ПРОГРАММА
курса "Информатика" для 10-11 классов общеобразовательной школы
(авторы: А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман)
Основная цель изучения базового курса информатики в общеобразовательной школе — обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации. Достижение этой цели сопровождается раскрытием перед учащимися значения информационных процессов в формировании научной картины мира и роли информационных технологий в развитии современного общества. В ходе обучения учащиеся должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового курса отражает три важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:
В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих четырех основных дидактических линиях:
Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучение учебного материала, содержащегося в каждой из них, начинается с первых уроков 10-го класса и продолжается до заключительных уроков 11-го класса. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения компьютера.
Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.
В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части осваиваются основные понятия, разрабатываются информационные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.
Ниже раскрывается содержание каждой из дидактических линий, а затем приводится тематическое планирование изучаемого материала.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Информация и ее представление средствами языка
1.1. Понятие информации, ее виды и свойства
Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина "информация". Понятие канала связи.
Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Измерение количества информации. Единицы количества информации.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
1.2. Организация вычислений с помощью компьютера
Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
1.3. Системы хранения и поиска данных
Хранение данных в ИПС. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
1.4. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера
Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором.
Гипертекст. Браузеры. Элементы HTML.
Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; важнейшие операции редактирования изображений.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
1.5. Телекоммуникационные системы
Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Принципы работы модема и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты. Серверы.
Интернет: его ресурсы, возможности, опасности. Поиск информации в компьютерных сетях. Понятие о телеконференции.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера
2.1. Информационные и компьютерные модели
Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением “жизненной” задачи. Виды моделей. Информационные и математические модели.
Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.
Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.
Статические и динамические системы. Понятие черного ящика. Модели, построенные с использованием понятия “черный ящик”. Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для решения задачи.
Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
2.2. Информатика в задачах управления
Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления. Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по принципу "обратной связи".
Прогноз состояния системы как управляемого объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач управления. Использование понятия черного ящика в моделях задач управления.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном моделировании
Метод рекуррентных соотношений. Метод деления пополам. Методы поиска функции, приближенно описывающей экспериментальные данные. Методы исследования процессов, смоделированных с помощью компьютера (управление процессами, определение в компьютерном эксперименте границ нормального протекания процесса и т.д.).
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности
3.1. Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Учебный исполнитель алгоритмов. Переменные и действия с ними.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
3.2. Алгоритмические конструкции
Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями.
Понятие цикла в форме "пока" и “для каждого”. Применение циклических алгоритмов.
Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
3.3. Организация данных
Понятия массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
3.4. Основы языка программирования
Язык программирования как одно из средств "общения" с компьютером. Перевод программ с одного языка на другой. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
4. Основы вычислительной техники
4.1. Представление информации в компьютере.
Представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
4.2. Основы микроэлектронной и микропроцессорной техники
Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Принципы работы процессора. Понятие о системе команд процессора. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации.
Функциональная организация компьютера. Логические элементы и вентили. Три принципа фон Неймана. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере. Учебная виртуальная ЭВМ: ее устройство и система команд. Понятие ассемблера. История языков программирования (обзорно).
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
4.3. Системное программное обеспечение
Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами.
Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ниже приведено тематическое планирование, согласованное с изложением материала в учебнике “Информатика 10–11” (авторы: А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман). В тематическом планировании указано как общее количество часов, отводимых на изучение данной темы, так и их распределение на изучение теоретической части и проведение компьютерных лабораторных работ: запись 3 = 2 + 1 означает, что общее число часов на тему 3, из них 2 часа отводятся на теоретические занятия, а 1 час на компьютерный практикум. Приводятся два варианта распределения часов: при норме 2 часа в неделю и при норме 1 час в неделю на информатику.
