О ВВЕДЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВО 2-х КЛАССАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБНОВЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
в 2002/2003 УЧЕБНОМ ГОДУ

(Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 №957/13-13)

Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.
Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе при 2-х часах неделю. В основной школе (5-10 классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (11-12 классы) изучение иностранного языка также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).
Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данной предмета для реализации перспективных задач развития личности таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первой ступени обучения (во 2 - 4х классах) реализуются следующие цели:
Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:
Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Устное начало позволяет продвигаться быстрее, что создаст более высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Устное начало позволяет разделить трудности звуковой и графической стороны нового для школьников языка, отодвигая чтение на позднее время.
Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.
В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учебник - это собеседник, "характер" которого ребенок уже хорошо знает, с которым ему легче общаться. Учителям известно, как трудно и им и детям переходить от одного УМК к другому.
Нередки также случаи, когда вместо тех УМК, которые специально написаны для данных условий обучения, учитель выбирает более привычные пособия. Например, в массовых школах часто используются учебники для школ с углубленным изучением языка или же в 1-2 классах используются учебники для 5 класса. Это подвергает риску результат обучения и крайне нежелательно.
Учитель, начинающий работать по УМК, которые представлены ниже для использования в эксперименте, прежде всего должен хорошо познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае, если учитель согласен с подходами авторов, он останавливает свой выбор на УМК. Это особенно важно, так как каждый из включенных в эксперимент учебно-методических комплектов основывается на различных авторских концепциях, принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку не только во 2-х, но и 3-5 классах. Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих особенностей и возможностей его учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов.
Для организации обучения учащихся во 2 классе предлагаются следующие УМК:
  1. М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская Enjоу English - 1. - М.: Титул, 1999.
  2. Е.Б. Полякова, Г.П. Раббот Учебник английского языка. - М.: РТ-Пресс, 1999.
  3. З.Н. Никитенко и др. Учебник для 2 класса. Английский язык. - М.: Просвещение, 2001.
  4. И.Л. Бим и др. Немецкий язык для 2 класса. - М.: Просвещение, 2001.
  5. Н.Д. Гальскова и др. Немецкий язык. 2 класс. - М.: Дрофа, 2002.
  6. А.С. Кулигина Твой друг французский. Учебник для 2 класса. - М.: Просвещение, 2000.
  7. Л.Б. Чепцова и др. Испанский язык. Учебник для 2 класса. - М.: Просвещение, 2002.
Все они включают не только учебник, но и книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиокассеты для работы в классе и дома, раздаточный материал.
Апробируемые в ходе эксперимента учебники построены в соответствии с современными требованиями к владению иностранным языком в начальной школе. Они отражают новейшее состояние образовательных технологий, учитывающих современные лингвофилософские, лингводидактические и психолого-педагогические воззрения на процесс овладения иностранным языком.
Представляется важным проверить данные УМК с точки зрения их посильности и доступности для второклассников, эффективности реализации личностно-ориентированного подхода, а также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных языков.

УМК "Enjoy English 1" (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) и "Enjoy English 2" (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва) предназначены для обучения английскому языку учащихся 1-4, 2-4 классов в общеобразовательной школе. Данный УМК рекомендуется использовать при учебном плане, предусматривающим не менее 2 часов иностранного языка в неделю.
Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в формировании элементарных коммуникативных умений у детей, исходя из их речевых потребностей и возможностей.
Вся серия УМК "Enjoy English" построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку. "Enjoy English 1" и "Enjoy English 2", адресованные учащимся начальной школы, являются первыми двумя частями курса английского языка "Enjoy English".
Отбор содержания осуществлялся на основе его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся этого возраста.
Каждый из учебников серии "Enjoy English" имеет свой сюжет. Согласно сюжету "Enjoy English 1" учащиеся являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать разные типичные ситуации общения, такие как "Знакомство", "Приветствие", "Проведение свободного времени с семьёй, друзьями" и т.д. Завершается обучение по данному учебнику постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в Книге для учителя. "Enjoy English 2" приглашает учащихся в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями.
В УМК "Enjoy English 1, 2" предлагаются технологии обучения произносительной, лексической и грамматической сторонам речи, которые подробно описаны в книгах для учителя.
В состав каждого из УМК для начальной школы серии "Enjoy English" входят следующие компоненты:
  1. Книга для учащегося.
  2. Методическое руководство для учителя по использованию учебника (Книга для учителя), в котором описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению основным видам речевой деятельности, а также приводятся общее тематическое планирование, таблица поурочного распределения материала, примерные конспекты занятий и сценарии спектаклей, которые были успешно поставлены и разыграны детьми, изучающими английский язык по серии "Enjoy English".
  3. Рабочая тетрадь.
  4. Книга для чтения, включенная в учебник "Enjoy English 2" в качестве приложения.
  5. Аудиокассеты.
  6. Сборник песен "Game-Songs" с аудиокассетой, который содержит более сорока аутентичных песен и игр на английском языке. Предлагаемые песни и игры соотносятся с содержанием учебников и могут быть использованы как на уроках, так и при подготовке внеклассных мероприятий.
Учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику работы в начальной школе, в УМК "Enjoy English 1" предусмотрена поурочная подача материала.
УМК по английскому языку для 2 класса авторов Е.Б. Поляковой и Г.П. Раббот.
Данный УМК включает учебник, рабочую тетрадь и книгу для учителя, 2 аудиокассеты.
УМК характеризуется, постепенным, неспешным усвоением языкового материала, его максимальной повторяемостью. По замыслу авторов, подстрочный перевод на родной язык в сочетании с прослушиванием использованных в учебнике слов, предложений и текстов и одновременной зрительной опорой на текст в учебниках позволяет учащимся качественно усваивать учебный материал. Авторы не используют популярный принцип избыточности материала и, соответственно, предлагаемый материал тщательно отобран, дозирован и сопровождается удачными примерами на отработку фонетических навыков, интересным использованием коммуникативных ситуаций.
К августу 2002 года будет выпущен видеофильмы к данному УМК.

