В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление
мнений учащихся и учителей о педагогических играх.
Среди учащихся 6 -9 классов лицея № 1 г.Тутаева было проведено анкетирование, цель которого выявить отношение учащихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот выбор. Результаты анкетирования отражены в диаграмме 1 и таблицах 1 и 2.
Диаграмма 1. Мнение учащихся о разных формах урока по параллелям.
Таблица 2. Мотивация выбора учащимися игровой формы урока.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор этой формы приходится на 6-е и 9-е классы.
- Различия в выборе игровых уроков между классами одной параллели, различаются по уровню незначительно и составляют 10-15%.
- Связи между выбором игровой формы и успешностью обучения данных учащихся не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.
- Значительны различия относительно выбора других форм урока. Так, предпочтение обычному (комбинированному) уроку отдают учащиеся 7-х и 9-х классов. Причем различия в выборе такой формы существуют и между классами одной параллели. Так в параллели 7-х классов наибольшее число учащихся выбирают комбинированную форму в слабом классе (52%). А в классе, который в начальной школе обучался по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, выбирают всего 16 % учащихся. Средний по уровню класс занимает промежуточное положение (44%). В 9-х классах ситуация обратная: комбинированную форму выбирают 58% учащихся сильного класса физико-математического профиля, и только 31% более слабого гуманитарного.
- Достаточно интересна ситуация, связанная с уроками-практикумами. Большой интерес они вызывают у учащихся 6-х и 7-х классов (34% и 37%), а в 8-х и 9-х классах он постепенно снижается. Аналогичная ситуация с уроками зачетной формы.
Но между классами в параллелях относительно урока-практикума существуют значительные различия. Так в 6-х, 7-х и 8-х классах эту форму урока выбирает значительное число учащихся сильных классов (52%, 50%, 30%), а в 9-х классах большее предпочтение отдают учащиеся слабого класса (37% против 21%). Отношение к урокам-зачетам между классами в параллелях различается незначительно.
Анализ мотивов выбора учащимися игровых форм урока показывает следующее:
1. Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые
позиции во всех классах занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
2. Существуют некоторые возрастные различия. Так, учащиеся 6-х и 7-х классов выделяют возможность повторения материала, а в 8-х и 9-х классах этот мотив отсутствует. Объяснить это, очевидно, можно тем, что в 6-х и 7-х классах доминируют игры-состязания, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8-х и 9-х классах эти игры постепенно замещаются имитационными, которые применяются на других этапах обучения. Мотивы отдыха, развлечения, получения удовольствия занимают незначительное место среди других мотивов, но количество учащихся, указывающих их, несколько увеличивается с возрастом.
В 6-х и 7-х классах несколько человек свой выбор этой формы урока объясняют возможностью общения. В 8-х и 9-х классах для 5-ти человек значимым является получение хороших оценок.
Более полно мотивы выбора учащимися показаны в таблице 2.
Процесс развития игровых способов обучения географии можно проследить по публикациям в методическом журнале "География в школе" (диаграмма 2). Анализ статей журнала за последние 18 лет: (период наиболее активного освоения игровых технологий), с 1985 по 2002 г.г., выявил следующие тенденции:
1. На протяжение всего этого периода наблюдается постепенное повышение интереса учителей географии к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций.
2. Постепенно меняется выбор игровых сюжетов учителями географии, существуют значительные отличия в разработках разных лет.
В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для 6-7 классов, они достаточно однотипны и с нечетко прописанными правилами.
В 90-е годы заметно увеличивается количество публикаций с описанием игр-творческого содержания -соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными. Игры-соревнования "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Лего-го", "Звёздный час", "Геобизнес", "Геошанс", "Последам Робинзона", "Морской бой", "Австралийский серпантин", "Роза ветров", "Остров сокровищ". Ролевые игры: "Юный менеджер", урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т.д. Практически все разработки имеют четко оформленные правила и их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу географии. В 1991 г. Г.С.Кулинич и В.В. Николина (2) разделяют игры на группы и дают их описание, а в 1996 г. С.П.Спичак и С.В.Тесленко (4) расширяют это описание. Но и в том и в другом случае это только достаточно разнообразные наборы дидактических игр, которые еще не образуют единую систему.
3. Во второй половине 90 -ых годов начинается разработка игровых систем. В 1996 году О.О.Жебровская ( 1) предлагает первый игровой комплекс для 6 класса, в который включены игровые методы по всем темам курса, логически связанные между собой. В эти же годы появляются игры для 9-10 классов. В 2001 году В.В.Мартемьянов (3) предлагает игросистему для 6-8 классов.
4. За период 2000-2002г.г. в журнале описывается наибольшее число (29) разработок игр. Они становятся еще более разнообразными. Л.М.Дмитриева ("Дидактические игры по теме "Природные зоны мира" 2000,. №7) предлагает описание 6 вариантов игр, направленных на тренировку памяти, внимания, воображения, мышления.
Как видно, развитие игровых методов продолжается и идёт от описания отдельных разрозненных игр к постепенному созданию целых комплексов и систем игр, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами (график 1).
Диаграмма 2. Количество публикаций с описанием игр по классам.
График1. Изменение числа публикаций об игровых технологиях в журнале "География в школе"
Исследование тенденций развития игровых технологий и практики их использования помогает совершенствованию собственного педагогического опыта.
Представляло интерес выяснить, насколько активно используют в своей практике накопленный опыт работающие учителя; от каких факторов зависит выбор учителем форм урока; в чем он видят достоинства и недостатки игровых технологий; какие проблемы существуют в развитии игровых технологий в настоящее время.
Для ответа на эти вопросы было проведено анкетирование учителей разных предметов, работающих в лицее № 1 города Тутаева и учителей географии города. Результаты анкетирования отражены в диаграмме и таблице (диаграмма 3, таблица 3).
Диаграмма 3. Частота использования учителями игровых форм урока.
Учителя отмечают как достоинства игровых технологий, так и трудности в их использовании. По мнению учителей, они заключаются в следующем:
Таблица 3. Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей.
Из анализа анкет можно сделать следующие выводы:
- Учителей, совсем не использующих в своей практике игровых методик, не выявлено.
- Активность использования игровых технологий от преподаваемого предмета зависит незначительно.
- Большая зависимость существует от личностных особенностей учителя, частично от его возраста (чаще используют молодые) и от возраста учащихся (чаще в 6-7 классах).
- Большинство учителей главными целями использования игровых технологий
выделяют повышение интереса и активизацию учащихся, и только небольшой процент учителей отмечают обучающие и развивающие возможности игр.
- Среди недостатков называют более сложную организацию урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока.
Влияние недостатков, на которые указывают учителя, можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием. Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Необходимо продолжать развитие системного подхода к игровой деятельности.
Литература.
1. О.О.Жебровская, Игровой комплекс. География в школе,1996, № 6
2. С.Г.Кулинич, В.В. Николина. Географические игры. География в школе, 1991, №1
3. В.В.Мартемьянов, Игросистема в преподавании географии. География в школе, 2001, № 8
4. С.П.Спичак, С.В.Тесленко, Игры на уроках географии. География в школе, 1996, № 2