I. Введение
5-7 классы
Т е м ы: Самая нужная наука. Лестница, ведущая к счастью. Показано каждому.
На данных уроках раскрывается понятие нравственности, ее роль и значение в жизни каждого человека и общества в целом; учащиеся знакомятся с законом морали, приходят к пониманию и осознанию того, как важно жить по законам морали и почему жить по этим законам хорошо, познают величайшую гуманность и всемудрость "Золотого правила" нравственности.
***
Т е м ы: Кто придумал нравственность? Моральные кодексы наших предков. Древняя и молодая этика. "Авторы" главных законов жизни. Кто "написал" моральные кодексы?
Уроки знакомят учащихся с нравственными законами мировых религий; с нравственными законами Ману, с этическими заповедями Будды и Моисея, с моральными идеями Конфуция; с рыцарскими кодексами средневековья, а также с нравственными законами Древней Руси, нашедшими отражение в книгах "Поучение Владимира Мономаха", "Юности честное зерцало".
***
Т е м ы: Какого человека можно назвать нравственным? Чем "измеряется" нравственность? Критерии нравственности.
Уроки о том, что входит в понятие "нравственность", по каким признакам судят о нравственности.
Литература
1. Мифы народов мира /Любое издание/.
2. Словарь по этике. - М., 1983.
3. Пословицы русского народа //Сб.В.Даля в двух томах.-М., 1984.
4. Уроки этики. - Яр., 1993;1994;1995.
5. Хрестоматия по этике. - Яр.,1995.
***
8,9 классы
Т е м ы: Чему учат уроки этики? Этика - наука для всех. Дорога к счастью нелегка. Вечный идеал и мечта человечества.
На этих уроках раскрывается значение для каждого человека знаний законов морали, их мудрость, справедливость и рациональность, учащиеся узнают о том, что законы морали, если им следовать, облагораживают жизнь и упрощают ее, о моральных принципах, помогающих человеку строить отношения с природой, людьми, обществом, т.е. с жизнью и с самим собой.
***
Т е м ы: Учителя человечества и человечности. "Нет ничего выше звездного неба над нами и законов нравственности внутри нас" (Э.Кант). Моральные кодексы наших предков и современная жизнь.
Уроки знакомят с нравственными аспектами философских учений Востока и Запада (Конфуций, Кант и др.), с нравственными идеями Домостроя, Бусидо, Кодекса джентльмена.
***
Т е м ы: "Вполне хороший человек" (А.Чехов). Какой он? Расстояние в метрах, вес - в граммах, а нравственность в чем? Гуманный - значит идеальный?!
На уроках идет речь о том, какое значение для определения нравственности имеют слова, дела, поступки, стремления, желания, побуждения человека.
Литература
1. Домострой. - Яр.,1991.
2. Житков Б. Тихон Матвеич. - Избр.,М.,1985.
3. Киплинг Р. Маугли /Любое издание/.
4. Кон И. Дружба. - М.,1987.
5. Мень А. История религии. - М.: Слово,1992,т.III,гл.,8,11.
6. Рерих Н. Гримр Викинг. Сказки. - Л.,1991.
7. Уроки этики. - Яр.,1994, раздел IV.
8. Хрестоматия. - Яр.,1995, раздел III, V, VI.
9. Чуковский К., Житков Б. Предисловие - В кн.:Житков Б. - Избр.,М.,1985, с.16-21.
10. Мифы народов мира /Любое издание/.
11. Переломные моменты истории. Выдающиеся личности, изменившие мир. - М.:Слово,1994.
***