Интеллектуальная игра

"Слава Андреевского стяга"
для учащихся 7-классов


Цель игры:
1. Способствовать углублению традиционных знаний по истории российского флота;
2. Формировать навыки творческого использования имеющихся знаний в нестандартных ситуациях;
3. Показать возможности коллективной интеллектуальной деятельности, способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: игровое поле - карта морского путешествия, морские фуражки для капитанов команд, головные уборы для Адмиралтейств-коллегии /жюри/, рисунки парусных кораблей: "Орел", "Морской коч", "Каравелла", линейный корабль, бригантина.
Цветные открытки судов: атомоход, судно-исследователь космоса, судно на "воздушной подушке".Экран хода игры "Чей флаг на марсе?", карабельный колокол для "битья склянок", сигнальные флажки для семафорной азбуки - 6 штук. Три стакана с водой, три расписные тарелки. Костюмы, шкатулка для барона Мюнхаузена и капитана Врунгеля. Дипломы, грамоты, призы для награждения.

Ход игры

Ведущий: Кто из мальчиков не мечтал о море, о неоткрытых островах!

На крыльце, на лавочке
Тесный мир и маленький,
У крыльца у лавочки - куры да трава.
А взойди на палубу,
Поднимись до селенга -
И увидишь дальние острова!
Сегодня мы наше заочное морское путешествие посвящаем 300-летию российского флота. В плавание отправляются "морские волки" 7а, 7б, 7в классов.

I конкурс /максимум 3 балла/
О своем первом судне Петр I сказал: "Судно ли водное, хотя мерой малое и только к потешному на малых водах игранию построено, но потом явилось плодоносное семя великого в России корабельного флота".
А сейчас команды, вытянув жребий, пусть возвестят о начале нашего путешествия в стиле петровских указов.
Усердие, знания и отвагу в морских испытаниях будет оценивать Адмиралтейств-коллегия в составе: (состав коллегии).
Каждый полученный балл - это ступенька по веревочной лестнице к "марсу".
Итак, какой же экипаж поднимет первым свой стяг на "марсе".
А что называют марсом? /правильный ответ 1 балл/.

Ведущий: Экипажи, по местам! Грот, стаксель и кливер пошел! Всем отход! Прекрасно "бьют склянки". Интересно, а все ли поняли мою команду?

2 конкурс /максимум баллов/
Соотнесите эти рисунки-термины с частями корабля. Бьют склянки через I минуту.
1 - Бак - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня.
2 - Банка - скамья, сиденье на шлюпке.
3 - Усы - приспособление в виде изогнутых рогообразных наделок, прикрученных с 2-х сторон мачты; служат для подвижного соединения с мачтой.
4 - Узел - единица скорости судна, соответствует одной миле в час или 0,514 м/сек.
5 - Рыбины - деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
6 - Каземат - бронированное помещение на корабле, в котором устанавливаются орудия.
7 - Марсель - прямой парус у судов с прямым вооружением.
8 - Порт - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов: пассажирские порты, орудийные порты...

3 конкурс /максимум баллов/
Кругобокий, маленький,
Вырастал на стапеле.
И был спущен на воду
Он в урочный час.
А потом на мачте мы
Паруса поставили,
И, как сердце, дрогнул
Наш компас ...
Вот мы и в пути, по левому борту караван парусных судов. Какие же суда мы будем приветствовать. Назовите их через минуту по порядку.
/Морской коч, бригантина, каравелла, линейный корабль/.
Бьют склянки.

4 конкурс /максимум баллов/
Полный штиль, мы любуемся удивительно уютной бухтой, полуостровом, группой островов, и все это нам напоминает героические страницы российского флота.
Составьте из этих обрывков карту морского сражения и определите, когда и где оно проходило?
/июль 1714г. мыс.Гангут, со шведами;
июль 1720г. о.Гренгам, со шведами;
июль 1770г. бухта Чесма, с турками/.
Через минуту бьют склянки.

