Урок-семинар по теме “Центральный район” в курсе социальной
и экономической географии России

Краюшкина О.Б.,
учитель географии
ср. школы № 15 г. Ярославля

    Экономика нашей страны сегодня такова, что ее изучение просто не может не быть проблемным. Поэтому учитель, ведущий курс экономической и социальной географии России не может быть повествовательным. Проблемное содержание требует и проблемных, активных методов его изучения. Содержание и методы определяют наиболее подходящие формы работы. Одной из таких форм является урок-семинар.

    Для учащихся семинарское занятие - это нечастая и достаточно сложная форма работы. Поэтому учеников прежде, чем вести семинары, необходимо знакомить с такой формой работы. В чем же состоит специфика урока-семинара, в каких случаях он является оправданным и отчего зависит его успех? Разберемся в этих вопросах, опираясь на практику проведения такого урока.

    Классической схемой, определяющей место семинара в системе уроков, является такая, когда первоначально проводится одна или несколько лекций, затем обычные уроки, на которых идет отработка и конкретизация знаний и умений, завершают цикл семинар и зачет. Однако в школьном варианте возможны отступление от этой схемы — лекции или зачет могут отсутствовать. Незыблемыми моментами являются следующие: предварительная самостоятельная работа учащихся по вопросам и их коллективное изложение в классе.

    Безусловно, что не для каждой темы семинарское изложение является удачной формой. Оно оправдано лишь там, где рассматриваемые вопросы неоднозначны, где может возникнуть полемика и разные варианты ответов. Но такая форма — выход для учителя в изучении тех вопросов экономики, которые не решены в нашем обществе вообще.

    Курс географии 9 класса полон таких вопросов; вопросов не только допускающих дискуссию, но и стимулирующих ее. Такими темами на взгляд автора являются: демографическая ситуация в России, урбанизация в стране, особенности национальной экономики, роль различных районов Росси в экономике страны.

    В качестве примера рассмотрим один из таких уроков о роли Центрального района в экономике России. Этот семинар повторительно-обобщающий. Он завершает цикл уроков по Центральному экономическому району. Изучение района велось по типовой схеме. Однако методы и приемы, используемые на обычных уроках, уже готовили учащихся к активному участию в семинарском занятии. Это были и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требовалось объяснить причинно-следственные связи, идущие на первый взгляд вразрез с обычными представлениями.

Покажем теперь ход работы во время семинарского занятия.

Тема

Центральный район. Особая роль. Есть ли она?

 

Вступление

Сегодня мы проводим семинарское занятие по изученному нами Центральному региону России. Накопленной информации должно быть достаточно для обсуждения особой роли Центрального района в России и выяснения того, в чем она состоит. Для этого нам необходимо ответить на следующие вопросы:

Вопросы записаны на доске

1. Что дает району его ЭГП?

2. В чем своеобразие отраслевой структуры экономики?

3. Ищем “плюсы” и “минусы” центральности.

4. Подводим итог: в чем миссия района?

Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. Выдача справочного материала с перечнем основных черт района.

Попытаемся мысленно воссоздать образ Центральный России. Итак, Центральный район — это то, что принято называть средней полосой России. Это та территория, где формировалась русская нация, и где сохранились в большом количестве русские национальные символы: исток Волги, Куликово поле, Москва. Столичность положения много определила в районе — хорошую транспортную обеспеченность, наличие научных центров и передовых производств, высокую квалификацию трудовых ресурсов, которая складывалась веками и вышла из трудовых навыков прошлого. Народные промыслы сохранились еще в сельской глубинке. Однако в целом деревня обезлюдела, почва истощена и нуждается в рекультивации. Урбанизация берет свое со всеми вытекающими отсюда проблемами, существенной из которых является экологическая. Каждый город окружен, как правило землями, хозяйственное использование которых проблематично. Конечно, можно восхищаться нашей малой родиной, но в целом идилии не получается. Есть “плюсы” и “минусы”. Вот и давайте их обсудим. Начнем с того, что дает району его ЭГП

Ответ ученика.

Делаем вывод о том, что ЭГП благоприятно, способствует экономическому развитию; удобство ЭГП “компенсирует” недостатки ресурсного положения. Т.о., ЭГП - явный “плюс” Центрального района.

Слова учителя.

