* В подготовке материалов приняли участие Бешенков С.А., Угринович Н.Д., Цветкова М.С.

Информатика и информационные технологии*

В 2002/03 учебном году продолжается эксперимент по обучению информатике в профильных старших классах. Профильное обучение нацелено на повышение качества общего образования, обеспечение глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся, способствующее установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивающее преемственность между общим и профессиональным образованием.

Курс информатики гуманитарного, естественно-математического, технологического и общеобразовательного профилей в соответствии с первым вариантом базисного учебного плана, а также гуманитарного и естественного профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитан на 1 час в неделю (уровень “А”).

Курс информатики социально-экономического, физико-математического и технологического профилей в соответствии со вторым вариантом базисного учебного плана рассчитан на 2 часа в неделю (уровень “В”).

Обучение информатике по обоим уровням проводится с компьютерной поддержкой. Практические занятия желательно осуществлять в компьютерном классе с возможностью индивидуальной работы учащихся за компьютером с соблюдением санитарно-гигиенических норм работы. Так, 20 минут работы за компьютером необходимо чередовать с настольной деятельностью. Особенно успешно чередование компьютерной и настольной частей практикума можно осуществить, используя проектную деятельность учащихся. Компьютерную поддержку теоретических занятий рекомендуется сопровождать презентациями и демонстрациями с использованием медиапроектора и компакт дисков учебного назначения для организации фронтальной учебной деятельности (лекция, доклад, миниконференция). При обучении информатике на практические занятия и компьютерную поддержку уроков по уровню “А” отводится до 36 часов, и по уровню “Б” не менее 68 часов из общего количества часов, отводимых на профильное обучение в старших 10-11 классах

Экспериментальное обучение информатике в 11 классах проводится по следующим учебникам:

Учебник А.Г. Гейна Информатика 10-11 кл. - Просвещение, 2000 может быть использован для реализации в школах общеобразовательного курса информатики и информационных технологий в тех классах, где не проводилось изучение информатики в основной школе, или такое изучение отличалось значительной неполнотой освещения тем обязательного минимума содержания. Учебник позволяет реализовать обучение по общеобразовательному профилю (уровень “А”). Если в школе есть современный компьютерный класс, можно дополнить обучение компьютерным практикумом.

Материал учебника распределен по главам “Введение в информатику”, “Компьютерные телекоммуникации”, “Компьютерное моделирование”, “Основы алгоритмического управления”, “Компьютерные модели в задачах управления”.

К учебнику имеется книга для учителя, содержащая дополнительные дидактические материалы:

Примерное тематическое планирование

п/п

11 класс

Тема

Распределение часов при норме

2 часа
в нед.

1 час
в нед.

0.

Повторение теоретических сведений за 10-й класс и восстановление навыков работы на компьютере

3=2+1

2=1+1

1.

Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель “Паркетчик”, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

5=3+2

2=1+1

2.

Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвлений. Ветвление в форме “Выбор”. Циклы в форме “Делать пока”. Применение ветвлений и циклов при решении задач.

7=4+3

4=2+2

3.

Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы

4=2+2

2=1+1

4.

Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме “Делать от ... до ... с шагом ...”.

6=3+3

4=2+2

5.

Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки.

7=4+3

2=1+1

6.

Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

5=3+2

3=2+1

7.

Организация вычислений методом рекуррентных соотношений

3=2+1

2=1+1

8.

Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов.

5=3+2

2=1+1

9.

Принцип обратной связи. Понятие гомеостаза системы. Модель “хищник – жертва”.

3=2+1

2=1+1

10.

Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования.

2=1+1

2=1+1

11.

Глобальные модели

1=1+0

1=1+0

12.

Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

3=3+0

2=2+0

13

Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ “Малютка”.

11=5+6

4=2+2

14

Ассемблер. История языков программирования.

3=2+1

 

Итого:

68=
40+28

34=
19+15

Отличительной особенностью учебника С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной Информатика – 10 класс, 11 класс, Систематический курс, -Лаборатория базовых знаний, 2001, 2002 является представление курса информатики как фундаментальной научной дисциплины, имеющей очень широкие межпредметные связи в гуманитарном профиле. Он обладает значительными возможностями, как для профильного, так и для углубленного изучения предмета информатики, поскольку его содержание изначально структурировано по уровням “понимать”, “знать”, “уметь”, позволяющее организовать изучение тем на любом из выбранных учителем уровней. Рекомендуется использовать учебник для гуманитарного и естественного профилей. Учебник охватывает философские аспекты в изучении информатики и сориентирован на практикум в форме докладов, миниконференций и презентаций. Возможно организовать практические занятия в форме фронтальной работы с компьютером, оснащенным медиапроектором, выходом в Интернет, то есть в режиме медиалектория.

