II. Нравственные категории
5-7 классы
Т е м ы: Все начинается с любви. Самое первое чувство. Королева чувств. Разные лики любви. Лучи любви, как лучи солнца, на всех хватает.
На уроках идет разговор о любви, о чувстве, которое вначале (еще с колыбели) обращено к матери, а затем распространяется на окружающий мир: людей, предметы, явления природы, Родину и т.д.; о разных оттенках любви: нежности, умилении, жертвенности и т.д., о проявлениях любви в поступках, делах, в отношениях.
***
8,9 классы
Т е м ы: Когда сердцем правит любовь. Великая волшебница. Чудеса любви. В чем проявляется любовь? Любовь окрыляет?
Уроки-размышления о том, как влияет любовь на человека и его поведение, как преображает его, делая щедрым, зрячим, сильным; о направленности любви на добро, помощь, поддержку, прощение и т.д., о бессилии перед ней зла, лжи, ненависти, власти и т.д., о том, что все прекрасное и великое в мире создано руками любящих.
***
5-9 классы
Т е м а: И все-таки она самая сильная!
Урок-размышление о загадочности, величии и щедрости материнской любви, о загадках этого волшебного колодца, из которого вечно черпается самое бескорыстное чувство.
***
8,9 классы
Т е м а: Любовь - это жизнь.
Итоговый урок по афоризмам, высказываниям философов, мифам - размышления вслух о значении этого чувства, его природы, роли в судьбах людей и человечества.
На этих уроках учителем могут быть использованы такие литературные произведения: рассказы О.Генри " Из любви к искусству", Дары волхвов", повести А.Алексина "Третий в пятом ряду", стихи Я.Смелякова и В.Гусева о матери, притча В.Сухомлинского "Что такое любовь", сказка А.Толстого "Аленький цветочек", отрывки из романа Б.Васильева "А зори здесь тихие", рассказы и сказки разных авторов из Хрестоматии по этике, турецкая сказка "Ашик-Кериб" М.Лермонтова, сказка А.Островского "Снегурочка", рассказ Ю.Нагибина "Терпение", Д.Лондона - "Любовь к жизни" и другие.
***
5-7 классы
Т е м ы: Без зубов, а грызет. Бессонный и беспокойный страж. Самый строгий судья. По велению совести. Надежный поводырь. Закон, живущий в нас.
Уроки о назначении совести, ее роли в нравственном выборе человека, о влиянии совести на душевное самочувствие: покой, хорошее настроение, лад с самим собой; об "угрызениях" совести, превращающих жизнь в ад.
***
Т е м ы: Это гордое слово Честь! Отнять ее нельзя, но потерять можно. Стыдно ли быть "невольником" чести?
На уроках раскрывается значение чести в духовном облике человека и его поведении, влияние чести на уважение к себе и окружающим; идет речь о том, почему люди терпят все, кроме бесчестья, почему "Честь имею", "Слово чести" звучали как пароль во все времена.
***
Т е м ы: Зачем человеку другой человек. Кто нашел дружбу, нашел клад. Человек без друзей, как птица без крыльев. Узы товарищества. Скажи, кто твой друг... Друг - это третье мое плечо. Когда нужны друзья.
Уроки о естественной потребности в дружбе; о том, что "дает" дружба и что "берет"; о правилах дружбы, правах и обязанностях в дружбе; о том, с кем можно дружить: с людьми,"братьями меньшими", с книгой, музыкой, природой и т.д.; как найти друга и быть им, в чем выражается дружба.
***
Т е м ы: Что хранит наша память? В копилке нашей памяти. Живут в памяти людской... Никто не забыт, ничто не забыто! "На добрую память". Чего забывать нельзя?!
Это уроки об избирательности человеческой памяти, о том что запоминается, что "записывается" в памяти: хорошее, плохое, веселое-грустное, значительное-мелкое и т.д.; о том, кого и почему нельзя забывать.
***
8,9 классы
Т е м ы: Тревожный вопрос: "А у тебя есть совесть?" Когда совесть молчит. Самый справедливый страж. Самый страшный приговор выносит собственная совесть. Когда совесть лечит. Строгий лекарь .
