Н.В. МАКАРОВА

ИНФОРМАТИКА 10-11 классы

(общеобразовательные учреждения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа отражает курс информатики, предназначенный для изучения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений с разной предпрофессиональной направленностью. Методической поддержкой служит учебное пособие [1]. Для школ с углубленным изучением физики, математики, информатики рекомендуется дополнительно включить темы по современным системам программирования, используя для этого специальную литературу.

Предлагаемый курс информатики в 10-11-х классах является продолжением базового курса информатики в 7-9 классах основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией. Данная концепция поддерживается комплектом учебников [2-5] и программой [6].

В тематическом планировании содержания обучения информатике в 10-11-х классах отражено три варианта изучения тем на протяжении 2-х лет:

  1. по 1 часу в неделю, всего 68 часов;
  2. по 2 часа в неделю, всего 136 часов;
  3. более 2-х часов в неделю, более 136 часов.

Рекомендуется в программе обучения для 10-го класса выделить определенный объем времени для освоения клавиатуры 10-ти пальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Информация и общество

Тема 1.1. От индустриального общества к информационному

Понятие информации и информационных процессов. Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества.

Учащиеся должны знать:

Тема 1.2. Роль и назначение информационной системы

Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.

Учащиеся должны знать:

 

Тема 1.3 Представление об информационной технологии

Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии.

Учащиеся должны знать:

Тема 1.4. Роль информатики в жизни общества

Об информационной культуре человека. Назначение информатики. Задачи информатики.

Учащиеся должны знать:

Тема 1.5. Изучение структуры и технологии работы реальной информационной системы

Рассматривается структура реальной информационной системы. Изучаются основные режимы работы. Моделируется деятельность пользователя данной информационной системы.

Учащиеся должны знать:

Раздел 2. Издательское дело в среде
текстового процессора WORD

Тема 2.1. Назначение настольных издательских систем

Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень поддержки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская система. Пользовательский уровень поддержки.

Учащиеся должны знать:

Тема 2.2. Объекты печатного издания

Классификация объектов, составляющих документ. Классификация инструментов.

Учащиеся должны знать:

Тема 2.3. Ввод и редактирование текста

Подготовительная работа. Основные правила ввода текста. Понятие редактирования. Проверка орфографии. Технология перестановки фрагментов.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 2.4. Форматирование текста

Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев.

Стилевое форматирование. Технология работы со стилями. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов.

Что должно быть на титульном листе. Как вставить фигурный текст. Как вставить рисунок.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 2.5. Работа с иллюстрациями

Вставка иллюстраций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 2.6. Макетирование страниц

Понятие многоколонной верстки. Верстка двухколоночной полосы. Верстка трехколоночной полосы. Буквица.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Раздел 3. Технология работы в профессиональной
издательской системе PageMaker

Тема 3.1. Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word

Функции, одинаковые для обеих сред. Отличительные функции Word и PageMaker. Обзор и назначение профессиональных издательских инструментов среды PageMaker.

Технология конвертации объектов разного формата в среду PageMaker.

Учащиеся должны знать:

Тема 3.2. Верстка страниц

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Вставка и оформление текстовых блоков. Импортирование и редактирование иллюстраций. Совместное размещение графики и текста.

Учащиеся должны уметь:

Тема 3.3. Практикум по верстке

Учащимся предлагается выполнить задания по верстке книги, журнала, газеты и пр. издательской продукции.

Учащиеся должны уметь:

Раздел 4. Основы компьютерного делопроизводства

Тема 4.1. Основные понятия делопроизводства

История создания документов. Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Понятие стандарта. Форматы бумаги и размеров полей.

Учащиеся должны знать:

Тема 4.2. Информационные потоки в организации

Рассматривается типовая структура организации. Рабочие места. Понятие информационного потока. Схема информационных потоков в организации.

Учащиеся должны знать:

Тема 4.3. Технология работы с бланками организации

Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты бланка и правила их записи.

Особенности бланков: любого документа, конкретного документа, письма. Прием вставки невидимой таблицы для создания бланков. Практические задания по созданию бланков: с угловым размещением реквизитов, с продольным размещением реквизитов, формы для размещения подписей.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 4.4. Технология работы с трафаретными письмами

Понятие шаблона документа. Практические задания по созданию: письма-приглашения с использованием шаблона, шаблона письма на основе готового бланка.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 4.5. Создание документов c помощью Мастера

Освоение технологии создания документов на примере работы с Мастером грамот.

