Отношение учащихся и учителей географии к игровым технологиям обучения

И.В. Данилова,
учитель географии лицея № 1 г. Тутаева

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.

Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.

Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление мнений учащихся и учителей о педагогических играх.

Среди учащихся 6 -9 классов лицея № 1 г.Тутаева было проведено анкетирование, цель которого выявить отношение учащихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот выбор. Результаты анкетирования отражены в диаграмме 1 и таблицах 1 и 2.

Диаграмма 1. Мнение учащихся о разных формах урока по параллелям.
  6-а 6-б 7-а 7-б 7-в 8-а 8-б 9-а 9-б
а 22% 29% 16% 52% 44% 10% 10% 58% 31%
б 52% 17% 50% 24% 40% 30% 25% 21% 37%
в 100% 87% 66% 76% 64% 70% 60% 79% 94%
г 8,7% 12% 16% 5% 20% 10% 10% 0 0

Таблица 1. Мнение учащихся о разных формах урока внутри параллелей.
Мотивы выбора 6-е 7-е 8-е 9-е Всего
1. Интересно 12 18 18 15 63
2. Получение новых знаний 16 9 6 9 40
3. Легче усваивается и запоминается материал 2 8 6 10 26
4. Хорошая возможность для повторения 10 5 - - 15
5. Удовольствие, отдых, развлечение, азарт 4 3 5 6 18
6. Общение, совместная работа, возможность совещаться 2 1 3 - 6
7. Меньше нагрузка - - - 3 3
8. Хорошие оценки - - 3 2 5
9. Не смогли объяснить 6 7 2 - 15
Таблица 2. Мотивация выбора учащимися игровой формы урока.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор этой формы приходится на 6-е и 9-е классы.
  2. Различия в выборе игровых уроков между классами одной параллели, различаются по уровню незначительно и составляют 10-15%.
  3. Связи между выбором игровой формы и успешностью обучения данных учащихся не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.
  4. Значительны различия относительно выбора других форм урока. Так, предпочтение обычному (комбинированному) уроку отдают учащиеся 7-х и 9-х классов. Причем различия в выборе такой формы существуют и между классами одной параллели. Так в параллели 7-х классов наибольшее число учащихся выбирают комбинированную форму в слабом классе (52%). А в классе, который в начальной школе обучался по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, выбирают всего 16 % учащихся. Средний по уровню класс занимает промежуточное положение (44%). В 9-х классах ситуация обратная: комбинированную форму выбирают 58% учащихся сильного класса физико-математического профиля, и только 31% более слабого гуманитарного.
  5. Достаточно интересна ситуация, связанная с уроками-практикумами. Большой интерес они вызывают у учащихся 6-х и 7-х классов (34% и 37%), а в 8-х и 9-х классах он постепенно снижается. Аналогичная ситуация с уроками зачетной формы.

Но между классами в параллелях относительно урока-практикума существуют значительные различия. Так в 6-х, 7-х и 8-х классах эту форму урока выбирает значительное число учащихся сильных классов (52%, 50%, 30%), а в 9-х классах большее предпочтение отдают учащиеся слабого класса (37% против 21%). Отношение к урокам-зачетам между классами в параллелях различается незначительно.

Анализ мотивов выбора учащимися игровых форм урока показывает следующее:
 
1. Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:
    -интерес к такой форме урока;
    -усвоение новых знаний;
    -более лёгкое усвоение и запоминание материала.
2. Существуют некоторые возрастные различия. Так, учащиеся 6-х и 7-х классов выделяют возможность повторения материала, а в 8-х и 9-х классах этот мотив отсутствует. Объяснить это, очевидно, можно тем, что в 6-х и 7-х классах доминируют игры-состязания, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8-х и 9-х классах эти игры постепенно замещаются имитационными, которые применяются на других этапах обучения. Мотивы отдыха, развлечения, получения удовольствия занимают незначительное место среди других мотивов, но количество учащихся, указывающих их, несколько увеличивается с возрастом.

В 6-х и 7-х классах несколько человек свой выбор этой формы урока объясняют возможностью общения. В 8-х и 9-х классах для 5-ти человек значимым является получение хороших оценок.

Более полно мотивы выбора учащимися показаны в таблице 2.

Процесс развития игровых способов обучения географии можно проследить по публикациям в методическом журнале "География в школе" (диаграмма 2). Анализ статей журнала за последние 18 лет: (период наиболее активного освоения игровых технологий), с 1985 по 2002 г.г., выявил следующие тенденции:
 
  1. На протяжение всего этого периода наблюдается постепенное повышение интереса учителей географии к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций.
  2. Постепенно меняется выбор игровых сюжетов учителями географии, существуют значительные отличия в разработках разных лет.

