Урок-семинар по теме
“Центральный район” в курсе социальной
и экономической географии России
Краюшкина О.Б.,
Экономика нашей страны сегодня такова, что ее изучение просто не может не быть проблемным. Поэтому учитель, ведущий курс экономической и социальной географии России не может быть повествовательным. Проблемное содержание требует и проблемных, активных методов его изучения. Содержание и методы определяют наиболее подходящие формы работы. Одной из таких форм является урок-семинар.
Для учащихся семинарское занятие - это нечастая и достаточно сложная форма работы. Поэтому учеников прежде, чем вести семинары, необходимо знакомить с такой формой работы. В чем же состоит специфика урока-семинара, в каких случаях он является оправданным и отчего зависит его успех? Разберемся в этих вопросах, опираясь на практику проведения такого урока.
Классической схемой, определяющей место семинара в системе уроков, является такая, когда первоначально проводится одна или несколько лекций, затем обычные уроки, на которых идет отработка и конкретизация знаний и умений, завершают цикл семинар и зачет. Однако в школьном варианте возможны отступление от этой схемы — лекции или зачет могут отсутствовать. Незыблемыми моментами являются следующие: предварительная самостоятельная работа учащихся по вопросам и их коллективное изложение в классе.
Безусловно, что не для каждой темы семинарское изложение является удачной формой. Оно оправдано лишь там, где рассматриваемые вопросы неоднозначны, где может возникнуть полемика и разные варианты ответов. Но такая форма — выход для учителя в изучении тех вопросов экономики, которые не решены в нашем обществе вообще.
Курс географии 9 класса полон таких вопросов; вопросов не только допускающих дискуссию, но и стимулирующих ее. Такими темами на взгляд автора являются: демографическая ситуация в России, урбанизация в стране, особенности национальной экономики, роль различных районов Росси в экономике страны.
В качестве примера рассмотрим один из таких уроков о роли Центрального района в экономике России. Этот семинар повторительно-обобщающий. Он завершает цикл уроков по Центральному экономическому району. Изучение района велось по типовой схеме. Однако методы и приемы, используемые на обычных уроках, уже готовили учащихся к активному участию в семинарском занятии. Это были и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требовалось объяснить причинно-следственные связи, идущие на первый взгляд вразрез с обычными представлениями.
Покажем теперь ход работы во время семинарского занятия.
Тема |
Центральный район. Особая роль. Есть ли она?
|
|||
Вступление |
Сегодня мы проводим семинарское занятие по изученному нами Центральному региону России. Накопленной информации должно быть достаточно для обсуждения особой роли Центрального района в России и выяснения того, в чем она состоит. Для этого нам необходимо ответить на следующие вопросы: |
|||
Вопросы записаны на доске |
1. Что дает району его ЭГП? 2. В чем своеобразие отраслевой структуры экономики? 3. Ищем “плюсы” и “минусы” центральности. 4. Подводим итог: в чем миссия района? |
|||
Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. Выдача справочного материала с перечнем основных черт района. | Попытаемся мысленно воссоздать образ Центральный России. Итак, Центральный район — это то, что принято называть средней полосой России. Это та территория, где формировалась русская нация, и где сохранились в большом количестве русские национальные символы: исток Волги, Куликово поле, Москва. Столичность положения много определила в районе — хорошую транспортную обеспеченность, наличие научных центров и передовых производств, высокую квалификацию трудовых ресурсов, которая складывалась веками и вышла из трудовых навыков прошлого. Народные промыслы сохранились еще в сельской глубинке. Однако в целом деревня обезлюдела, почва истощена и нуждается в рекультивации. Урбанизация берет свое со всеми вытекающими отсюда проблемами, существенной из которых является экологическая. Каждый город окружен, как правило землями, хозяйственное использование которых проблематично. Конечно, можно восхищаться нашей малой родиной, но в целом идилии не получается. Есть “плюсы” и “минусы”. Вот и давайте их обсудим. Начнем с того, что дает району его ЭГП |
|||
Ответ ученика. |
Делаем вывод о том, что ЭГП благоприятно, способствует экономическому развитию; удобство ЭГП “компенсирует” недостатки ресурсного положения. Т.о., ЭГП - явный “плюс” Центрального района. |