Учебник сопровождается пособиями для учителя:

Примерное тематическое планирование

10-11 класс

Тема

Распределение часов

1 час в неделю

угл. изучение
(2 часа в нед.)

1

Информация как семантическое свойство материи. Информационные процессы в различных системах, их основные свойства и характеристики. Автоматизация информационных процессов.

10=9+1

20=16+4

2

Моделирование и формализация. Модели и их основные свойства. Информационные модели. Основные виды информационных моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Количественная и качественная оценка модели. Модели мировоззрения.

17=15+2

20=15+5

3

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Диалектика программного и аппаратного обеспечения компьютера.

4=0+4

5=0+5

4

Информационные средства и технологии. Объекты информационных технологий. Основная технологическая цепочка. Технологии работы с текстовой, числовой, графической информацией. Социальные информационные технологии.

15=5+10

46=10+36

5

Информационные системы. Информация и энтропия. Симметрия. Системы. Самоорганизация систем. Язык как информационная система. Формализованные и формальные языки.

5=5+0

20=15+5

6

Информация и управление. Общая схема управления. Субъект правления. Самоуправляемые системы. Устойчивость самоуправляемых систем. Управление в человеческом обществе.

14=10+4

20=15+5

7

Методы исследования в информатике. Системно-информационный анализ. Информационное моделирование. Компьютерный эксперимент.

3=3+0

5=5+0

 

Общее количество часов:

68=47+21

136=76+60

Примечание: общее количество часов=теория+практика

Учебник Ю.А.Шафрина Информационные технологии, Ч. 1-2- Лаборатория базовых знаний, 1999 (в двух частях) по курсу информационных технологий для 10–11 классов общеобразовательных школ предусматривает поддержку нескольких профилей:

Предполагается, что старшеклассники предварительно познакомились с базовым курсом информатики в основной школе. Обучение сориентировано на современное программное обеспечение фирмы Майкрософт и требует обширного компьютерного практикума, то есть предполагает наличие в школе современных компьютеров и программного обеспечения. Практикум требуется организовать в индивидуальном режиме работы учащихся за компьютером.

В качестве методической поддержки можно рекомендовать книги:

Звездочкой в планировании отмечены темы, которые в той или иной степени уже были рассмотрены в базовом курсе основной школы, — их учитель может использовать по своему усмотрению для систематизации знаний учащихся.

Двумя звездочками отмечен материал, который можно использовать для дополнительных занятий или для внеклассного чтения.

Примерное тематическое планирование

Название темы

Количество часов

11-й класс. Офисная технология и информационные системы

34 часа

68 часов

8. ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

8.1. Постановка задачи
8.2. Что такое графический редактор Paint
8.3. Окно программы Paint
8.4. Атрибуты изображения
8.5. Сохранение и загрузка изображений
8.6. Основы работы с программой Paint
8.7. Техника создания изображений
8.8. Изменение размеров изображения
8.9. Редактирование деталей изображения
8.10. Ввод текста
8.11. Работа с фрагментами изображения

*

2

9. ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ И ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

9.1. Текстовые файлы
9.2. Редактирование текстовых файлов

1*

1

9.3. Редакторы текстов и документов

**

**

9.4. Что такое Microsoft Word 7.0

*

*

9.5. Окно процессора Word
9.6. Ввод текста в программе Word

1

2

9.7. Основные элементы текстового документа

1

3

9.8. Понятие о шаблонах и стилях оформления

1

2

9.12. Как работать с процессором MS Word

**

**

10. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

10.1. Основные операции с текстом

1

1

10.2. Форматирование символов и абзацев

2

3

10.3. Оформление страницы документа

1

2

10.4. Формирование оглавления

**

 

10.5. Работа с таблицами

1

3

10.6. Работа с рисунками

1

2

10.7. Грамматика в процессоре MS Word

**

1

10.8. Дополнительные операции текстового процессора

1

2

10.9. Печать документов
10.10. Основы конвертирования файлов

 