10 класс
№ п/п |
Тема |
Распределение часов при норме |
|
2 часа в неделю |
1 час в неделю |
||
1. |
Введение. Информация и информатика в жизни общества. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности человека. |
1=1+0 |
1=1+0 |
2. |
Знакомство с основными устройствами компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы машины. Правила техники безопасности. Начальные сведения об операционной системе. Освоение клавиатуры. |
3=1+2 |
2=1+1 |
3. |
Кодирование информации. Единицы измерения информационного объема сообщения. |
1=1+0 |
1=1+0 |
4. |
Принципы устройства текстового редактора и работа с ним. |
7=3+4 |
2=1+1 |
5. |
Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами. |
6=3+3 |
2=1+1 |
6. |
Графическое представление информации. Компьютерная графика. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений. Сжатие информации. Форматы графических файлов. |
6=3+3 |
2=1+1 |
7. |
Средства обмена информацией. Понятие локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронная почта. Понятие Интернета. |
3=2+1 |
2=1+1 |
8. |
Гипертекст. Понятие HTML-формата. |
1=1+0 |
1=1+0 |
9. |
Информационные ресурсы Интернета. Средства просмотра информации в Интернете. Знакомство с браузером. Универсальный указатель ресурса. Доменная система имен. Поиск информации в Интернете. Изготовление Web-страниц. |
5=2+3 |
2=1+1 |
10. |
Сервисы Интернета. Этика и опасности Интернета. |
3=2+1 |
2=1+1 |
11. |
Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением “жизненной” задачи. |
1=1+0 |
1=1+0 |
12. |
Виды моделей. Информационные и математические модели. |
2=1+1 |
2=1+1 |
13. |
Понятие базы данных и ИПС. Занесение информации в базу данных. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач. |
4=2+2 |
2=1+1 |
14. |
Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи. |
2=2+0 |
1=1+0 |
15. |
Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели. |
2=2+0 |
1=1+0 |
16. |
Статические и динамические системы. Понятие черного ящика |
5=2+3 |
2=1+1 |
17. |
Модели, построенные с использованием понятия “черный ящик”. Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Влияние инструментария на построение модели. |
5=3+2 |
2=1+1 |
18. |
Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера. |
3=1+2 |
2=1+1 |
19. |
Метод половинного деления. |
3=1+2 |
2=1+1 |
20. |
Измерение количества информации |
1=1+0 |
1=1+0 |
|
Резерв учителя |
4=1+3 |
1=0+1 |
|
Итого: |
68=36+32 |
34=20+14 |
11 класс
№ п/п |
Тема |
Распределение часов при норме |
|
2 часа в неделю |
1 час в неделю |
||
0. |
Повторение теоретических сведений за 10-й класс и восстановление навыков работы на компьютере |
3=2+1 |
2=1+1 |
1. |
Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель “Паркетчик”, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки. |
5=3+2 |
2=1+1 |
2. |
Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвлений. Ветвление в форме “Выбор”. Циклы в форме “Делать пока”. Применение ветвлений и циклов при решении задач. |
7=4+3 |
4=2+2 |
3. |
Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы |
4=2+2 |
2=1+1 |
4. |
Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме “Делать от ... до ... с шагом ...”. |
6=3+3 |
4=2+2 |
5. |
Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки. |
7=4+3 |
2=1+1 |
6. |
Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных. |
5=3+2 |
3=2+1 |
7. |
Организация вычислений методом рекуррентных соотношений |
3=2+1 |
2=1+1 |
8. |
Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов. |
5=3+2 |
2=1+1 |
9. |
Принцип обратной связи. Понятие гомеостаза системы. Модель “хищник – жертва”. |
3=2+1 |
2=1+1 |
10. |
Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования. |
2=1+1 |
2=1+1 |
11. |
Глобальные модели |
1=1+0 |
1=1+0 |
12. |
Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления. |
3=3+0 |
2=2+0 |
13 |
Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ “Малютка”. |
11=5+6 |
4=2+2 |
14 |
Ассемблер. История языков программирования. |
3=2+1 |
— |
|
Итого: |
68=40+28 |
34=19+15 |
Литература