаимосвязи человека и природы, формирование экологической культуры, подготовка учащихся к решению проблем взаимодействия человека, общества с природой и к продолжению изучения курса экологии в следующих классах.

  1. Урок. Древний Египет*
  2. Урок. Междуречье*
  3. Урок. Древняя Индия и Китай.*
  4. Урок. Древняя Греция*
  5. Урок. Древний Рим.*
  6. Урок. Итоговое обобщение *

Изучение материала строится по плану:

1) Природные условия и расселение народа, изучаемой цивилизации.
2) Основные занятия (охота, скотоводство, земледелие).
3) Орудия и материалы, из которых они изготовлялись, строительство жилища, быт.
4) Давление, оказываемое человеком на природу (стихийное природопользование)
5) Экологические кризисы как результат деятельности охотников, скотоводов, земледельцев.
6) Отношение людей к природе в религии и в искусстве

При изучении материала и проверке знаний предпочтение должно отдаваться установлению причинно-следственных связей и составлению сравнительных характеристик.

Например:

Особенности государства Древняя Индия Древний Китай
Природа    
Расселение народов    
Влияние хозяйства на природу    

Особого внимания в нашей жизни при решении экологических вопросов должны заслуживать знания:

об историческом развитии взаимодействия человеческого общества с природой,
о причинах нарушения человеком равновесия в природе, приводящих к экологическим катастрофам
об опыте выхода из критических ситуаций целых народов (Китай).

Изучение этого раздела и дает возможность получения таких знаний и внедрения их в систему представлений о мире и природных закономерностях, а также осознанию своего места в этом мире.

Пример использования знаний: (для учителя)

    В египетской цивилизации и в Древней Греции были относительно слабые кризисы, в Китае – более жесткий. Причина различия проста: когда происходят климатические сдвиги – похолодание или потепление, - то они проявляются сильнее по мере удаления от экватора, где температура всегда постоянная. Например, сейчас идет потепление климата Земли, и если потеплеет на один градус, то, как утверждает на основании расчетов В.В Клименко, на Северном Кавказе и на Кубани в течение ближайших 20 лет температура практически не изменится, а на Таймыре, где все построено на вечной мерзлоте, повысится на 7 градусов. Последствия для общества очевидны.
Древний Китай преодолел серьезный социально-экологический кризис, который затронул и природу, и общество. Если во втором тысячелетии до новой эры в районе Хуанхе, колыбели китайской цивилизации, были субтропики и водились слоны и носороги. Но затем там стало холоднее, чем сейчас. И в борьбе за выживание населению пришлось изменять природную среду (например, сократилось количество видов животного и растительного мира). Так или иначе, люди разрешили главную – продовольственную проблему. После этого кризиса социально-экологическая стабильность китайского общества в течение двух тысячелетий базировалась на трех “китах”.
Первое – неизменность территории расселения. Не было ее экстенсивного роста (как в России, дошедшей до Тихого океана, или как в Европе, выплеснувшей излишнее население в Америку, Австралию и в меньшей степени в Южную Африку), потому что на севере Китая были малоплодородные степи, на юге и западе –горы, на востоке – море.
Второе - численность населения колебалась в практически неизменных границах, что сдерживала демографическое давление на землю. В Ханьском Китае во многих местах в период стабилизации больше рождалось девочек – женщин было втрое больше, чем мужчин. При традиционно моногамной семье “лишние” женщины не имели потомства, в результате численность населения оставалась стабильной.
Третье – это неизменность основных жизненных установок, идеологии, представлений о мире и о себе.
Две тысячи лет китайцы опирались на классическое Пятикнижие – идеи мудрецов древности – в том, какими должны быть взаимоотношения внутри общества и как обществу взаимодействовать с природой.
В будущем человечество не сможет выйти за пределы Земного шара, как Китай не мог выйти за свои изначальные пределы. Поэтому у нас нет возможностей для экстенсивного роста, и решение должно быть основано на принципе действия “здесь и теперь”, а не за счет расширения потребления новых ресурсов. Решение проблемы для нашей страны и других стран, собственно, может быть то же самое, что было найдено в Древнем Китае.
 
    На конфуцианском Востоке при самых тяжелых положениях не меньше 9% госбюджета шло на образование и столько же на здравоохранение; в дальневосточной цивилизации знания были ценностью номер один. Надо, чтобы и в нашей стране было так же, с конкретным выражением в госбюджете. Этого можно добиться благодаря обществу, которое должно принудить государство так поступать. Иначе государство будет служить тем, кого устраивает огромная разница между бедными и богатыми. (В.В. Клименко).

на предыдущую страницу