1

10.11. MS Word как среда программирования

 

1

11. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ

11.1. Что такое электронная таблица?
11.2. Что такое Microsoft Excel 7.0
11.3. Окно программы MS Excel

1

1

11.4. Ячейка электронной таблицы

1

1

11.5. Как подготовить простую таблицу

1

3

11.6. Основные манипуляции с таблицами

**

1

11.7. Расчетные операции в Excel

2

3

11.8. Операции Excel для самостоятельного освоения

**

1

12. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

12.1. Что такое презентация
12.2. Общие сведения о Microsoft PowerPoint 7.0
12.3. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint
12.4. Как создавать и редактировать презентацию
12.5. Общие операции со слайдами
12.6. Демонстрация слайд-фильма

**

3

13. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

13.1. Базы данных
13.2. Текстовые документы и базы данных

1

1

13.3. Объекты, атрибуты и связи

1

2

13.4. Простая двумерная структура

1

1

13.5. Основные типы данных

1

1

13.6. Иерархическая структура

 

 

13.7. Что такое реляционный подход
13.8. Кодирование информации
13.9. Первичный ключ таблицы

1

2

13.10. Проблемы реляционного подхода

1

1

13.11. Связь таблиц: главная и подчиненная таблицы

1

1

13.12. Основы автоматизированного поиска и отбора информации

2

2

13.13. Локальные сети ПК
13.14. Что такое технология “клиент-сервер”
13.15. Краткий рассказ о некоторых СУБД
13.16. Краткий рассказ о некоторых ИС

*

3

14. СУБД MS ACCESS

14.1. Общие сведения об MS Access

1

2

14.2. Работа с таблицами в MS Access

2

3

14.3. Связь между таблицами и целостность данных

1

2

14.4. Запрос-выборка в MS Access

1

2

14.5. Отчеты

**

**

15. ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

15.1. Общие сведения
15.2. Что такое Internet
15.3. Как работает Internet
15.4. Основные службы Internet
15.5. WWW — “Всемирная паутина”
15.6. Windows и Internet
15.7. Достоинства и опасности Internet

1

1

16. INTERNET EXPLORER

16.1. Основные определения
16.2. Адресация ресурсов Internet
16.3. Окно Internet Explorer
16.4. Навигация в Internet

1

2

16.5. Настройка Internet Explorer
16.6. Работа с файлами

**

1

16.7. Поиск в Internet

1

1

16.8. Электронная почта

1

1

В учебнике Н.Д. Угриновича Информатика и информационные технологии 10-11, - Лаборатория Базовых знаний, 2001, 2002 приводится большой объем материала, необходимого при изучении информатики в социально-экономическом, физико-математическом и технологическом профилях по второму базисному учебному плану (уровень”Б”). Программа курса “Информатика и информационные технологии” и в 10, и в 11 классах рассчитана на 2 часа в неделю. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории, выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Данный учебник имеет приложение в виде компакт диска, содержащего электронные фрагменты к теоретическим урокам и практикуму, а также необходимое программное обеспечение в рамках практикума по информатике. Распределение часов на изучение теории и проведения компьютерного практикума зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами: современными компьютерами, программным обеспечением, локальной сетью и выходом в Интернет.

В процессе изучения профильного курса по данному учебнику рекомендуется использовать учебно-методический комплект (УМК) по информатике и информационным технологиям, в который входят:

Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и информационные технологии””. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2001. (Содержит различные варианты поурочного планирования курса, тесты и др.).

Примерное тематическое планирование

11 класс, 1 полугодие (32 часа)

Моделирование и формализация – 8 часов

Моделирование как метод познания.

Формы представления моделей. Формализация.

Статические и динамические информационные модели.

Информационные модели процессов управления.

Типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).

5 ч

Исследование информационных моделей в электронных таблицах.

2 ч

Контроль знаний и умений: тестирование.

1 ч

Учебник: Глава 4. Моделирование и формализация.

Учебник: Глава 12. Технология обработки числовых данных в электронных таблицах (пар. 12.7).

Установить с CD-ROM: электронные таблицы StarOffice Calc.

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 24 часа

Алгоритм и его формальное исполнение.

Основные типы алгоритмических структур (линейная, ветвление, цикл).

Объектно-ориентированный подход в среде Windows&Office.

Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов.

Методы объектов. Свойства объектов.

Переменная, выражение, присваивание.

