Типы учебных телекоммуникационных проектов

    Международный и российский опыт проведения учебных телекоммуникационных проектов позволяет выделить следующие основные типы проектов:

исследовательские;
творческие;
приключенческие, игровые;
информационные;
литературно-творческие;
естественно-научные;
экологические;
языковые (лингвистические);
культурологические;
спортивные;
географические;
исторические;
музыкальные.

    Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

    Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, пр.);

    Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

    Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

    Литературно-творческие - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, статью в газету, стихи и пр;

    Естественнонаучные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране);

    Экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах и пр.);

    Языковые (лингвистические) - чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.

    Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, т. к. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

    При проектном методе меняется роль учителя в классе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

    В соттветствии с типами телекоммуникационных проектов появляется возможность разрабоки проектов по конкретным учебным предметам т. е. предметно-ориентированных проектов. В основном все проекты интегрированные, межпредметные, нет чисто “математических” или “биологических”.