Международная практика и многочисленные эксперименты показывают, что в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети, совместные проекты на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран дают более высокий педагогический результат. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Для успешного их применения требуется:
От учителя:
| умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; | |
| владение исследовательскими, поисковыми методами, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; | |
| владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; | |
| если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории; | |
| владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером); | |
| умение интегрировать знания из различных областей для решения проблемы выбранных проектов. |
От учащихся:
| знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); | |
| владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере; | |
| владение коммуникативными навыками; | |
| умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте; | |
| в случае международного проекта - практическое владение языком партнера. |
В области компьютерной телекоммуникационной технологии ученик должен уметь:
| войти в сеть; | |
| составить и отправить по сети письмо; | |
| “перекачать” информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наооборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть; | |
| структурировать полученные письма в специальной директории; | |
| входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию, читать и “ перекачивать” имеющуюся в различных конференциях информацию; | |
| пользоваться удаленными базами данных; | |
| входить в Интернет и пользоваться ее услугами. |
Требования к участникам совместного проекта достаточно высоки, однако их необходимо дополнить и некоторыми “правилами хорошего тона”, без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися на расстоянии просто невозможна. К ним следует отнести прежде всего:
| доброжелательность при всех обстоятельствах; | |
| обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; | |
| взаимопомощь в работе; | |
| тщательность и добросовестность в выполнении работы; | |
| полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей. |