В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для 6-7 классов, они достаточно однотипны и с нечетко прописанными правилами.

В 90-е годы заметно увеличивается количество публикаций с описанием игр-творческого содержания -соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными. Игры-соревнования "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Лего-го", "Звёздный час", "Геобизнес", "Геошанс", "Последам Робинзона", "Морской бой", "Австралийский серпантин", "Роза ветров", "Остров сокровищ". Ролевые игры: "Юный менеджер", урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т.д. Практически все разработки имеют четко оформленные правила и их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу географии. В 1991 г. Г.С.Кулинич и В.В. Николина (2) разделяют игры на группы и дают их описание, а в 1996 г. С.П.Спичак и С.В.Тесленко (4) расширяют это описание. Но и в том и в другом случае это только достаточно разнообразные наборы дидактических игр, которые еще не образуют единую систему.
 
  3. Во второй половине 90 -ых годов начинается разработка игровых систем. В 1996 году О.О.Жебровская ( 1) предлагает первый игровой комплекс для 6 класса, в который включены игровые методы по всем темам курса, логически связанные между собой. В эти же годы появляются игры для 9-10 классов. В 2001 году В.В.Мартемьянов (3) предлагает игросистему для 6-8 классов.
  4. За период 2000-2002г.г. в журнале описывается наибольшее число (29) разработок игр. Они становятся еще более разнообразными. Л.М.Дмитриева ("Дидактические игры по теме "Природные зоны мира" 2000,. №7) предлагает описание 6 вариантов игр, направленных на тренировку памяти, внимания, воображения, мышления.

Как видно, развитие игровых методов продолжается и идёт от описания отдельных разрозненных игр к постепенному созданию целых комплексов и систем игр, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами (график 1).


Диаграмма 2. Количество публикаций с описанием игр по классам.

График1. Изменение числа публикаций об игровых технологиях в журнале "География в школе"

Исследование тенденций развития игровых технологий и практики их использования помогает совершенствованию собственного педагогического опыта.

Представляло интерес выяснить, насколько активно используют в своей практике накопленный опыт работающие учителя; от каких факторов зависит выбор учителем форм урока; в чем он видят достоинства и недостатки игровых технологий; какие проблемы существуют в развитии игровых технологий в настоящее время.

Для ответа на эти вопросы было проведено анкетирование учителей разных предметов, работающих в лицее № 1 города Тутаева и учителей географии города. Результаты анкетирования отражены в диаграмме и таблице (диаграмма 3, таблица 3).


Диаграмма 3. Частота использования учителями игровых форм урока.

Учителя отмечают как достоинства игровых технологий, так и трудности в их использовании. По мнению учителей, они заключаются в следующем:

Достоинства Недостатки Этапы обучения, на которых используются игры
1. Повышение интереса 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной 1. Обобщение-повторение
2. Активизация учащихся 2. Занимают много времени 2. Закрепление
3. Лучшее усвоение 3. Не для любого материала 3. На любом этапе
4. Объединение коллектива 4. Требуют много подготовки 4. Контроль знаний
5. Развитие мышления 5. Сложности в оценке учащихся 5. Изучение нового материала
6. Разрядка напряжения, смена деятельности 6. Не позволяет формировать систему знаний 6. Постановка цели, проблемы
7. Соревновательность, доступность 7. Работа одних и тех же учащихся  
8. Развитие творческих способностей    
9. Формирование ответственности    
10. Хороший способ закрепления    

Таблица 3. Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей.

Из анализа анкет можно сделать следующие выводы:

  1. Учителей, совсем не использующих в своей практике игровых методик, не выявлено.
  2. Активность использования игровых технологий от преподаваемого предмета зависит незначительно.
  3. Большая зависимость существует от личностных особенностей учителя, частично от его возраста (чаще используют молодые) и от возраста учащихся (чаще в 6-7 классах).
  4. Большинство учителей главными целями использования игровых технологий выделяют повышение интереса и активизацию учащихся, и только небольшой процент учителей отмечают обучающие и развивающие возможности игр.
  5. Среди недостатков называют более сложную организацию урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока.

Влияние недостатков, на которые указывают учителя, можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием. Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Необходимо продолжать развитие системного подхода к игровой деятельности.
 
 

Литература.

1. О.О.Жебровская, Игровой комплекс. География в школе,1996, № 6
2. С.Г.Кулинич, В.В. Николина. Географические игры. География в школе, 1991, №1
3. В.В.Мартемьянов, Игросистема в преподавании географии. География в школе, 2001, № 8
4. С.П.Спичак, С.В.Тесленко, Игры на уроках географии. География в школе, 1996, № 2