Уроки о том, к чему приводит отсутствие, притупление, молчание совести; к каким катастрофам может прийти человек, когда старается либо "приглушить" совесть, либо не слушать ее сигналов; что только через осознание ошибки, проступка, через покаяние наступает духовное очищение, оздоровление.
***
Т е м ы: По велению чести. Или - Честь обязывает. По законам чести. Жить честно - это... Что затрагивает честь? Когда задета честь.
Это уроки о месте чести в системе нравственных ценностей, ее связи с другими ценностями; о значении чести в выборе хорошего и дурного, низкого или возвышенного; о том, что оскорбляет, что унижает честь; как защитить, не запятнать, не потерять чести с молодых лет.
***
Т е м ы: Кто мои друзья. "Друг - одна душа в двух телах" (Аристотель). Хочешь найти друга - умей быть другом сам! И в радости, и в печали - меня друзья бы встречали... Высокие законы дружбы.
На этих уроках речь идет о том, кто есть истинный друг и почему нелегко найти его, что обязательно должно объединять, что важно, а что не имеет решающего значения для дружбы; кого считать врагами и обязательно ли их иметь; о том, что друзья нужны не только в дни нашей печали, но и для того, чтобы делить с ними радость.
***
Т е м ы: Нет смерти, пока жива память! Что достойно бессмертия? Это страшное слово "манкурт"! Беспамятство - зло это или благо? Почему пишутся летописи, истории, "Книги памяти"?
Эти уроки раскрывают значение памяти для духовной жизни человека и народа в целом; дети узнают о том, что не только история, мифология, но и фольклор, песни, литература - это отражение памяти человека и народа,о том, что манкуртство - отчуждение, рабство и гибель человека и народа, что благородная память-признак нравственности человека.
***
Литература
1. Алексин А. Безумная Евдокия /Любое издание/.
2. Айтматов Ч. Легенда о Манкурте. - В кн.:Ч.Айтматова "И дольше века длится день" /Любое издание/.
3. Айтматов Ч. Легенда о Белом Олене. - В кн.:Ч.Айтматова "Белый пароход" /Любое издание/.
4. Глендон Свортаут. Благослови зверей и детей. Школьная роман-газета, №1, 1996.
5. Голдинг У. Повелитель мух. Школьная роман-газета, №6, 1996.
6. Железников В. Чучело. Школьная роман-газета, №4, 1996.
7. Житков Б. Механик Салерно. "Сию минут-с!.." Под водой. //Избр.:М.,1985.
8. Житков Б. - Избранное. - М.,1985. /Предисловие К.И.Чуковского/
9. Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. Примула. - М.:Т-Око,1992, с. 131-133.
10. Крюков М. Жить по совести. - М.,1988.
11. Куприн А. Брегет. //Изумруд. Рассказы и повесть. - Л.,1986.
12. Маршак С. "На всех часах вы можете прочесть" //Путешествие в страну поэзии. - Л.,1972.
13. Назаров В., Мелешко Е. Этика: словарь афоризмов и изречений. - М.,1995.
14. Невежин П. Воровка. //Светлое воскресенье. - М.,1994.
15. Павлов В. Справочник афоризмов и изречений для школьников. - Ростов-Дон: Феникс,1995.
16. Пушкин А. Метель. Выстрел. //Соч. в 3-х т.,Т III. - М.,1987.
17. Салтыков-Щедрин М. Пропала совесть. Сказки. /Любое издание/.
18. Сеттон-Томпсон. Рассказы о животных.
19. Уроки этики. - Яр.,1994, раздел IV.
20. Хрестоматия по этике. - Яр.,1995.
***
5-7 классы
Т е м ы: Лучший ходатай тебе - доброе дело твое. Каждый ли может совершить добрые дела? Зачем совершать добро? Чтобы напакостить, труда не надо большого, право же, много трудней доброе дело свершить. (Феогнид) Нужно отказаться от добрых слов и заниматься делами. (Кит. посл.) Чтобы глаза светились добротой, а руки творили добро. Что ты сделал, чтобы кому-то стало лучше? Что значит быть добрым?