Учащиеся должны уметь:

Тема 4.6. Обучение стилю делового письма

Понятие делового стиля письма. Типовые конструкции фраз в деловом письме.

Практикум написания деловых писем.

Учащиеся должны уметь:

Раздел 5. Создание презентаций в среде Power Point

Тема 5.1. Назначение программы Power Point

Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов.

Учащиеся должны знать:

Тема 5.2. Базовая технология создания презентации

Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации. I этап - создание фона. II этап - создание текста. III этап - вставка рисунков в презентацию. IV этап - создания анимации текста. V этап - настройка анимации рисунков. VI этап - запуск и отладка презентации.

Вставка звука и видеоклипов в презентацию. Настройка анимации звука или клипа.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 5.3. Создание управляющих кнопок

Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания управляющих кнопок. Практические советы.

Учащиеся должны уметь:

Тема 5.4. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов

Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Учащиеся должны уметь:

Раздел 6. Создание баз данных в среде АCCESS

Тема 6.1. Теоретические основы баз данных

Основные понятия: поле, запись, структурирование данных, база данных. Пример организации алфавитного и предметного каталога.

Понятие СУБД – системы управления базой данных. Реляционная модель данных. Понятие ключа. Иерархическая модель данных. Понятие узла. Сетевая модель данных. Сравнительный анализ моделей баз данных.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тема 6.2. Типы данных в среде Access

Характеристика типов данных: текстового, числового, дата/время, денежного, счетчика, логического, поля объекта OLE.

Учащиеся должны знать:

Тема 6.3. Этапы разработки базы данных

I этап - описание проблемы; II этап - анализ объекта; III этап - синтез модели;

IV этап - способы представления информации и программный инструментарий. Понятие формы и таблицы. Инструменты работы - Мастер и Конструктор.

V этап - синтез компьютерной модели объекта и технология ее создания по стадиям: создание структуры базы данных или открытие файла базы данных; создание экранных форм; заполнение базы данных.

VI этап - работа с базой данных по стадиям: поиск необходимых сведений; сортировка данных; отбор данных; вывод на печать; изменение и дополнение данных.

Учащиеся должны знать:

Тема 6.4. Технология разработки базы данных

Разработка ведется в соответствии с выделенными этапами и стадиями для конкретной постановки проблемы.

Создание формы заставки. Создание управляющих кнопок. Настройка запуска базы данных.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Раздел 7. Технология работы в программных средах обработки
графических объектов, звука, видеофрагментов

Преподавание данного раздела ведется исходя из возможностей школы по обеспечению учебного процесса необходимыми программными продуктами.

Раздел 8. Мультимедийные проекты

Тема 8.1. Представление о мультимедийных продуктах

Представление о мультимедийном продукте. Обзор программных продуктов, предназначенных для обработки: графических объектов, видеозаписей, звука, текста. Обзор программных продуктов, предназначенных для создания мультимедийных проектов.

Учащиеся должны знать:

Тема 8.2. Этапы разработки мультимедийного проекта

Требования, предъявляемые к мультимедийному продукту. Этапы разработки проекта:

I этап - выбор темы и описание проблемы;

II этап - анализ объекта;

III этап - разработка сценария и синтез модели;

IV этап - форма представления информации и выбор программных продуктов;

V этап - синтез компьютерной модели объекта и технология ее создания по стадиям: подготовка материала для работы, создание мультимедийного продукта, работа с мультимедийным продуктом.

Учащиеся должны знать:

Тема 8.3. Технология создания мультимедийного проекта на базе интеграции разнотипных объектов

Задается тема мультимедийного проекта. Учащийся самостоятельно разрабатывает сценарий и создает проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них.

ПРОГРАММНАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА

При изучении предлагаемых в программе тем курса используются широко распространенные программные продукты: текстовый процессор Word, настольная издательская система PageMaker, система управления базой данных Access, программа презентаций Power Point.

С учетом уровня знаний учащихся и выделенного объема часов изучаются по выбору преподавателя современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

для двухлетнего обучения в 10-11-х классах

пп

темы

Название темы

Количество часов

(1 час в неделю)

Количество часов

(2 часа в неделю)

Количество часов

(более 2-х часов в неделю)

Всего

Теория

Практ.