|||
Слова учителя. |
ЭГП определило многие стороны жизни Центрального района, в т.ч. и отрасли его специализации. Выясним специфику отраслевой структуры хозяйства. |
|||
Ответ ученика. |
Выводом является то, что структура экономики района несовершенна. Т.е. индивидуальная база сильна, но структура экономики нерациональна. |
|||
Слова учителя. |
Теперь у нас есть все, чтобы выяснить “плюсы” центрального положения района . |
|||
Организация дискуссии по (+) и (-) чертам района, оформление схемы на доске. |
“плюсы” центральность, столичность, мощный научно-технический потенциал высококвалифицированные кадры, способность населения к освоению новых видов деятельности и т.д. |
“минусы” исчерпание ресурсов, загрязнение, обезлюдение деревни, структурный кризис, кризис малых городов и т.д. |
||
Завершение дискуссии учителем |
Таким образом, мы видим ряд позиций, по которым Центральный район явно превосходит все остальные. Но неизбежными их спутниками являются те обстоятельства, которые мы записали в “минусы”. И вряд ли одна из чаш перетянет, если “плюсы” и “минусы” мы поместим на весы. Тем не менее, ответ на вопрос о роли района должен быть. Давайте подумаем, в чем же миссия района? Должны ли другие районы России помогать Центральному преодолеть кризисные явления, чтобы он стал “локомотивом!” для всей страны, или каждый район должен заботиться только о себе? |
|||
Ответ ученика, мнение других учеников | Делаем вывод о том, что Центральный район — своеобразный пример для других районов и в своих достижениях, и в ошибках, и путях преодоления этих ошибок. |
|||
Слова учителя |
Итак, весь ход истории предопределил особую роль Центрального района. Мы постарались выяснить ее и обсудить. Итогом работы является проверка ваших знаний. |
|||
Организация контроля знаний |
Из предложенных в справочных материалах черт Центрального района первый вариант выбирает те, что иллюстрируют его передовую, положительную роль,. второй те, которые сформировались благодаря его ЭГП, третий вариант — отрицательные последствия столичности и центральности. |
|||
Ключ к проверке |
I в 1* * |
II в * 2 * |
III в * * 3 |
(должно быть по семь ответов)
Центральный район. Основные черты.
100 |
Центральный район — главная база научных кадров. |
220 |
Район лишен собственной ресурсной базы, но имеет в числе прочих и ресурсоемкие производства. |
573 |
Экологические проблемы приобрели особую остроту. |
127 |
Район является крупнейшим центром машиностроения в России. |
120 |
В районе находится столица государства. |
523 |
Район “притягивает” население из других районов. |
110 |
Трудовые ресурсы отличаются высокой квалификацией. |
563 |
Мощная индустрия привела к исчерпанию своих ресурсов. |
320 |
Район имеет разнообразные связи со всеми районами страны. |
423 |
В районе исторически сформировалось множество малых городов, но сегодня они переживают кризис. |
156 |
Для населения района характерна способность к освоению новых видов деятельности. |
553 |
Высокие темпы урбанизации привели к обезлюдению деревни. |
128 |
На этой территории формировалось русское государство. |
543 |
В структуре хозяйства преобладает производственная сфера. |
153 |
В районе сложился мощный ВПК. |
Вернемся к теории.
Данное семинарское занятие вызвало большую активность учеников. Достаточно сказать, что учителю не хватило заранее напечатанных формулировок, характеризующих положительные и отрицательные черты Центра. Учащиеся продемонстрировали широту своих взглядов на территорию, где они живут. Обсуждение вопросов семинара показало, что дети хорошо осознают факт наличия негативных черт Центрального района, являющихся следствием центрального и столичного положения. Помимо этого пример Центрального районна помогает ученикам понять еще не ставшую для них банальностью мысль о том, что отрицательный результат — это тоже результат. И опыт ошибок центра поможет избежать их в развитии других районов.
Эффективность семинарского занятия подтверждается анализом работ, проведенных в трех девятых классах. В том классе, где проводился семинар лишь два ученика получили оценку “удовлетворительно”, хороших и отличных поставлено поровну. В других классах друг друга уравновесили хорошие и отличные с одной и удовлетворительные с другой стороны.
Таким образом, урок-семинар является одной из эффективных форм изучения социально-экономических вопросов, стимулирующих самостоятельное мышление, а, значит, небесполезной в жизни.
Ответственный за публикацию:Хомутова Л.Н., ст. методист кабинета обществознания