З.Н. Никитенко и Е.И. Негневицкая, авторы Учебно-методического комплекта по английскому языку для 2 класса, базируют данный курс на следующих принципах: обучение языку как средству общения; осознанное овладение средствами общения (лексическими и грамматическими); использование игры как основного способа обучения.
Данный УМК отличают две особенности:
  1. Устный вводный курс рассчитай на изучение в течение одной четверги, построенный по оригинальной методике, обеспечивает как высокую мотивацию в изучении языка, так и высокую результативность в формировании умений аудирования и построения собственных высказываний.
  2. При обучении детей технике чтения и обучении чтению вслух и про себя используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что значительно облегчает овладение умением читать на английском языке.
Поставленные цели и задачи получают свою реализацию на специально отобранном содержании, которое нашло воплощение в следующих компонентах УМК для 2 класса:
  1. Пособие для учителя "Устный вводный курс к УМК по английскому языку для 2 класса". Создано на основе УМК по английскому языку для 1 класса авторов Е.И. Негневицкой, З.М. Никитенко и предназначено для работы в 1 четверти с целью создания коммуникативного ядра для устной речи. Включает в себя описание технологии проведения устного вводного курса и подробные сценарии 16 уроков.
  2. Книга для учителя.
  3. Учебник, построенный в соответствии с программными требованиями, имеет поурочную структуру и предназначен для коллективной работы с детьми в классе во 2, 3 и 4 четвертях. Красочное оформление дает большое количество наглядных опор для развития навыков устной речи и чтения.
  4. Книга для чтения включена в последний раздел учебника и содержит аутентичные тексты, подобранные в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей: занимательные рассказы, стихи, загадки, рифмовки. Школьники читают ее, начиная со 2 полугодия.
  5. Рабочая тетрадь. Используется для выполнения домашних заданий, формирующих наряду с грамматическими, лексическими навыками и умениями говорения и чтения, также и навыки письма и умения письменной речи. Новым в рабочей тетради являются занимательные упражнения для развития умения слушать и понимать английскую речь на слух. Тексты упражнений по аудированию записаны на аудиокассету. Задания в тетради дифференцированы по степени сложности, и ученик может выполнить те, которые ему по силам. Работа с тетрадью начинается после устного вводного курса, начиная со 2 четверти.
  6. Аудиокассеты.
  7. Альбом наглядных пособий, содержащий необходимый для обучения языку во 2 классе раздаточный материал: предметные картинки, карточки с правилами чтения, карточки со словами, транскрипционными знаками, дидактический материал для работы на уроке или дома.

УМК по немецкому языку для 2 класса общеобразовательной школы, авторов И.Л. Бим и Р.И. Рыжовой
УМК по немецкому языку для 2го класса общеобразовательной школы общего типа (учебник, две рабочих тетради, книга для учителя) соответствует новой парадигме образования: он написан в русле личностно-ориентированного, деятельностного, культуроведчески направленного подхода к обучению младших школьников.
Это находит отражение в реализуемых данным УМК целях обучения, в которых развитие и воспитание личности школьника средствами немецкого языка играет крайне существенную роль. Это проявляется в нацеленности УМК на развитие интеллектуальных способностей второклассников, на расширение их образовательного кругозора в целях создания более целостной картины мира, на развитие их самостоятельности и креативности.
Личностно-ориентированный подход находит отражение и в содержании обучения: с одной стороны, отобранная тематика, тексты, песни, рифмовки, иллюстрированный материал соответствуют возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к игровой деятельности, перевоплощению, с другой ориентированы на зону их ближайшего развития, стимулируют их познавательную активность: дети побуждаются к наблюдению, сравнению, самостоятельным выводам, рефлексии.
Благодаря использованию сказок, народных песен они приобщаются к культурному наследию страны изучаемого языка, знакомятся с некоторыми обычаями немецкого народа. Одновременно они заочно знакомятся со своими зарубежными сверстниками, их современным жизненным опытом, проблемами и побуждаются к сравнению со своим собственным жизненным опытом.
Работа над иноязычным языковым материалом (лексическим, фонетическим, грамматическим) расширяет рамки их языкового образования в целом и закладывает основы начальной языковой компетенции.
Личностная ориентация проявляется и в организации учебно-воспитательного процесса, в опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники часто ставятся в ситуацию выбора заданий (в соответствии со своими склонностями), в УМК имеется факультативный материал повышенной трудности для желающих, используются такие технологии обучения, как обучение в сотрудничестве и проектная методика.

