ПРОГРАММА

курса "Информатика" для 10-11 классов общеобразовательной школы

(авторы: А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман)

Основная цель изучения базового курса информатики в общеобразовательной школе обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации. Достижение этой цели сопровождается раскрытием перед учащимися значения информационных процессов в формировании научной картины мира и роли информационных технологий в развитии современного общества. В ходе обучения учащиеся должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового курса отражает три важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:

В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих четырех основных дидактических линиях:

  1. Информация и ее представление средствами языка.
  2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера.
  3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности.
  4. Основы вычислительной техники.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучение учебного материала, содержащегося в каждой из них, начинается с первых уроков 10-го класса и продолжается до заключительных уроков 11-го класса. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения компьютера.

Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части осваиваются основные понятия, разрабатываются информационные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

Ниже раскрывается содержание каждой из дидактических линий, а затем приводится тематическое планирование изучаемого материала.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Информация и ее представление средствами языка

1.1. Понятие информации, ее виды и свойства

Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина "информация". Понятие канала связи.

Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Измерение количества информации. Единицы количества информации.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

1.2. Организация вычислений с помощью компьютера

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

1.3. Системы хранения и поиска данных

Хранение данных в ИПС. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

1.4. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера

Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором.

Гипертекст. Браузеры. Элементы HTML.

Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; важнейшие операции редактирования изображений.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

1.5. Телекоммуникационные системы

Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Принципы работы модема и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты. Серверы.

Интернет: его ресурсы, возможности, опасности. Поиск информации в компьютерных сетях. Понятие о телеконференции.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера

2.1. Информационные и компьютерные модели

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением “жизненной” задачи. Виды моделей. Информационные и математические модели.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.

Статические и динамические системы. Понятие черного ящика. Модели, построенные с использованием понятия “черный ящик”. Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для решения задачи.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

2.2. Информатика в задачах управления

Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления. Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по принципу "обратной связи".

Прогноз состояния системы как управляемого объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач управления. Использование понятия черного ящика в моделях задач управления.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном моделировании

Метод рекуррентных соотношений. Метод деления пополам. Методы поиска функции, приближенно описывающей экспериментальные данные. Методы исследования процессов, смоделированных с помощью компьютера (управление процессами, определение в компьютерном эксперименте границ нормального протекания процесса и т.д.).

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности

3.1. Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Учебный исполнитель алгоритмов. Переменные и действия с ними.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

3.2. Алгоритмические конструкции

Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями.

Понятие цикла в форме "пока" и “для каждого”. Применение циклических алгоритмов.

Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

3.3. Организация данных

Понятия массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

3.4. Основы языка программирования

Язык программирования как одно из средств "общения" с компьютером. Перевод программ с одного языка на другой. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

4. Основы вычислительной техники

4.1. Представление информации в компьютере.

Представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

4.2. Основы микроэлектронной и микропроцессорной техники

Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Принципы работы процессора. Понятие о системе команд процессора. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации.

Функциональная организация компьютера. Логические элементы и вентили. Три принципа фон Неймана. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере. Учебная виртуальная ЭВМ: ее устройство и система команд. Понятие ассемблера. История языков программирования (обзорно).

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

4.3. Системное программное обеспечение

Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами.

Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ниже приведено тематическое планирование, согласованное с изложением материала в учебнике “Информатика 10–11” (авторы: А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман). В тематическом планировании указано как общее количество часов, отводимых на изучение данной темы, так и их распределение на изучение теоретической части и проведение компьютерных лабораторных работ: запись 3 = 2 + 1 означает, что общее число часов на тему 3, из них 2 часа отводятся на теоретические занятия, а 1 час на компьютерный практикум. Приводятся два варианта распределения часов: при норме 2 часа в неделю и при норме 1 час в неделю на информатику.

10 класс

п/п

Тема

Распределение часов при норме

2 часа в неделю

1 час в неделю

1.

Введение. Информация и информатика в жизни общества. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности человека.

1=1+0

1=1+0

2.

Знакомство с основными устройствами компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы машины. Правила техники безопасности. Начальные сведения об операционной системе. Освоение клавиатуры.

3=1+2

2=1+1

3.

Кодирование информации. Единицы измерения информационного объема сообщения.

1=1+0

1=1+0

4.

Принципы устройства текстового редактора и работа с ним.

7=3+4

2=1+1

5.

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

6=3+3

2=1+1

6.

Графическое представление информации. Компьютерная графика. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений. Сжатие информации. Форматы графических файлов.

6=3+3

2=1+1

7.

Средства обмена информацией. Понятие локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронная почта. Понятие Интернета.

3=2+1

2=1+1

8.

Гипертекст. Понятие HTML-формата.

1=1+0

1=1+0

9.

Информационные ресурсы Интернета. Средства просмотра информации в Интернете. Знакомство с браузером. Универсальный указатель ресурса. Доменная система имен. Поиск информации в Интернете. Изготовление Web-страниц.

5=2+3

2=1+1

10.

Сервисы Интернета. Этика и опасности Интернета.

3=2+1

2=1+1

11.

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением “жизненной” задачи.

1=1+0

1=1+0

12.

Виды моделей. Информационные и математические модели.

2=1+1

2=1+1

13.

Понятие базы данных и ИПС. Занесение информации в базу данных. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

4=2+2

2=1+1

14.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

2=2+0

1=1+0

15.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.

2=2+0

1=1+0

16.

Статические и динамические системы. Понятие черного ящика

5=2+3

2=1+1

17.

Модели, построенные с использованием понятия “черный ящик”. Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Влияние инструментария на построение модели.

5=3+2

2=1+1

18.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера.

3=1+2

2=1+1

19.

Метод половинного деления.

3=1+2

2=1+1

20.

Измерение количества информации

1=1+0

1=1+0

 

Резерв учителя

4=1+3

1=0+1

 

Итого:

68=36+32

34=20+14

11 класс

п/п

Тема

Распределение часов при норме

2 часа в неделю

1 час в неделю

0.

Повторение теоретических сведений за 10-й класс и восстановление навыков работы на компьютере

3=2+1

2=1+1

1.

Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель “Паркетчик”, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

5=3+2

2=1+1

2.

Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвлений. Ветвление в форме “Выбор”. Циклы в форме “Делать пока”. Применение ветвлений и циклов при решении задач.

7=4+3

4=2+2

3.

Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы

4=2+2

2=1+1

4.

Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме “Делать от ... до ... с шагом ...”.

6=3+3

4=2+2

5.

Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки.

7=4+3

2=1+1

6.

Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

5=3+2

3=2+1

7.

Организация вычислений методом рекуррентных соотношений

3=2+1

2=1+1

8.

Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов.

5=3+2

2=1+1

9.

Принцип обратной связи. Понятие гомеостаза системы. Модель “хищник жертва”.

3=2+1

2=1+1

10.

Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования.

2=1+1

2=1+1

11.

Глобальные модели

1=1+0

1=1+0

12.

Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

3=3+0

2=2+0

13

Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ “Малютка”.

11=5+6

4=2+2

14

Ассемблер. История языков программирования.

3=2+1

 

Итого:

68=40+28

34=19+15

Литература

  1. Информатика: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман — М.: Просвещение, 2000. — 255 с.
  2. Информатика: Кн. для учителя: Метод. рекомендации к учеб. 10–11 кл. / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман — М.: Просвещение, 2001. — 207 с.