5 конкурс /максимум I балл за каждый правильный ответ/
Лети, бригантина, навстречу волнам,
Пусть ветер попутный сопутствует нам.
Но по курсу рифы и мели, и чтоб благополучно миновать их, нужны бакены. Мы расставим их, если экипажи ответят на вопросы.
1. 7 февраля 1722г. Петр I издал указ переславским воеводам Ярославской губернии, в котором говорилось: "Надлежит вам беречь останки... а буде опустите, то взыскано будет на вас и потомков ваших".
Останки чего должны были беречь воеводы и почему именно в Переславле Ярославском?
/Останки яхт и галер, где проходили "Нептуновы забавы" Петра на большом Плещеевом озере у Переславля-Залесского/.
2. Какое судно Петр I называл "дедушкой русского флота"?
/английский ботик "Св. Николай", найденный у двоюродного дяди Никиты Ив. Романова юным Петром в мае 1688 г./
3. В каких водах юный Петр совершил свои первые плавания под парусами?
/на реке Яузе, а затем на Просяном пруду в Измайлове под Москвой/.
4. В каком сражении погиб в одну ночь весь основной флот огромного государства, а потери с нашей стороны составили 11 человек.
/Чесменский бой 1770 г. 24 июня. Погиб флот Турции/.
5. В ознаменование каких побед была учреждена серебряная медаль с остроумной надписью в клубах дыма горящего флота неприятеля одно слово "Был".
/Чесма 1770 г. "За победу на водах Эгейских"/.

6. В честь какой победы была выбита памятная медаль с надписью "Небывалое бывает!"
/За победу над Швецией, июль 1720 г., у острова Гренгам, командующий генерал М.М.Голицин/.
Через 1,5 минуты бьют склянки и выслушиваем ответы.

6 конкурс /максимум баллов/
Режь, бригантина, форштевнем волну,
Снеси нас на крыльях в большую страну!

Но качка и шторм залили ваши трюмы. Надо срочно откачать воду. Как, не трогая стакан с водой, удалить из него воду? Минута на обдумывание. Бьют склянки.

7 конкурс /максимум за семафорную азбуку - 2 балла, за каждый правильно отобранный предмет на необитаемом острове - 1 балл/.

И все же в шторм на ваших кораблях вспыхнул пожар. Мы даем вам список из 15 предметов, которые остались целыми и невредимыми после пожара. В дополнение каждый экипаж располагает надувным спасательным плотом с веслами. Отберите из списка 5 самых необходимых для выживания предметов.
Список предметов:

1. Секстант.
2. Зеркало для бритья.
3. Двадцатилитровая канистра с водой.
4. Противомоскитная сетка.
5. Одна коробка с запасом пищи на 1-2 дня.
6. Карты Тихого океана.
7. Подушка /плавательное средство/.
8. Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси.
9. Маленький транзисторный приемник.
10. Репеллент, отпугивающий акул.
11. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
12. Один литр спирта.
13. Пятнадцать метров нейлонового каната.
14. Две коробки шоколада.
15. Рыболовная снасть.
Через 2 минуты экипажи сообщают свое решение.

Ответ:
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена рублевыми банкнотами и спичкой /естественно, вне плота/ и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Двадцатилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с необходимым запасом пищи на 1-2 дня. Обеспечивает основное питание.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руках лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Пятнадцать метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы не упало за борт.
9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
11. Один литр спирта. Используется в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка. В тихом океане нет москитов.
15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни /пищей, водой/ заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Пока экипажи обдумывают ответ, мы приглашаем сюда по одному представителю от команды, владеющему семафорной /флажковой/ азбукой. Возможно, они смогут быстро передать "сигнал бедствия".

Один член экипажа получает флажки и табличку со словом, которое необходимо передать с помощью флажков второму члену экипажа.
Слова для передачи: шторм, пожар, спаси.