Всего

Теория

Практ.

Всего

Теория

Практ.

   

10-й КЛАСС

                 
   

Раздел 1. Информация и общество

                 

1

1.1

От индустриального общества к информационному

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1.2.

Роль и назначение информационной системы

1

1

-

1

1

-

1

1

-

3

1.3.

Представление об информационной технологии

1

1

-

1

1

-

1

1

-

4

1.4.

Роль информатики в жизни общества

1

1

-

1

1

-

1

1

-

5

1.5.

Изучение структуры и технологии работы реальной информационной системы

-

-

-

6

-

6

10

-

10

   

Раздел 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word

                 

6

2.1.

Назначение настольных издательских систем

1

1

-

1

1

-

1

1

-

7

2.2.

Объекты печатного издания

1

1

-

1

1

-

1

1

-

8

2.3.

Ввод и редактирование текста

2

-

2

2

-

2

2

-

2

9

2.4.

Форматирование текста

3

-

3

4

-

4

4

-

4

10

2.5.

Работа с иллюстрациями

2

-

2

3

-

3

3

-

3

11

2.6.

Макетирование страниц

2

-

2

4

-

4

4

-

4

   

Раздел 3. Технология работы в профессиональной издательской системе PageMaker

                 

12

3.1.

Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word

1

1

-

1

1

-

1

1

-

13

3.2.

Технология верстки страниц

7

-

7

7

-

7

7

-

7

14

3.3.

Практикум по верстке

     

4

-

4

10

-

10

   

Раздел 4. Основы компьютерного делопроизводства

                 

15

4.1.

Основные понятия делопроизводства

1

1

-

2

1

1

2

1

1

16

4.2.

Информационные потоки в организации

1

1

-

2

1

1

2

1

1

17

4.3.

Технология работы с бланками организации

5

1

4

9

1

8

9

1

8

18

4.4.

Технология работы с трафаретными письмами

2

-

2

4

-

4

4

-

4

19

4.5.

Создание документов c помощью Мастера

2

-

2

4

-

4

4

-

4

20

4.6.

Обучение стилю делового письма

     

4

-

4

10

-

10

21

 

Занятия на клавиатурном тренажере по десятипальцевой методике печати

-

-

-

6

-

6

20

-

20

   

Общее количество часов за 10-й класс:

34

10

24

68

10

58

98

10

88

 

 

пп

темы

Название темы

Количество часов

(1 час в неделю)

Количество часов

(2 часа в неделю)

Количество часов

(более 2-х часов в неделю)

Всего

Теория

Практ.

Всего

Теория

Практ.

Всего

Теория

Практ.

 

 

 

11-й КЛАСС

                 
   

Раздел 5. Создание презентаций в среде PowerPoint

                 

22

5.1.

Назначение программы Power Point

1

1

-

1

1

-

1

1

-

23

5.2.

Базовая технология создания презентации

3

-

3

4

-

4

4

-

4

24

5.3.

Создание управляющих кнопок

1

-

1

1

-

1

1

-

1

25

5.4.

Создание презентации из нескольких слайдов.

5

-

5

6

-

6

6

-

6

   

Раздел 6. Создание баз данных в среде АCCESS

                 

26

6.1.

Теоретические основы баз данных

2

2

-

6

4

2

6

4

2

27

6.2.

Типы данных в среде Access

1

1

-

1

1

-

1

1

-

28

6.3.

Этапы разработки базы данных

1

1

-

1

1

-

1

1

-

29

6.4.

Технология разработки базы данных

8

1

7

12

2

10

20

2

20

30

 

Раздел 7. Технология работы в программных средах обработки графических объектов, звука, видеофрагментов

-

-

-

14

-

14

20

-

20

   

Раздел 8. Мультимедийные проекты

                 

31

8.1.

Представление о мультимедийных продуктах

1

1

-

1

1

-

1

1

-

32

8.2.

Этапы разработки мультимедийного проекта

1

1

-

1

1

-

1

1

-

33

8.3.

Технология создания мультимедийного проекта на базе интеграции разнотипных объектов

10

-

10

20

-

20

30

-

30

   

Общее количество часов за 11-й класс:

34

8

26

68

11

57

90

11

79

   

Общее количество часов за два года:

68

18

50

136

21

115

188

21

167

ЛИТЕРАТУРА

  1. Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационной технологии. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  4. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  5. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000