VI. Культура общения
5-7 классы
Т е м ы: Умею ли я общаться? Формулы сотрудничества. Я и другие люди. Человек среди людей. Рыцарь - кто он? Хоть мне и плохо, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим.
На уроках идет разговор о том, что умение общаться - важный показатель воспитанности человека, что общение - это тоже искусство, самое древнее, древнее театра, литературы, музыки и т.д.; что общение - такая же необходимость, как видеть, слышать, говорить и т.д., и поэтому ему нужно учиться; а также о том, что человек общается не только с людьми, но и с природой, музыкой, книгой и т.д., что человечество накопило большой арсенал правил, законов, способов, облегчающих общение и делающих его приятным, красивым, полезным.
***
Т е м а: Мои разные роли - мои разные "Я".
Урок о зависимости поведения человека от ситуации и среды общения: дом, улица, школа, музей, кино, транспорт, лес, парк и т.п.; о том, что в поведении человека остается неизменным в любой ситуации, в любой среде общения.
***
Т е м ы: От чего зависит успех общения? Когда общение в радость и себе, и другим.
***
8,9 классы
Т е м ы: "Золотое правило" общения. Секреты приятного общения. Обычай - деспот или помощник? Выход в "свет". Легко ли общаться? Нужны ли рыцари сегодня? Роскошь ли общение? Откуда берется одиночество?
На уроках говорится об этических аспектах общения, об уважении личности, интересе и гуманном отношении к ней, о необходимости учитывать возраст, пол, психические особенности партнеров по общению; о важнейших правилах, обычаях и традициях общения; о том, что трагедия одиночества часто является результатом незнания или нежелания считаться с правилами общения и интересами других людей, а также о том, что общение не роскошь, а естественная потребность человека и что рыцарские атрибуты поведения украшают и человека, и само общение.
***
Т е м ы: Самая мудрая и нужная наука. Счастлив, когда к тебе тянутся люди.
Уроки о назначении вежливости, тактичности и внимательности в общении и о необходимости знаний приличий и правил поведения в различных ситуациях; об основных психологических законах общения, о связи поведения человека с общением; а также о роли общения в самочувствии и самоутверждении человека.
Литература
1. Алешин Л. О вежливости, такте и деликатности. - Л.,1990.
2. Байбурин А.,Топорков А. У истоков этикета. - Л.,1990.
3. Безруких М. Я и другие "Я", или правила поведения. - М.,1991.
4. Волченко А. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. Ценность культуры и морали. - М.,1992.
5. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. - М.,1987.
6. Дефо Д. Робинзон Крузо. /Любое издание/.
7. Дюма А. Граф Монте-Кристо. /Любое издание/. //Главы о жизни в одиночной камере и общении с аббатом.
8. Ильин Е. Искусство общения. - М.,1982.
9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. - М.,1990.
10. Матвеев В., Панов А. О культуре общения людей. - М.,1991. гл. "В мире вежливости"
11. Паламарь А. Мудрость общения. - М., 1990.
12. Рукавчук Л. Энциклопедия этикета. - С.-Пб.:"МиМ-Экспресс",1996.
13. Сафьянов В. Этика общения. - М.,1991.
14. Чиненный А., Стоян Т. Этикет на все случаи жизни. - М.,1996.
15. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. - М.,1995.
16. Ягодинский В. Как себя вести. - М.,1991. //Практический курс культурного человека.
***
5-9 классы
Т е м ы: "Братья наши меньшие" - хорошо ли им с нами? Мне не прожить без солнечного луча, щебета птиц и зелени травы! А им без меня?
Уроки о нравственных основах общения с Природой, о том, что, получая радость от общения с животным и растительным миром, нужно относиться к этому миру с предельной осторожностью и "благоговейной ответственностью" (А.Швейцер), а также о том, как отблагодарить природу за счастье общения, как ее оберегать, защищать, повседневно заботиться о ней.
Литература
1. Астафьев В. Царь-рыба. /Любое издание/.
2. Бунин И. Сны Чанга. Избр. в пяти томах.
3. Житков Б. Рассказы о животных. /Любое издание/.
4. Исаакян А. Серна. Опечаленный аист. Смерть соловья. - Избр. в двух томах. Т II. М.,1975.
5. Платонов А. Песчаная учительница. - М.: Современник,1990.
6. Пришвин М. Нерль. Советский рассказ 20-30-х годов. - М.,1985.
7. Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо. - М.: Современник,1979.
***
5-7 классы
Т е м ы: Главное орудие общения. Как наше слово отзовется. "Речь вести - не лапти плести". Как научиться говорить. "Словом можно убить, словом можно спасти..." Слово не воробей...