***
8,9 классы
Т е м ы: День без добрых дел - потерянный день. Доброе дело не бывает маленьким. И маленькая свечка дает свет. Доброе дело в воде не тонет, в огне не горит и душу врачует, и чудо творит... Торопись делать добро...Можно ведь и опоздать. Милосердие мать добродетели, а отец ее - человеколюбие. Почему делать добро - хорошо? Почему зло ходит по земле? Доброта без разума пуста. (Рус.посл.) "Руки, дающие помощь, святее молящихся уст." (Авиценна) Мое оружие - Добро. Оно - моя защита...
На этих уроках ребята знакомятся с понятиями "добро" и "добрые дела", рассуждают о значении добрых дел; раскрывают для себя суть доброты, милосердия, их роль в жизни каждого; рассуждают о возможностях каждого своевременно, адресно делать добро, помогать; о том, что бороться со злом - это тоже творить добро; о милосердии, о своем вкладе в победу добра и его утверждение в жизни.
Литература
1. Андреев Л. В Собурове. //Светлое воскресенье. - М.,1994.
2. Куприн А. Куст сирени. Демир-Кая. //Изумруд. Рассказы и повесть. - Л.,1986.
3. Лесков Н. Зверь. Фигура. Рассказы и повести. - М.,1982.
4. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. - М.,1988.
5. Салтыков-Щедрин М. Богатырь. Сказки. - М.,1953.
6. Фролов И. О человеке и гуманизме. - М.,1989.
7. Хомяков А. Светлое воскресенье. //Светлое воскресенье. - М.,1994.
8. Хрестоматия по этике. - Яр.,1995.
9. Уроки этики. - Яр.,1994, раздел IV.
***
5-7 классы
Т е м ы: "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". "Счастье и труд вместе живут". "Труд - Отец счастья". "Нет никакого позора в работе: позорно безделье". "Берись за дело не спеша, а начатое доводи до конца". "Труд есть благо". "Взявшись за дело, иди до конца". "О человеке судят по его делам". "По силам выбирай дело". В доме, где поселился труд, - царит счастье. Забота - это всегда работа и сердца, и души, и рук. "Какие труды, такие и плоды". Порочная дочь зла, сколько бед натворила она! (о лени)
***
8,9 классы
Т е м ы: Труд и трудность одного корня. Почему? Для чего "душа обязана трудиться"? Что бывает, когда "позволяем душе лениться"? "Тот, кто любит труд, не нуждается в развлечениях". "Кто трудится - живет в чести, кто нет - погибает". "Кто не работает, к тому удача не приходит". "За дело взявшись, бросить его - стыд". "Большое дело делают подумав". "Труд есть деньги, за которые боги продают нам блага". "Труд....необходимое условие добродетельной жизни"(Л.Толстой). "Труд - это любовь, ставшая зримой".
Это уроки о значении одного из важнейших человеческих достоинств - трудолюбии, без которого мир вокруг был бы пустыней; о том, что все предметы, окружающие, - продукт труда души, интеллекта, рук человека; что облик внешний и внутренний, и образ жизни, и счастье, и судьба человека зависят впрямую от его умения трудиться; что трудолюбие - фундамент духовного и материального благополучия человека, а лень - первопричина многих несчастий и пороков; что труд - и умственный, и душевный, и физический - требует серьезных усилий, навыка, что труд - забота, высокое проявление нравственности.
Литература
1. Платонов А. Песчаная учительница. Советский рассказ 20-30-х годов. - М.,1985.
2. Салтыков-Щедрин М. Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил. Сказки. - М.,1953.
3. Уроки этики. - Яр., 1994, с.76-89.
4. Хрестоматия по этике. - Яр.,1995, раздел VI,VIII.
***
5-7 классы
Т е м ы: Я в ответе за свое поведение. Если я человек, я отвечаю хотя бы за себя. Дорог много - выбор мой! Если не я, - то кто же? Я в ответе за все, что меня окружает. Совершая шаг - твой долг думать о последствии! Долг, ответственность...В чем они? Перед кем? Кто в ответе за меня? Знаем ли мы свои обязанности? Свой долг?
