II. Интегрированные уроки


  Мы начинаем наш сборник серией интегрированных уроков "Этика плюс изобразительное искусство" для учащихся 2 класса.

    Эти уроки разработали, провели и любезно предоставили к печати учителя школы № 22 г.Ярославля КОЛБОВСКАЯ ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА, учитель этики высшей категории, и ЖАРИКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, учитель изо первой категории.

    По глубокому убеждению Елены Станиславовны и Татьяны Михайловны "... союз этики и изобразительного искусства позволяют предоставить сюжеты этики, решающие нравственные проблемы, в ярком неожиданном свете, а главное, дает возможность уйти от навязчивой дидактики и скучного морализаторства. Он - этот союз создает атмосферу, характеризующуюся высокой степенью эмоциональной насыщенности благодаря использованию на уроках лучших произведений литературы, музыки, слайдов с картин художников, выставок репродукций картин и фотографий и организации собственной творческой деятельности детей..."

    Далее все расскажут сами уроки.

Тема: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА"

Цель урока: показать, что Родина - это место, где мы родились, где все для нас родное и близкое.

(Горит фонарь. На доске коллаж "Зову тебя Россиею!..")

Учитель этики: Доброе утро! Мы скучали без вас. А вы? Садитесь, пожалуйста, и слушайте. (Учитель читает сказку В.А.Сухомлинского "Ведь за морем - чужбина".)

    У Хозяина-Хлебороба - большая плодородная нива. Каждый год сеял он на ней пшеницу. Созреет пшеница, скосит ее Хлебороб, и прилетает на жнивье Журавль - колоски собирает. Говорит "спасибо" Журавль Хлеборобу за вкусные пшеничные колоски.

    Но вот наступил тяжелый год. Целое лето не было дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.

    Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над засохшими стеблями.

- Что ж ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль.

- Буду пахать и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб. Журавль не верит. А человек в самом деле ниву пашет, пшеницу сеет.

    Прошла зима, наступила весна. Зазеленела нива. И снова случилось у Хлебороба большое горе. Опять за целое лето не упала на землю ни одна капля дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.

    Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над сухими стеблями. - Что же ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль, как и в прошлом году.

- Буду пахать ниву и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб.

- Зачем ты силы тратишь и зерно губишь? - говорит Журавль.

- Испеките из пшеницы хлеб и ешьте, а то помрете от голода. И идите со мной за море, там и земля плодородная, и засухи нет.

- Не пойдем мы никуда, - сказал Хлебороб.

- Не пойдем мы никуда, - сказали дети.

- Не пойдем мы никуда, - сказала мать.

- Почему не пойдете? Ведь у вас уже два года засуха.

- Ведь за морем - чужбина, - сказал Хлебороб.

- За морем - чужбина, - сказала мать.

- Не хотим на чужбину! - плача, сказали дети.

Как вы думаете, о чем мне хотелось бы у вас спросить после чтения сказки?

(... почему Хлебороб с семьей не ушел заморе...)

    Журавль звал Хлебороба за море, где тепло и сытно. Каждую осень снова и снова воздух наполнялся криками улетающих птиц. Какие чувства угадываем в этих криках?

    А мне вспомнилась сказка, в которой говорится, что улетающие в теплые страны птицы своими криками и крыльями сеют на земле печаль. Давайте послушаем, о чем печалятся птицы.

             (Звучит песня Э.Колмановского на слова И.Шаферана "Журавленок".)

    Почему же грустят птицы? Да, у птиц, как и у человека, есть Родина, с которой очень нелегко расставаться. Что такое Родина? С чего она начинается?

            (На доске открывается тема урока. На 2-ой доске написано: "Когда я слышу слово "Родина", мне представляется...")

    Закройте глазки, подумайте, что вам вспоминается, представляется, когда вы слышите слово "Родина".

           (Звучит "Увертюра" М.Дунаевского из телефильма "Мери Поппинс до свидания". Ответы детей учитель записывает на доске.)

     Значит, Родина - все, что нам дорого, что является для нас родным и близким.

          (Учитель читает стихотворение З.Александровой "Родина".)

Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду - смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(Звучит песня В.Баснера - М.Матусовского "С чего начинается Родина?", на экране картины Родины.)

    Учитель ИЗО: Наша встреча надолго запомнится, ведь мы нарисуем то, от чего теплеет душа и замирает сердце. Кто-то нарисует островки красоты родной природы. Кто-то - милые сердцу лица: папы, мамы, бабушки, своих близких и друзей. Можно нарисовать родной город, улицу и многое другое - то, с чего для вас начинается Родина. Чтобы всем, кто прикоснется к вашим работам, досталась частичка тепла.

    Помним, что рисуем крупно, главное - на переднем плане, ближе к середине. Точнее подбираем цветовую гамму. Для выражения бурной радости лучше подойдет сочетание ярких красок, для выражения нежных чувств - светлая гамма. Каждый будет работать в такой гамме, которую подскажет сердце.

    Рисуем акварельными красками. На бумажной палитре тщательно подбираем цвет. На доске-помощнице вы найдете таблицу с высокой и низкой линиями горизонта, таблицу с разметкой частей человеческого лица.

    Пожалуйста, начинайте. Будьте счастливы! Удачи в работе!

(Во время работы детей звучат песни о Родине. По мере завершения работ ребята сдают их учителю на общую выставку, которая организуется сразу же.)

    На ваших работах маленькие островки нашей Родины. От них исходят тепло и любовь, которые согревают всех нас.

(Звучит песня "Родная земля".)

    Наша встреча подошла к концу. Спасибо Вам! Всего доброго!

на предыдущую страницу