Региональная программа по этике
VI. Культура общения
Общение. Понятие общения. Цели и уровни общения. Формы общения. Общение первичное и вторичное. Общение как выражение взаимоотношения людей.
Культура общения. Культура общения как внешняя регламентация взаимных отношений. Правила, нормы и формы отношений как многовековой опыт человеческого общения. История их возникновения, социальная значимость и роль в повышении эффективности общения. Культура общения как знание норм, правил и привычка их соблюдения в поведении. Нормы и правила культуры общения, вытекающие из нравственного отношения к человеку, к окружающей жизни. Открытость в общении. Качества личности, характеризующие "позицию открытости" в общении.
Основы культуры общения. Психологическая грамотность как обязательный компонент культуры общения. Требования морали, эстетики, традиции как основа культуры общения.
Приличия. Приличия как определенные условные формы выражения положительного отношения к человеку. Приличия, регламентирующие поведение людей в наиболее типичных ситуациях (на улице, дома, в школе, в гостях, общественных местах и т.д.). Приличия, определяющие формы приветствия; оказание услуг; использование форм благодарности; извинения; правила знакомства и представления.
Техника и эстетика общения. Психологическая грамотность и опора на нее в процессе общения. Умение по внешним признакам определить состояние человека и в соответствии с этим строить свое поведение в процессе общения. Умение учесть особенности темперамента, поведенческого типа, характера партнера по общению. "Золотое правило" оценки партнера по общению.
Культура речевого общения. Культура речи как компонент культуры речевого общения. Ритмико-интонационные средства речи: темп речи, стиль, голос, произношение, выразительность, интонация. Формулы речевого общения. Роль слова и умение использовать его в общении (слово радует, возвышает, "гладит", поддерживает, спасает, обижает, ранит, убивает). Слово: суть и ореол. Юмор и остроумие как форма культуры речевого общения. Такт, вкус, мера в юморе и остроумии.
Культура беседы. Лексика. Стиль. Этикет беседы (с кем, где, как и о чем можно говорить). Умение завязывать, поддерживать, направлять и вести беседу.
Специфические формы речевого общения. Публичное выступление. Заявления (устное, письменное). Этикет телефонного разговора. Слово на бумаге. Эпистолярный жанр - письмо. Этикет деловой и личной переписки и т.д.
Полемика и дискуссия. Правила их ведения. Тон и стиль ведения полемики и дискуссии. Умение вести полемику и дискуссию. Умение в ходе полемики и дискуссии доказывать, аргументировать, отстаивать, опровергать. Умение спорить и не спорить, а в споре не ссориться. Умение достойно проигрывать спор, признавать свои ошибки. Почему не надо побеждать в спорах.