Событийные и общие процедуры.

Выполнение программ компьютером.

Технология решения задач на компьютере.

10 ч

Создание макросов на языке Visual Basic for Application.

Интегрированная среда разработки языка Visual Basic for Application.

Интегрированная среда разработки языка Visual Basic.

Форма и размещение на ней управляющих элементов.

Размещение на формах изображений и графических полей.

Ввод и вывод данных.

Массивы.

Арифметические операции и функции преобразования типов данных.

Строковые операции и функции.

Создание меню и панелей инструментов.

Логические операторы.

Графические возможности и анимация.

12 ч

Контроль знаний и умений: защита проекта

2 ч

Учебник: Глава 5. Основы объектно-ориентированного программирования и алгоритмизации.

Учебник: Глава 14. Объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic.

 

Практикум: Глава 5. Объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic.

Установить с CD-ROM: систему программирования Visual Basic (VB5.0 CCE – Visual Basic 5.0 Control Creation Edition).

11 класс, 2 полугодие (36 часов)

Технология хранения, поиска и сортировки информации – 10 часов

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

Системы управления базами данных (СУБД).

Фомы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Реляционные базы данных.  Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

4 ч

Система управления базами данных Access.

Создание структуры табличной базы данных.

Ввод и редактирование данных.

Поиск и сортировка данных.

Создание реляционных баз данных.

4 ч

Контроль знаний и умений: защита проекта.

2 ч

Учебник: Глава 13. Технология хранения, поиска и сортировки информации (пар. 13.1, 13.3.1, 13.4.1, 13.4.4, 13.5).

Учебник: Глава 13. Технология хранения, поиска и сортировки информации (пар. 13.2, 13.3.2, 13.3.3, 13.4.2, 13.4.3, 13.4.5, 13.6).

Установить с CD-ROM: систему управления базами данных StarOffice Base.

Компьютерные сети – 14 часов

Передача информации.

Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.

Протокол передачи данных TCP/IP.

Электронная почта и телеконференции.

Всемирная паутина.

Файловые архивы.

Поиск информации в Интернете.

Интерактивное общение в Интернете.

Мультимедиа технологии в Интернете.

Электронная коммерция в Интернете.

6 ч

Подключение к Интернету.  Настройка модема.

“География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации.

Работа с электронной почтой.  Настройка почтовой программы Outlook Express.

Путешествия по Всемирной паутине.  Настройка браузера.

Работа с файловыми архивами.

Работа с поисковыми системами.

Общение в Интернете в реальном времени.

Мультимедиа проигрыватели.

6 ч

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы

2 ч

Учебник: Глава 6. Компьютерные сети.

Учебник: Глава 15. Работа в компьютерных сетях.

 

Практикум: Глава 6. Информационные ресурсы Интернета.

Установить с CD-ROM: программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent и Modemgph; интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммуникатор, NeoPlanet, Opera; Интернет-утилиту NetSonic, ускоряющую загрузку Web-страниц; менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Reget; FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP; off-line браузеры WebDownloader и WebZip; программу русификации приложений LingoWare; систему интерактивного общения ICQ; мультимедиа проигрыватели RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox.

Социальная информатика – 6 часов

Разработка Web-сайтов – 6 часов

Информационное общество.

Информационная культура.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

5 ч

Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах.

Формы на Web-страницах.

Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта.

5 ч

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы

2 ч

Учебник: Глава 7. Информатизация общества.

Учебник: Глава 16. Основы языка разметки гипертекста.

 

Практикум: Глава 7. Разработка Web-сайтов.

Установить с CD-ROM: Web-редакторы FrontPage Express (входит в состав Microsoft Internet Explorer 4), StarOffice Writer (входит в состав StarOffice), AceHTML, 1st Page 2000.

Учебник И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера Информатика-10, Информатика-11, Лаборатория базовых знаний, 2001, 2002 реализует профильный курс информатики для старших классов, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе по учебникам для 7-9 класса тех же авторов.

Курс сориентирован на обучение информатике для всех профилей по первому базисному учебному плану, и для гуманитарного и естественного профилей по второму варианту базисного учебного плана, то есть по уровню “А”.

Курс рассчитан на учебный план общим объемом 68 часов: по 34 часа в 10 и в 11 классах. Соответственно, содержание курса разделено на две части: “Информатика X” - для 10 класса, “Информатика XI” - для 11 класса.