***
8,9 классы
Т е м ы: Дорог много, но верная одна, и только ты в ответе за ее выбор. Не пеняй на судьбу.Она слепа...Но ты же - зрячий! Жребий или выбор разума? Мечтать - хорошо! Хотеть - не грех! Но долг - свято! Быть добру или злу - зависит и от меня! Легко ли выполнять долг и обязанности. Мое оружие - Добро. Оно - моя защита... Мой дорогой, ты сын Вселенной - И в ней впиши свою страницу!
Уроки о том важном и главном, что отличает Человека от других созданий природы, о том, что только люди способны ответственно избирать свой образ жизни, свою судьбу, о необходимости отвечать за свои поступки, свое поведение, хотя это и не легко; об индивидуальной ответственности каждого за окружающую жизнь; о долге перед самим собой и родителями; о долге перед теми, кто сохранил землю и все на ней, и перед теми, кто придет после, об ответственности за сохранность земли родной, за язык, культуру, об ответственности за фамильную, национальную и собственную честь; за свое здоровье, свои знания, умения, за свою духовность и за свой человеческий облик.
Литература
1. Амичис Э. У постели больного отца. Хрестоматия по этике. - Яр., 1995, с.234.
2. Астафьев В. Ясным ли днем. //Тихая птица. - М.,1991.
3. Генр О. Дороги, которые мы выбираем. //Рассказы. /Любое издание/.
4. Олдридж Дж. Последний дюйм. /Любое издание/.
5. Паустовский К. Стальное колечко. //Повесть о лесах и рассказы. - М.,1964.
6. Паустовский К. Старый повар. //Избр. в двух томах. Т.II. - М.,1956.
7. Платонов А. Умная внучка. Возвращение. //Живя главной жизнью. - М.,1989.
8. Травинка В. Сигналенок. Посели в своем сердце любовь. - СПБ,1996.
***
5-7 классы
Т е м ы: Травы тянутся к солнцу, все люди - к счастью. "Счастье - солнышко: улыбнется и скроется". Счастье в воздухе не вьется, трудом дается! Счастье... Что же это? Счастье - это... Что человеку нужно для счастья? От чего зависит счастье человека. Счастливым рождаются или делаются? Существует ли счастье или это сказка? Можно ли быть счастливым, когда рядом - несчастье?
***
8,9 классы
Т е м ы: "Ты любишь вкусно жить, умей быть поваром своей жизни".(Восточ.посл.). Твое счастье в твоих руках? "Счастливый тот, кому не нужно счастье" - прав ли Сенека? Цена счастья...Любовь? Счастлив человек, когда.... Что есть счастье и почему его так жаждут люди? Где счастье проживает: в душе человека или вокруг него? Счастье-мираж или реальность? Человек увеличивает свое счастье в той мере, какой он доставляет его другим. (Араб.посл.). Лицо у счастья незнакомое...
Уроки о том, как дети представляют себе счастье, как оно "выглядит", от чего зависит; о том, как осуществляют свою мечту о счастье, что и как нужно делать для его осуществления; какие дороги ведут к счастью и все ли они пригодны, о соотношении счастья и несчастья, радости и печали в жизни.
***
5-9 классы
Т е м а: Что думали о счастье наши умные предки?
Урок-размышление о смысле счастья, о возможности и реальности счастья по афоризмам, поговоркам, пословицам народов мира.
Литература
1. Бунин И. Три просьбы. Молодость и старость. //Темные аллеи. Рассказы. - СПБ.,1994.
2. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются. - М.,1983.
3. Исаакян А. Смысл счастья. //Избр.произведения в двух томах. - М.,1975.
4. Пушкин А. Сказка о рыбаке и золотой рыбке. /Любое издание/.
5. Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив. - М.,1990.
6. Ронн Хаббард Л. Дорога к счастью. "Аргументы и факты", 1993, №10.
7. Станюкевич К. Надежда Порфирьевна. Светлое воскресенье. - М.,1994.
8. Уроки этики. - Яр.,1994, раздел IV.
9. Хрестоматия по этике. - Яр.,1995, раздел VI,VIII.
10. Этика: словарь афоризмов и изречений. - М.,1995.
11. Шекспир В. Ромео и Джульетта. /Любое издание/.