Введение

    Современное информатизированное общество требует глубокой подготовленности всех его членов к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают компьютерные телекоммуникации, включающие: электронную почту, электронную доску объявлений, телеконференции, удаленные базы данных.

    Компьютерные телекоммуникации необходимы во всех звеньях системы непрерывного образования, поскольку на каждом этапе они проявляют свои специфические особенности и создают дополнительные возможности.

    Так, компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к неограниченным массивам информации, хранящимся в централизованных банках данных. Это дает возможность учителям при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю “информационного общества”.

    Работая в сети, педагоги могут поддерживать регулярные рабочие контакты со своими коллегами в других школах, узнавать об особенностях преподавания знакомых им учебных предметов в других учебных заведениях, знакомиться с новыми и альтернативными учебными программами и учебниками, следить за новыми теоретическими и прикладными разработками в области теории обучения, методики, педагогической психологии, дефектологии.

    Особенно возрастает интерес к использованию компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе. Вместе с другими новыми информационными технологиями компьютерная телекоммуникация существенно повлияет на формирование нового содержания образования, на изменения организационных форм и методов обучения. Появление компьютерной телекоммуникации в школе предполагает:

изменение содержания обучения традиционных дисциплин;
разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов;
обучение учащихся методам коллективного решения проблем;
сочетание методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся и педагогов;
организация совместной работы учителей различных предметов;
подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения, к интенсивному использованию средств вычислительной техники в учебном процессе.

    В последние годы наиболее эффективны компьютерные телекоммуникации в системах образования разных стран при организации совместных телекоммуникационных проектов, телеконференций, дистанционного обучения, где телекоммуникационные проекты находят все более широкое распространение. В развитых индустриальных и развивающихся странах телекоммуникационные проекты стали органичной частью учебного процесса в школах и университетах. Так, в Великобритании телекоммуникационной сетью Janet охвачены все университеты и научные центры системы образования страны, специальный школьный проект “Campus 2000” (Кембриджский университет) охватывает около 2000 школ Великобритании и других стран. Широко используются телекоммуникации в школьном образовании в Финляндии, Канаде, Австралии, Японии, многих других странах.

    В 1989 г был организован первый экспериментальный совместный советско-американский проект “Школьная электронная почта”. За последние годы в нашей стране накоплен интересный опыт использования телекоммуникаций, особенно в школьном образовании, где используются практически все возможности и виды телекоммуникаций.

    Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ как в своей стране, так и с другими странами мира, по-новому ставит вопрос о возможностях формирования у школьников глобального сознания. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин.