III. Уроки-диалоги
Урок-диалог - это основной тип урока этики. Он решает целый комплекс образовательных задач: улучшает психологический климат в классе, развивает и укрепляет эмпатии детей, духовно ориентирует школьников на ценность общения, способствует развитию духовных интересов, развивает философское мышление.
Представленные в этом разделе уроки, демонстрируют разные приемы и средства, с помощью которых учитель добивается решения поставленных задач.
Кроме того, здесь ярко прослеживаются разные стили работы учителей этики.
Тема: "ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА"
(1-2 КЛАССЫ)
Цель урока: воспитывать трудолюбие, пробудить желание выполнять всякую работу, какой бы она ни была.
ХОД УРОКА
Учитель приветствует детей, дает установку на доброжелательность и вселяет надежду на успех урока.
(Звучит песня Снегурочки из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".)
Учитель: Знакома ли вам, дети, эта песенка? Кто так чудесно поет?
(Дети узнают голос Настасьюшки, частой гостьи на уроках этики. Учитель "впускает" заранее спрятанную куклу.)
Узнали ее? Как зовут нашу гостью? Верно, Настасья краса- золотая коса.
Настасья: Здравствуйте, детушки дорогие, добрые да ласковые, послушные да трудолюбивые! Соскучилась я по вам и теперь, не мешкая, поздороваться хочу.
(Учитель с куклой в руках здоровается с каждым ребенком.)
- Здравствуй, Оленька! Рада с тобою повстречаться снова, рада улыбке твоей...
- Здравствуй, Алеша, рада видеть тебя в добром здравии...
- Наташенька, здравствуй, глаза у тебя, смотрю я, веселые - значит, настроение хорошее.
- Добрый день, Коленька, хорошо выглядишь, рада, что у тебя все в порядке... и т.д.
(Дети отвечают Настасьюшке ласковыми, приветливыми словами.)
Шла я сейчас не лесом дремучим, а рощицей, где птички поют, листва шумит, и так мне хорошо стало, что запела я песенку. Слышали вы ее? Так чудесно кругом, такая красота, что я сразу сказку вспомнила про рощицу да про птичек и зверюшек, что в рощице этой живут.
Хотите послушать?
Учитель: А у нас, ребята, есть такая сказка, мы ее сейчас послушаем, а Настьюшка пусть рядышком посидит да на нас поглядит, какие мы умные да разумные, какие слушатели внимательные.
(Учитель читает сказку К.Д.Ушинского "Дети в роще". По ходу чтения на фланелеграф выставляются фигурки героев сказки. Чтение изредка прерывается, и учитель задает вопросы(Что ответили детям: земляничка? белочка? муравей? и т.д.), чтобы выслушать рассказы детей о том, что они знают о птицах, насекомых, животных, живущих в лесу.)
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко, пыльно, а в роще прохладно, весело.
- Знаешь ли что? - сказал брат сестре. - В школу мы еще успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птицы: а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра? Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, - сказали дети жучку.
- С удовольствием бы, - ответил жук, - но у меня нет времени; я должен добыть себе обед.
- Поиграй с нами, - сказали дети желтой, мохнатой пчеле. - Некогда мне играть с вами, - ответила пчелка, - мне нужно собирать мед.
- А ты не поиграешь ли с нами? - спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей тоже поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и ответила: "Строю гнездо для своих маленьких деток". Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
- Тебе уж верно нечего делать, - сказали ему дети. - Поиграй же с нами.
- Как! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей.
- Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю и днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки, тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом, - прибавил ручей и принялся журчать по камням. Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было пойти в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную, красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
- Эй ты, веселый запевала! - закричал малиновке мальчик.
- Тебе- то уж, кажется, ровно нечего делать: поиграй же с нами.
- Как? - просвистела обиженная малиновка. - Мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток! Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стыдно стало: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
Учитель: Как вы все правильно угадали про героев сказки! Вы уже многое знаете про птиц, зверей, насекомых, при их труды и заботы.
Как вы думаете, кому из героев нашей сказки было легче всего? У кого было самое простое дело?
Конечно, всем было трудно, у каждого свое дело. А вам когда бывает легко трудиться? А может, и не нужно делать того, чего не очень хочется?
Какого человека можно назвать трудолюбивым? Правильно ли откладывать какое-либо дело на "потом"? А с вами бывает такое? Откладывали ли герои сказки свои дела на "потом"?
Скажите, пожалуйста, какой сейчас в вашей жизни самый главный труд?
Конечно, ученье! А кому легче трудиться: вам - учиться или вашей учительнице - учить вас? А как можно помочь учительнице? Как облегчить ее труд? А как помочь учиться себе? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он хорошо и с любовью выполняет свой главный труд? Можно сказать мне на ушко или прямо вслух.
Но давайте вернемся к сказке. Почему дети решили вернуться в школу?
Я предлагаю вам вспомнить поговорки и пословицы о пользе трудолюбия и вреде безделья. Вы и сами можете сочинить мудрую поговорку, а мы потом будем ею пользоваться в жизни.
(После высказывания детей учитель вынимает из "ларца" плакат- ленту с названием темы урока "Откладывай безделье, да не откладывай дела" и вывешивает его на доску. Дети читают.)
Я благодарю всех за работу на уроке, за то, что вы хорошо, успешно трудились, за приятные минуты, которые вы мне доставили.
А вам есть за что поблагодарить меня? Понравился ли вам урок? Я думаю, Настьюшке тоже понравилось у нас на уроке. Она хочет поблагодарить вас и подарить всем свои портреты. Она разрешает их раскрасить каждому на свой вкус. Это можно сделать дома.
До свидания! Удачи вам всем!