Учебно-методический комплект "Немецкий язык" для 2 класса авторов Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез включает в себя учебник, рабочую тетрадь, 2 аудиокассеты, книгу для учителя (методическое руководство).
Основная цель УМК - развитие у учащихся основ иноязычной коммуникативной компетенции, их интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей, а также расширения картины мира младшего школьника за счет приобщения к базовым фоновым знаниям о Германии и его немецких сверстниках.
В основе УМК положены принципы коммуникативной направленности обучения иностранному языку, личностно-ориентированной направленности обучения языку, взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению и письму) на изучаемом языке, сознательности и активности обучения, доступности и посильности.
Содержание обучения немецкому языку, представленное в УМК, определяется с учетом коммуникативно-познавательных интересов и потребностей младших школьников. Оно не только отражает потребности российских школьников, но и знакомит с жизнью их сверстников за рубежом. Последнее является мощным стимулом повышения мотивации учащихся к изучению неродного для них языка.
Отличие УМК от существующих учебников и учебных пособий для начальной школы состоит в следующем. Во-первых, содержащиеся в нем задания нацелены большей частью на организацию обучения языку как процессу заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся друг с другом. Во-вторых, тексты, упражнения и дополнительный учебный материал направлены на ознакомление учащихся не только с еще одним способом речевого общения, но и с новой национальной культурой. В-третьих, содержание УМК ориентировано на развитие способности ребенка младшего школьного возраста к социальному взаимодействию с партнером по общению. В целом, содержание обучения максимально приближено к условиям и целям реального использования языка его носителями младшими немецкоговорящими школьниками.
Предлагаемое содержание УМК органично интегрирует в учебный процесс но немецкому языку различные виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста, а также творческие (интерактивные) задания, предполагающие взаимодействие учащихся друг с другом. Предлагаемая система работы позволяет исключить формальный характер изучения языка ("Надо знать") и активизировать общение учеников с целью достижения практического (нередко имеющего вне языковой характер) результата в обучении.

УМК для 2 класса по французскому языку (автор А.С. Кулигина) базируется на принципах коммуникативности, функциональности, широкого использования зрительной наглядности. Автор руководствовался структурно-функциональным методом обучения, позволяющим с первых уроков сформировать у учащихся навыки и умения практического владения языком. При этом предусматривается развитие всех четырех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
В данный УМК включены: учебник, рабочая тетрадь, прописи, аудиокассеты, книга для учителя, раздаточный дидактический материал. Кроме того, авторы предполагают также включить в состав УМК развивающие компьютерные игры.
Учебник снабжен тщательно отобранным языковым материалом. Тематика текстов близка и доступна школьникам данного возраста, носит познавательный и воспитывающий характер.
Учебник содержит большое количество упражнений и заданий игрового характера, что развивает у учащихся умения общения со сверстниками, учителем на французском языке.
В учебнике красочно представлен иллюстративный материал, способствующий беспереводному усвоению лексики и развитию монологической и диалогической речи.

В ходе экспериментального обучения испанскому языку во 2-м классе (1-й год обучения) предлагается Учебно-методический комплект по испанскому языку для 2-го класса авторов Л.Б. Ченцовой, М.В. Сухановой, состоящий из: книги для учащихся (учебника), тетради на печатной основе, книги для учителя, книг? для чтения, пособия "Дидактические материалы".
Для организации вводного курса обучения испанскому языку младших школьников рекомендуется использовать материалы Учебно-методического комплекта по испанскому языку для 1-го класса 1 и 2 четверти авторов Э.И Соловцовой, Л.Б Чепцовой, М.В. Сухановой.
Обучение на базе данных УМК позволяет обеспечить формирование начальных навыков аудироваиия, говорения, чтения и письма, заложить основы для развития умений в различных видах речевой деятельности, развивать когнитивные и коммуникативные способности детей и поддерживать их интерес к изучению испанского языка и жизни испаноговорящих сверстников.