Редченкова Г.Д., ст. методист ИАЦ ИРО

"Учительская экспертиза" учебника
(критерии, по которым может быть оценен учебник)

"… научное и педагогическое изложение науки две вещи разные"

(К.Д. Ушинский)

"Нельзя дать весь объем необходимых знаний в учебнике, нельзя стать образованным специалистом только на основе учебника: нужны активная познавательная самостоятельная деятельность (при помощи учебника, под руководством педагога), поиск информации. А для этого учебник должен стать активным помощником в формировании умений и навыков учащихся в этом поиске, должен быть построен так, чтобы не только давать знания, но и учить учиться." 

Дидактические аспекты

Минимум содержания образования должен входить в учебник и определять обязательный для усвоения объем информации.

Изложение учебного материала должно отличаться глубокой и четкой логикой.

Учебные тексты должны быть научны.

Учебник не должен быть перегружен излишней информацией, второстепенным материалом.

Учебные тексты должны быть доступны и убедительны для данной возрастной категории учащихся.

Учебный материал должен иметь значимые для данной категории учащихся связи с жизнью, с практикой, включать элементы проблемного изложения.

Язык учебных текстов должен быть ярким, эмоционально-выразительным.

Учебник может воплощать идею многоуровневости, которая состоит в том, что содержание и дидактические средства учебника дифференцированы по двум-трем уровням:

  • обязательный минимум знаний;
  • материал (главы, параграфы, части параграфов), предназначенный для учащихся, избравших расширенный или углубленный вариант изучения

Основной уровень материала должен быть не менее интересным, чем другие.
При этом дополнительные материалы полезны как средство пробуждения интереса при необязательном чтении.

Дифференцирование должно быть проведено по всей совокупности структурных компонентов учебника: в основном учебном материале, обобщающих текстах, вопросах, заданиях и пр.

В учебнике организуется процесс усвоения знаний путем применения различных структурных элементов: вопросов, заданий, памяток, инструктивных материалов и др. В учебнике оптимально используются в системе различные типы вопросов и заданий (важнейший структурный элемент аппарата организации усвоения). Учебник не должен быть перегружен вопросами и заданиями, их количество должно соответствовать реальной возможности учеников справиться с ними.

По утверждениям психологов оптимальное для усвоения число смысловых единиц в параграфе (статье) учебника — 3-5, количество вопросов-заданий должно соответствовать данному числу смысловых единиц (на одну смысловую единицу должен быть один вопрос-задание).

Одна из возможных классификаций типов вопросов-заданий:

  • Закрепление знаний. Воспроизведение изученного.
  • Овладение приемами логического мышления и опытом творческой деятельности.
  • Применение полученных знаний. Овладение умениями и навыками.

Учебник должен содержать аппарат ориентировки, позволяющий быстро и безошибочно ориентироваться в структуре учебника, успешно самостоятельно работать с учебником (инструктивно-методическое предисловие, оглавление, рубрикация, сигналы-символы, словари, предметные и именные указатели, шрифтовые и цветовые выделения, библиография и т.п.).

Общие критерии

Четкое представление автора о месте учебника в структуре школьного образования.

Четкое представление автора о познавательных возможностях и интересах учащихся определенной возрастной группы, о специфике разных типов и видов образовательных учреждений.

Концептуальная целостность учебника.

Структурная и содержательная завершенность учебно-методических комплексов по вертикали и горизонтали образовательного процесса.

Соблюдение структуры учебного текста, оформленного по разделам, главам, параграфам с равномерными объемами структурных единиц, которые должны соответствовать познавательным возможностям учащихся определенного возраста.

Сбалансированное и продуктивное включение в учебник дополнительных иллюстративных материалов, пояснительных текстов, справочных и библиографических разделов.

Многоуровневый и разнообразный методический аппарат, актуализирующий все элементы учебного пособия.

Литература
  1. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока.
    М.: Просвещение, 1990.
  2. Донской Г.М. Целый мир уложить на странице… М.: Просвещение, 1992.
  3. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983.
  4. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. "Учебники истории — "хорошие" и "правильные"? /Публикация на сайте "Первое сентября" (http://www.1september.ru/ru/his/2001/36/no36_01.htm)