Курс включает в себя теоретический раздел и компьютерный практикум. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно: 1 урок – лекция и 1 урок – практическая работа. Практикум возможно организовать в бригадной форме обучения на основе метода проектов. Бригада учащихся (2-3 человека) регулирует смену деятельности (компьютерной и настольной) в зависимости от проектного задания, предложенного в курсе обучения. Для организации практикума требуется оснащение класса компьютерами, поддерживающими программное обеспечение Excel, Access и др.

В качестве методической поддержки этого учебника можно рекомендовать:

Примерное тематическое планирование

по второй части курса (“Информатика”, 11 класс )

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика
(номер работы)

1. Информационные системы. Локальные компьютерные сети (5.1-5.2)

3

2

1 (№1)

2. Основные понятия баз данных. СУБД. (5.3-5.4)

2

1

1(№2)

3. Проектирование информационной системы (5.5)

1

1

 

4. Создание структуры БД и ее заполнение (5.6-5.7)

2

0

2 (№3, 4)

5. Использование базы данных. Запросы. (5.8-5.13)

7

3

4 (№ 5, 6,7,8)

6. Отчет как итоговый документ работы информационной системы (5.14-5.15)

2

1

1 (№9)

7. Геоинформационные системы (5.16)

2

1

1 (№10)

8.Задачи планирования и управления. Табличный процессор как инструмент для их решения (6.1-6.3)

3

2

1 (№11)

9. Деловая графика и ее реализация в табличном процессоре (6.4-6.5)

2

1

1 (№12)

10. Представление зависимостей между величинами. Регрессионные модели и прогнозирование.(6.6-6.11)

5

3

2 (№13, 14)

11. Корреляционные зависимости (6.12)

2

1

1 (№15)

12. Оптимальное планирование (6.13-6.14)

3

2

1(№16)

В учебнике Информатика 10-11,- Питер, 1999 под ред. Н.В. Макаровой рассматриваются распространенные программные средства, широко используемые в гуманитарном, естественном и технологическом профилях обучения: мультимедийные технологии (графика, звук, анимация) и издательские системы. Школы, которые имеют соответствующие ресурсы, могут организовать обучение информатике по данному учебнику как по уровню “А”, так и по уровню “Б”. В соответствии с гуманитарным, естественным и технологическим профилем для первого варианта базисного учебного плана обучение реализуется по уровню обучения “А” (1 час в неделю), а в соответствии с технологическим профилем для второго варианта базисного учебного плана - по уровню “Б” (2 часа в неделю). В учебнике заложена возможность углубленного изучения тем курса по выбору учащихся.

Предлагаемый курс информатики в 10-11-х классах является продолжением базового курса информатики под редакцией Н.В.Макаровой для 7-9 классов основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией, разработанной авторами. Данная концепция поддерживается комплектом учебников и программой обучения.

Примерное тематическое планирование

 

11-й класс

34 часа

Теория

Практика

68 часов

Теория

Практика

Номер подпункта

Наименование темы

Уровень “А”

Уровень “Б”

 

Раздел 5. Создание презентаций в среде PowerPoint.

5.1.

Назначение программы Power Point

1

1

-

1

1

-

5.2.

Базовая технология создания презентации

3

-

3

4

-

4

5.3.

Создание управляющих кнопок

1

-

1

1

-

1

5.4.

Создание презентации из нескольких слайдов.

5

-

5

6

-

6

 

Раздел 6. Создание баз данных в среде АCCESS

6.1.

Теоретические основы баз данных

2

2

-

6

4

2

6.2.

Типы данных в среде Access

1

1

-

1

1

-

6.3.

Этапы разработки базы данных

1

1

-

1

1

-

6.4.

Технология разработки базы данных

8

1

7

12

2

10

 

Раздел 7. Технология работы в программных средах обработки графических объектов, звука, видеофрагментов

7.1

Обработка графических объектов, звука, видеофрагментов

-

-

-

14

-

14

 

Раздел 8. Мультимедийные проекты

8.1.

Представление о мультимедийных продуктах

1

1

-

1

1

-

8.2.

Этапы разработки мультимедийного проекта

1

1

-

1

1

-

8.3.

Технология создания мультимедийного проекта на базе интеграции разнотипных объектов

10

-

10

20

-

20

 

Общее количество часов за 11-й класс:

34

8

26

68

11

57