Е.Л. Плисецкий

ПРОГРАММА

КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК
(68ч)

Объяснительная записка

Как известно из истории географического образования, курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учебных заведениях (коммерческих училищах) дореволюционной России, а также в ряде зарубежных государств - Бельгии, Германии, Англии, США и др.

Появление в XIX в. отечественных работ по коммерческой географии и выделение ее в самостоятельную учебную дисциплину (первое издание “Очерка коммерческой географии и хозяйственной статистики России” Л.Д. Морева, например, относится к 1888 г.) связано с формированием капиталистического рынка в России и бурным развитием в этот период промышленности, сельского хозяйства и торговли, что потребовало от будущих предпринимателей овладения знаниями о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, особенностях их хозяйства, путях и средствах сообщений, "трудовых навыках населения, рынках сбыта, государственном устройстве и т.д.

Однако уже в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, сформировавшей более широкий и “комплексный” предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный учебный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, “растворившись” в более общих (страноведение, экономическая география) дисциплинах, заменивших ее в учебном процессе.

Целесообразность “возрождения” данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической научной мысли) как учебной дисциплины обусловлена необходимостью по новому взглянуть на происходящие в экономике и социальной сфере страны изменения, связанные с переходом к рынку и интеграцией России в мирохозяйственные связи.

Обновляя содержание курса, хотелось бы вместе с тем сохранить историческую преемственность (“коммерческую специфику”), предполагающую более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов географии, которые могут представлять научный и практический интерес для тех, кто в будущем рассчитывает заняться предпринимательской деятельностью.

Ограниченный круг теоретических вопросов и преимущественно прикладкой характер курса соответствуют его целевой установке — дать учащимся определенную сумму географических знаний и навыков работы с фактографическим материалом, необходимых для их профильной подготовки.

Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов средних общеобразовательных и специализированных (коммерческие училища, колледжи) учебных заведений с опорой на знания, полученные при изучении физической (VIII класс), экономической и социальной географии (IX—Х классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он включает 2 части (по 34 ч каждая). В первой части изучаются основы коммерческой географии, дается представление об общих предпосылках и факторах территориальной организации рынка России, рассмотрены особенности и проблемы развития отраслевых рынков товаров и услуг и рыночной инфраструктуры.

Во второй части раскрывается значение и содержание региональной политики как инструмента, с помощью которого государство обеспечивает свое участие в развитии региональной экономики и рынка; освещаются проблемы формирования региональных рынков и их взаимодействия в рамках общенационального рынка, вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; приводится характеристика России как субъекта международного рынка, тенденций в развитии мировой торговли и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.

Периодичность занятий - 1 ч. в неделю (при изучении курса в течение одного года - 2 часа в неделю).

Основные цели и задачи курса

1. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

2. Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.

3. Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов) статистическими показателями.

4. Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с зарубежными государствами, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.

5. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка и место на нем Российской Федерации, раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества, охарактеризовать внешнеэкономические связи России.

6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.

Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий — лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные задания и др.).

Основные разделы первой части курса и примерное распределение часов

 

Количество часов

Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем.

Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

5

Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка.

Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства.

Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка.

Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка.

Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности.

10

7

3

Раздел 2. География отраслевых рынков.

Тема 3. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Тема 4. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг.

Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг.

11

6

5

Раздел 3. География инфраструктуры рынка.

Тема 5. Территориальная организация торговли.

Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли.

Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности). Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций.

Тема 7. География коммуникационных систем.

Особенности и проблемы функционирования транспорта, связь, телекоммуникации, информационные системы.

8

2

4

2

Итого

34

Основные разделы второй части курса и примерное распределение часов

 

Количество часов

Введение. Региональная политика и рынок.

Неоднородность природно-географического пространства России, проблемный характер взаимоотношений территорий и различные стартовые условия вхождения их в рынок, цели и задачи региональной политики, понятие региона и регионального рынка, экономические механизмы регионального развития и формирования региональных рынков (зарубежный и отечественный опыт).

4

Раздел 1. География региональных рынков.

Тема 1. Региональные рынки европейской части России.

Особенности, проблемы и перспективы развития товарного производства и региональных рынков Центральной России, Северо-запада и Севера Европейской России, Урало-Поволжья, Европейского Юга; межрегиональные хозяйственные связи.

Тема 2. Рынки Сибири и Дальнего Востока.

Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в азиатской части России; товарные рынки Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока; проблемы и перспективы регионального развития, участие регионов в межтерриториальном обмене и внешнеэкономической деятельности.

Тема 3. Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере.

Природно-экологические и социально-экономические условия и факторы развития предпринимательства в зоне Севера, приоритеты региональной политике на Севере, перспективные инвестиционные проекты в северных регионах

16

8

5

3

Раздел 2. Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений.

Тема 4. Современные тенденции в развитии мирового рынка.

Международная торговля товарами и услугами, международное движение капитала и мировые финансовые центры, мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция (современные процессы, участие в них регионов мира, групп стран и отдельных государств, в том числе России).

Тема 5. Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе.

Место России на мировом рынке, географическая ориентация и товарная структура внешней торговли Российской Федерации, зарубежные государства - ведущие деловые партнеры России, российские регионы наиболее активно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, новые формы и направления внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с другими странами (инвестиционная деятельность, создание совместных предприятий, свободных экономических зон и др.)

Тема 6. География внешнеэкономических связей России.

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ, внешнеэкономические связи Российской Федерации с промышленно развитыми странами мира, странами с переходной экономикой и развивающимися государствами.

14

5

3

6

Итого:

34

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: ОАО “Издательство “Экономика”, 1999.

2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: “Просвещение”, 1990.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Издательство Михайлова, 1998.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. -М., 1993.

6. Морев Д.Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. -СПб., 1910.

7. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 10 кл. -Яросл.: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995-1996.-Т. 1-3.

8. Максаковский В.П. Географическая культура. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

9. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.- ОАО “Издательство “Экономика”, 1999

10. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России.-М.,2001.

11. Соболев М.Н. Коммерческая география России: Очерк хозяйственной статистики и география России сравнительно с иностранными государствами.-М.,1916.

12. Журналы: Внешняя торговля, Мировая экономика и международные отношения. Российский экономический журнал, Экономист,, Эксперт и др.

13. Атлас: Экономическая социальная география России. 9 класс. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2000.

14. Атлас: Экономическая социальная география мира. 10 класс. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2000.

Учебно-методический комплект “Коммерческая география. Россия и мировой рынок” включает учебник в двух частях: Часть 1. 10 класс, Часть 2. 11 класс, две рабочие тетради и методическое пособие для учителя.