ЭГП определило многие стороны жизни Центрального района, в т.ч. и отрасли его специализации. Выясним специфику отраслевой структуры хозяйства.

Ответ ученика.

Выводом является то, что структура экономики района несовершенна. Т.е. индивидуальная база сильна, но структура экономики нерациональна.

Слова учителя.

Теперь у нас есть все, чтобы выяснить “плюсы” центрального положения района.

Организация дискуссии по (+) и (-) чертам района, оформление схемы на доске.

“плюсы”

центральность, столичность, мощный научно-технический потенциал высококвалифицированные кадры, способность населения к освоению новых видов деятельности и т.д.

“минусы”

исчерпание ресурсов, загрязнение, обезлюдение деревни, структурный кризис, кризис малых городов и т.д.

Завершение дискуссии учителем

Таким образом, мы видим ряд позиций, по которым Центральный район явно превосходит все остальные. Но неизбежными их спутниками являются те обстоятельства, которые мы записали в “минусы”. И вряд ли одна из чаш перетянет, если “плюсы” и “минусы” мы поместим на весы. Тем не менее, ответ на вопрос о роли района должен быть. Давайте подумаем, в чем же миссия района? Должны ли другие районы России помогать Центральному преодолеть кризисные явления, чтобы он стал “локомотивом!” для всей страны, или каждый район должен заботиться только о себе?

Ответ ученика, мнение других учеников

Делаем вывод о том, что Центральный район — своеобразный пример для других районов и в своих достижениях, и в ошибках, и путях преодоления этих ошибок.

Слова учителя

Итак, весь ход истории предопределил особую роль Центрального района. Мы постарались выяснить ее и обсудить. Итогом работы является проверка ваших знаний.

Организация контроля знаний

Из предложенных в справочных материалах черт Центрального района первый вариант выбирает те, что иллюстрируют его передовую, положительную роль,. второй те, которые сформировались благодаря его ЭГП, третий вариант — отрицательные последствия столичности и центральности.

Ключ к проверке

I в

1* *

II в

* 2 *

III в

* * 3

(должно быть по семь ответов)

Центральный район. Основные черты.

100

Центральный район — главная база научных кадров.

220

Район лишен собственной ресурсной базы, но имеет в числе прочих и ресурсоемкие производства.

573

Экологические проблемы приобрели особую остроту.

127

Район является крупнейшим центром машиностроения в России.

120

В районе находится столица государства.

523

Район “притягивает” население из других районов.

110

Трудовые ресурсы отличаются высокой квалификацией.

563

Мощная индустрия привела к исчерпанию своих ресурсов.

320

Район имеет разнообразные связи со всеми районами страны.

423

В районе исторически сформировалось множество малых городов, но сегодня они переживают кризис.

156

Для населения района характерна способность к освоению новых видов деятельности.

553

Высокие темпы урбанизации привели к обезлюдению деревни.

128

На этой территории формировалось русское государство.

543

В структуре хозяйства преобладает производственная сфера.

153

В районе сложился мощный ВПК.

    Вернемся к теории.

    Данное семинарское занятие вызвало большую активность учеников. Достаточно сказать, что учителю не хватило заранее напечатанных формулировок, характеризующих положительные и отрицательные черты Центра. Учащиеся продемонстрировали широту своих взглядов на территорию, где они живут. Обсуждение вопросов семинара показало, что дети хорошо осознают факт наличия негативных черт Центрального района, являющихся следствием центрального и столичного положения. Помимо этого пример Центрального районна помогает ученикам понять еще не ставшую для них банальностью мысль о том, что отрицательный результат — это тоже результат. И опыт ошибок центра поможет избежать их в развитии других районов.

    Эффективность семинарского занятия подтверждается анализом работ, проведенных в трех девятых классах. В том классе, где проводился семинар лишь два ученика получили оценку “удовлетворительно”, хороших и отличных поставлено поровну. В других классах друг друга уравновесили хорошие и отличные с одной и удовлетворительные с другой стороны.

    Таким образом, урок-семинар является одной из эффективных форм изучения социально-экономических вопросов, стимулирующих самостоятельное мышление, а, значит, небесполезной в жизни.

Ответственный за публикацию:Хомутова Л.Н., ст. методист кабинета обществознания


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru