Определяя телекоммуникации одним из основных направлений деятельности школы и учитывая сложные социально-экономические условия в стране, отсутствие материально-технической базы в большинстве школ (недостаточное количество компьютеров, низкое качество линий связи и т.д.), целесообразно выделить для целей телекоммуникаций хотя бы одну машину, а также необходимо составить специальный план развития телекоммуникаций. Одной из частей плана должен стать “график связи”, который позволит учесть интересы всех желающих использовать телекоммуникационные каналы связи, и в котором в самом начале работы необходимо предусмотреть свободный доступ к компьютеру в телекоммуникационном центре, чтобы каждый участник знал, что он имеет возможность отправить послание в любое удобное для него время. Практика показывает, что своевременность ответов партнерам - одна из составляющих успеха. В тех случаях, когда ответ затягивается во времени без соответствующего предупреждения, ребята теряют интерес к проекту. Вместе с тем, участники проекта должны иметь возможность спокойно обсудить и подготовить материалы, чтобы не портить впечатление партнеров сырыми, непродуманными ответами.
Существуют общие подходы к проведению телекоммуникационных проектов. Работа над любым проектом проходит в несколько этапов.
1 этап: организационный, включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
Необходимо, чтобы была ориентация не только на интересы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров ( своего региона, другого региона, другой страны)\
Существующая практика уже показала, что наиболее эффективным оказываются два способа. Если ваша школа уже зарегистрирована в каких-то образовательных сетях, вы можете разместить свои предложения:
- 1. На электронной доске объявлений центральной машины для всех абонентов;
- 2. В любых, доступных для вас конференциях, что также делает вашу информацию доступной для всех абонентов сети.
2 этап: выбор и обсуждение идеи будущего проекта.. Он включает определение целей и задач, обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов.
Прежде всего следует начать с изучения интересов своих учащихся по отбору тематики проектов и с подготовки своих учеников к работе по этим проектам.
Следует определиться с интересами: должны ли они быть связаны с одним предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться актуальными для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей учеников. Ребята сейчас живо интересуются политикой, социологией, экологией, историей своей страны.
3 этап: обсуждение методических аспектов и организации работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем ( лично или по сети).
4 этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
5 этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
Подготовка текстов для партнеров, их редакционная обработка проводятся непосредственно участниками проекта.
Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов, следует вести целенаправленную работу с ребятами по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации. Наиболее целесообразной формой подготовки является сецсеминар.
На этих же семинарах следует также целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации.
Приступая к переписке по электронной почте с другими школами, не забудьте про “Десять золотых правил” общения школ в телекоммуникационных проектах:
Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.
Если вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь отправить свой ответ.
После приветственного письма пошлите школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.
Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2-3 человека.
Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. Однако следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети..
Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают больше друг о друге, о своих планах и работе.
Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.
Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.
Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.
6 этап: подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются.
Обсуждение результатов проекта - необходимая составляющая работы в группе. Этот анализ необходим школьникам для осознания успехов и недостатков своей работы, определенных возможностей и совершенствования. Проведение анализа - один из важнейших моментов групповой работы. До тех пор, пока такой анализ не проведен, работу в группе нельзя считать завершенной.
Таковы начальные шаги в организации телекоммуникационных проектов.