8 конкурс /за каждый правильный ответ 1 балл/
Пока экипажи отдыхают после "катастрофы", болельщики вступают в бой. За каждый правильный ответ они добавляют очко своей команде.
Вопросы:
1. Почему официальной датой рождения русского регулярного военного флота принято считать 20 октября 1696 г.?
/Тогда Боярская дума постановила: "Морским судам быть"/.
2. Что и по сегодняшний день напоминает о славной потешной флотилии Плещеева озера?
/Сохранившийся ботик "Фортуна". Дубовая шлюпка голландского типа с пятью парами уключин для весел по бортам и съемной мачтой, на которой поднимались паруса.Длина судна 7,16 м, ширина 2,44 м, высота 1,8 м./
3. Петр 1 говорил, что "всякий государь, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, ..." А что необходимо было, по мнению Петра, государю, чтобы обе руки иметь?
4. Полторы тысячи пулек ударили единым залпом. На судах, мимо которых он проходил, спускали флаги и вымпелы и клали их на палубу в знак величайшего уважения.Никогда и никому больше российский флот не оказывал таких почестей. Обращаясь к присутствующим, Петр I воскликнул: "Смотрите, как внучата веселят и поздравляют! От него ... флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!" Кому была оказана такая честь?
/Ботику "Св. Николай"/
5. Почему Петр I дал своему первому судну-ботику имя "Святой Николай"?
/Святой Николай считался покровителем моряков и мореплавания/.

6. На какие типы кораблей капитанам быть - почет особый, и доверялся этот пост в XVIII веке лишь по именному указу Екатерины II?
/Линейные корабли - линкоры/.
7. Зачем парусные корабли перед дальним плаванием обшивали просмоленным войлоком, обивая поверх него дюймовыми досками?
/Это предохраняло от древоточцев-жучков/.

8. Зачем в длительное плавание в XVIII веке наряду с запасами провизии брали мешки с еловой хвоей?
/Завары из хвои предохраняли от цинги/.
9. В какой прославленной кампании русского флота участвовал корабль с необычным, но звучным именем "Не тронь меня"?
/Чесма, 1770 г./.
10. Что означает синий крест на Андреевском флаге?
/Апостол Андрей Первозванный по евангельской легенде рыбак, покровитель тех, кто связан с морской стихией. Считается, что он кончил жизнь на кресте, брусья которого скреплены наискось - отсюда и форма андреевского креста. Сначала морской флаг России был трехцветный: бело-сине-красный с крестом, с 1699 г. при Анне Иоановне белый с крестом, при Елизавете Петровне вновь трехцветный, Екатерине II - белый с крестом, Павле I - трехцветный, с 1865 г. при Александре II - белый с крестом/.
11. На каком ордене СССР есть изображение известного корабля?
/Орден Октябрьской революции, крейсер "Аврора"/.

9 конкурс
Все взрослые люди пусть вспомнят о ней,
О песне счастливых и солнечных дней.
Причаль, бригантина, к острову Детства,
Наполнены сказками поле и лес там!
Вот мы и добрались до сказочного места "Острова сокровищ". Встречайте всем хорошо известных барона Мюнхаузена и капитана Врунгеля. В их "правдивых" рассказах есть много неточностей, прислушайтесь и найдите их, запишите, не перебивая рассказчиков.
Капитан Врунгель /КВ/. Несите осторожней, барон, он от дряхлости рассыпается.
Барон Мюнхаузен /БМ/. Этот ларец наверняка клад Степана Разина, он по Волге как раз (до Рыбинска дошел) и спрятал его на этом острове.
КВ: Но он свои сокровища, говорят, спрятал в стволах чугунных пушек.
БМ: Огнем пушек он спалил весь государственный флот - 50 судов,стоявших на Волге, там и сгорел (первенец Петра I корабль "Сокол", четырехмачтовый, одной команды 140 человек).
КВ: 150 судов было до Петра I, значит, российский флот намного старше британского.
БМ: Да, российские поморы до Аляски добрались,так что нынче праздновать бы 1250 российскому флоту.
КВ: Да, на Руси всякий правитель хочет вести счет великих деяний со своих указов.
БМ: И все же я вспоминаю Петра I, помню, как он обратился к нам, мол, не за (Петра, за Родину воюете). Ох, и дали мы тогда шведскому флоту (под Нарвой).
КВ: Мне рассказывали, что (Карл I) тогда (в пятку ранен) был и все кричал: "Шведы, шведы, несите меня в Азов, там в крепости укроемся!"
БМ: А как мы их (в 1770 году с Федором Ушаковым) обманули у Гангута. Корабли (волоком) перетащили и ударили с тыла.
КВ: Послушайте, барон, не вы ли уж под командой (Георгия Спироидова) били шведов при Гренгате.
БМ: Именно мы на медали (Екатерина II) так и приказала выбить: ("Чему быть, тому быть!") А сам адмирал был награжден высшим орденом России - (Святого Георгия).
КВ: Какое славное боевое прошлое у вас, барон!
БМ: Между прочим, я совершил свой знаменательный полет на ядре в Чесменской бухте. Гранитные ядра турок мы тогда ловили -  и тут же в стволы наших пушек вставляли, делая один выстрел за другим. Пушки нагревались и даже взрывались.
КВ: Но тогда на кораблях мог возникнуть пожар?
БМ: Именно так, но мы это обернули в свою пользу, мы направили (горящий флагман) на турецкую эскадру. И все: 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и много мелких судов - все сгорело. В огне погибло 11 тысяч турок.
КВ: Да, славное было время. И все же, барон, как бы нам открыть ларец и не повредить его, ведь тут шифр: 6 букв и цифра.

Ведущий: Экипажи, давайте поможем незадачливым кладоискателям. Но сначала назовите какие ошибки они "случайно" допустили в своих воспоминаниях.
Ошибки:
1. С.Разин по Волге выше Симбирска не поднимался.
2. Один из первых кораблей был "Орел" и построен еще при Алексее Михайловиче Романове, имел 3 мачты и экипаж 40 матросов и 20 "солдат корабельных".
3. Под Нарвой сражение было сухопутным, и Россия его проиграла.
4. Обращение Петра I: "Не за Петра, но за государство, Петру врученное, за свой род, за отечество ... сражайтесь" - произнесено перед боем под Полтавой.
5. Карл XII.
6. Карл XII был ранен под Полтавой и бежал, но не в Азов, т.к. это была уже отбитая у турок русская крепость.
7. Сражение при Гангуте было в 1714 году под командованием Петра I и Ф.М.Апраксина. Корабли череч полуостров не перетаскивали.
8. Сражение под Гренгамом вел генерал М.М.Голицын.
9. Медаль в честь Гренгами выбита по приказу Петра I с надписью "Небывалое бывает!"
10. Высшая награда России - орден Св.Андрея Первозванного.
11. Турецкий флот в Чесменской бухте был сожжен благодаря брандеру под командованием лейтенанта Д.С.Ильина.

10 конкурс /за 1 угаданную букву 1 балл/
А теперь взгляните на шифр ларца. Вот подсказки к шифру:
1 2 3 4 5 6 7
С 1 Р А З И Н
1. Первая буква фамилии командующего экспедицией балтийского флота вокруг Европы и в Средиземное море /адмирал Григорий Андреевич Спиридов/.
2. Количество мачт на морских кочах / 1 /
3. Первая буква фамилии командующего Пружским походом в 1711 году / Романов Петр I /
4. Первая буква фамилии одного из командующих в сражении при Гангуте./ адмирал Ф.М.Апраксин /
5. Зеркальное отражение первой буквы имени правительницы России, сидевшей на престоле 34 года.
/ Екатерина II - З /
6. Первая буква фамилии командира брайдера, благодаря которому сгорел турецкий флот в Чесменской бухте.
/ лейтенант Д.С.Ильин /.
7. Первая буква фамилии прославленного флотоводца России, проведшего последнее сражение парусного флота Синонский бой./ адмирал Павел Степанович Нахимов /.

11 конкурс /за найденное решение 2 балла /
Шифр разгадан и мы открываем заветный ларец, но здесь нет ожидаемых сокровищ, лишь старые свитки и три загадочных тарелочки. Всего минута дается экипажам , что бы прочесть загадочные надписи на этих старинных блюдах.
Бьют склянки, и звучит ответ:
1. Жди горя с моря, беды с воды.
2. Где вода, там и беда.
3. Воды и царь не уймет.

12 конкурс /максимум баллов /
Мы покидаем наш остров.
Да здравствует дружба и море!
Да здравствует все, что не купишь
На черное золото Флинта!