***
8,9 классы
Т е м ы: "Слово тоже поступок" (Л.Толстой). Поговори, чтобы я тебя увидел. (Арабская поговорка). Что сказать? Или как сказать? Когда, какое слово молвить. Краткость речи - сестра таланта.
Уроки о слове, его силе и власти, его возможностях, о слове как о главном компоненте и орудии общения, о том, что речь человека - яркий показатель его интеллекта и духовности, о "словоприкладстве", о святости родного языка и бережном отношении к нему как к великому наследию предков; эти уроки об умении пользоваться словом уместно и подобающе; о словах-волшебниках, словах врачующих, очищающих, словах ранящих, унижающих, убивающих; а также о важности умения точно, исчерпывающе выражать, излагать, объяснять, формулировать свои мысли и чувства.
***
5-9 классы
Т е м ы: Беседуем... Как? О чем? С кем? Спор, но не ссора. Спорь, но не вздорь! Специфические ситуации в речевом общении.
На уроках идет речь о правилах ведения беседы, ее организации и постановки вопросов, об умении слушать и слышать, понимать собеседника и внимать ему; о необходимости уважать чужое мнение; приличиях, этикете и правилах ведения беседы, (о чем, с кем и как можно ее вести), о ситуациях, когда возникают споры, дискуссии, об этикете их ведения; а также о народных традициях и этикете ведения бесед за столом, их характере.
***
5-7 классы
Т е м ы: Умеем ли писать письма? Для чего и кому пишем письма. Чтобы письма были желанными.
***
8,9 классы
Т е м ы: О чем "говорят" письма. Есть ли "правила" написания писем. Эпистолярный жанр - зеркало души автора и ... эпохи.
На уроках учатся писать письма, размышляют о значении данного умения и для автора, и для адресата, узнают о содержании и стиле письма, его оформлении; о чем можно и о чем нельзя писать, о том, что письмо может многое рассказать об авторе и его времени.
***
5-7 классы
Т е м ы: Шутить любят все! О чем можно, а о чем нельзя шутить. "Смеяться, право, не грешно..."
***
8,9 классы
Т е м ы: Над чем смеемся. Шутка и шутовство. Юмор и остроумие.
На уроках речь идет о важности соблюдения меры, вкуса, такта в шутках, "острых" словах, о необходимости щадить при этом самолюбие людей, считаться с их душевным настроением; об опасности сползания в шутовство, о пользе хорошей шутки и остроумия для нравственного и физического здоровья человека и общества.
Литература
1. Будагов Р. Как мы говорим и пишем. - М.,1988.
2. Гумилев Н. Слово. Стихотворения. /Любое издание/.
3. Гольдин В. Речь и этикет. - М.: Просвещение,1983.
4. Знаменитые шутят: Сборник. - М.,1994.
5. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -Л.,1991.
6. Остер Г. Книга для непослушных детей и их родителей. - М.,1994.
7. Успенский Л. Слово о словах. /Любое издание/.
8. Уроки этики. -Яр.,1994, с.103-113.
9. Формановская Н. Вы сказали: "Здравствуйте". Речевой этикет в нашем общении. - М.,1989.
10. Чарская Л. Веселое царство. Сказки голубой феи. - М.: Профиздат,1992.
11. Шефнер В. Слова. //Путешествие в страну поэзия. В двух томах. Т.II. - Л.,1970. с.374.
12. Американцы смеются. 1000 шуток и анекдотов. //Сост.-пер. Порожняков А. М.,1989.
***
5-7 классы
Т е м ы: Надо спешить творить добро. Оглянись внимательно вокруг. Быть волшебником может каждый! Сделай чудо! Какое счастье дарить радость. Поговорим о подарках.
***
8,9 классы
Т е м ы: Трудно ли быть чудотворцем? Не опоздай творить чудо. Самый дорогой подарок. Хорошо быть Солнцем! Щедрая душа - какая она? Тем подарки хороши, что исходят от души.
Уроки-размышления об особой способности человека дарить окружающим радость, о том, что делая других счастливее, человек сам становится счастливым, что чудо радости, счастья может сотворить каждый и почти всегда; о том, что дарить радость нужно без напоминания и просьб; идет разговор о подарках, рассказывается о том, кому, что, по какому поводу и как дарят подарки.
Литература
1. Генри О. Последний лист. Рассказы. /Любое издание/.
2. Грин А. Алые паруса. /Любое издание/.
3. Короленко В. Кукла. В дурном обществе. /Любое издание/. Гл.9.
4. Паустовский К. Корзина с еловыми шишками. /Любое издание/.
5. Уроки этики. - Яр.,1994, с.59-63.
6. Хрестоматия по этике. -Яр.,1995.
7. Чиненный А., Стоян Т. Этикет на все случаи жизни. - М.,1996, с.57-60.