Мы садимся на первоклассные современные морские лайнеры. Выдаются открытки:

1 - атомохода;
2 - судна исследователя космоса;
3 - судна на воэдушной подушке.

А насколько вы знаете технические возможности своих судов?Вперемежку называются характеристики всех 3-х судов, экипаж поднимает открытку своего судна, если данная характеристика соответствует этому судну.

Характеристики:

1. Двигатель судна работает на ядерной энергии./ 1,2 /
2. Обеспечивает наблюдение, когда "радиовидимость" с территории России невозможна./ 2 /
3. Принцип движения судна на "воздушной смазке", разработчик К.Э.Циолковский в 1927 году./ 3 /
4. Реактор дает тепло для образования пара, который вращает турбины, приводящие в движение винты./ 1,2 /
5. Ему не нужны пристани./ 3 /
6. Развивает скорость 135 км/час./ 3 /
7. Оснащен большими параболическими радиолокационными антеннами./ 2 /
8. Может плавать, не зазходя в порты более года./ 1,2 /
9. Применяются газовые турбины./ нет /
10. Передает информацию на борт космических кораблей и искусственных спутников / 2 /
11. Как ковер-самолет мчится под водой, снегом, льдом, над пересохшим руслом./ 3 /
12. Не пополняя запаса топлива смог бы совершить подряд 6 кругосветных плаваний. / 1 /
13. Возможно строительство судов такого типа со скоростью 260 км/час. / 3 /
14. Работает круглый год при любой глубине водоема./ 3 /
15. Льды практически не могут его раздавить./1,3 /
Бьют склянки.

Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
Если вдруг покажется пыльною и плоскою,
Злой и надоевшею вся земля,
Вспомни, что за дальнею, пыльною полоскою
Ветер треплет старые марселя...

Слово берут члены Адмиралтейств - коллегии.
Вручаются:
1. Дипломы из ларца с острова сокровищ самым остроумным членам экипажа "За волю к победе!"

Диплом

Я, таинственная и легендарная Бабушка пирата, подтверждаю, что_________________, несмотря на свирепые ветры, злые волны, пробоины и сломанные мачты, мужественно прошел испытания парусного путешествия и за волю к победе удостоился звания "Морского волка".
Бабушка пирата
ноябрь 1995 г.

2. Грамоты и подарки экипажам, водрузившим свои флаги на марсе "Каравеллы".

Грамота
Сия утверждает, что экипаж ____________ класса участие принял в историческомплавании 300-летию российского флота посвященном, обретая в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе занял ____ место.
Радуйтесь, отроки, ибо кака солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам.

А дана сия грамота в лето___, месяца____, дня______.

Лучшему капитану экипажа вручается орден Командира с якорями.


Список использованной литературы

1. Корабли-герои. Под общ. ред. адмирала Алексеева. - М., Изд. ДОСААФ, 1976.

2. Г.Смирнов. Корабли и сражения.- М. "Детская литература", 1975.

3. М.Михайлов, О.Соколов. От дракара до крейсера. - М., "Детская литература",

1975 / из серии "Знай и Умей" /.

4. Самсон Глизев. На земле, в небесах и на море. - М., "Молодая гвардия", 1969.

5. Детская энциклопедия.

6. ж-л "Военные знания" - 1994-95 гг., рубрика "Российскому флоту 300 лет".

7. Набор открыток. П.Павлинов "От плота до "Метеора". - М., "Изобр. искусство", 1971.

8. Набор открыток. Э.Рапопорт "Маленькие мореплаватели". - М., "Изобр. искусство", 1971.

9. Я.Гордин. Пусть каждый пополнит свой долг./повесть о Северной войне/ - М., "Детская литература", 1970.

10. В.Шигин. Чесма./Роман-газета - 1995- N6 /.

11. И.И.Фирсов. Петра творенье. - М., "Молодая гвардия", 1992.

12. В.Проватилов. Гангутский бой. - Л., "Детская литература", 1989.

13. А.Митеев. Ветры Куликова поля. - М., "Детская литература", 1984.

На предыдущую страницу