Н.В. МАКАРОВА
ИНФОРМАТИКА
10-11 классы(общеобразовательные учреждения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа отражает курс информатики, предназначенный для изучения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений с разной предпрофессиональной направленностью. Методической поддержкой служит учебное пособие [1]. Для школ с углубленным изучением физики, математики, информатики рекомендуется дополнительно включить темы по современным системам программирования, используя для этого специальную литературу
.Предлагаемый курс информатики в 10-11-х классах является продолжением базового курса информатики в 7-9 классах основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией. Данная концепция поддерживается комплектом учебников [2-5] и программой [6].
В тематическом планировании содержания обучения информатике в 10-11-х классах отражено три варианта изучения тем на протяжении 2-х лет:
Рекомендуется в программе обучения для 10-го класса выделить определенный объем времени для освоения клавиатуры 10-ти пальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Информация и общество
Тема 1.1
. От индустриального общества к информационномуПонятие информации и информационных процессов. Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества.
Учащиеся должны знать:
Тема 1.2. Роль и назначение информационной системы
Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.
Учащиеся должны знать:
Тема 1.3 Представление об информационной технологии
Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии.
Учащиеся должны знать:
Тема 1.4. Роль информатики в жизни общества
Об информационной культуре человека. Назначение информатики. Задачи информатики.
Учащиеся должны знать:
Тема 1.5. Изучение структуры и технологии работы реальной информационной системы
Рассматривается структура реальной информационной системы. Изучаются основные режимы работы. Моделируется деятельность пользователя данной информационной системы.
Учащиеся должны знать:
Раздел 2. Издательское дело в среде
текстового процессора WORD
Тема 2.1. Назначение настольных издательских систем
Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень поддержки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская система. Пользовательский уровень поддержки.
Учащиеся должны знать:
Тема 2.2. Объекты печатного издания
Классификация объектов, составляющих документ. Классификация инструментов.
Учащиеся должны знать:
Тема 2.3. Ввод и редактирование текста
Подготовительная работа. Основные правила ввода текста. Понятие редактирования. Проверка орфографии. Технология перестановки фрагментов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.4. Форматирование текста
Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев.
Стилевое форматирование. Технология работы со стилями. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов.
Что должно быть на титульном листе. Как вставить фигурный текст. Как вставить рисунок.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.5. Работа с иллюстрациями
Вставка иллюстраций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.6. Макетирование страниц
Понятие многоколонной верстки. Верстка двухколоночной полосы. Верстка трехколоночной полосы. Буквица.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Раздел 3. Технология работы в профессиональной
издательской системе PageMaker
Тема 3.1. Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word
Функции, одинаковые для обеих сред. Отличительные функции Word и PageMaker. Обзор и назначение профессиональных издательских инструментов среды PageMaker.
Технология конвертации объектов разного формата в среду PageMaker.
Учащиеся должны знать:
Тема 3.2. Верстка страниц
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Вставка и оформление текстовых блоков. Импортирование и редактирование иллюстраций. Совместное размещение графики и текста.
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.3. Практикум по верстке
Учащимся предлагается выполнить задания по верстке книги, журнала, газеты и пр. издательской продукции.
Учащиеся должны уметь:
Раздел 4. Основы компьютерного делопроизводства
Тема 4.1. Основные понятия делопроизводства
История создания документов. Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Понятие стандарта. Форматы бумаги и размеров полей.
Учащиеся должны знать:
Тема 4.2. Информационные потоки в организации
Рассматривается типовая структура организации. Рабочие места. Понятие информационного потока. Схема информационных потоков в организации.
Учащиеся должны знать:
Тема 4.3. Технология работы с бланками организации
Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты бланка и правила их записи.
Особенности бланков: любого документа, конкретного документа, письма. Прием вставки невидимой таблицы для создания бланков. Практические задания по созданию бланков: с угловым размещением реквизитов, с продольным размещением реквизитов, формы для размещения подписей.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 4.4. Технология работы с трафаретными письмами
Понятие шаблона документа. Практические задания по созданию: письма-приглашения с использованием шаблона, шаблона письма на основе готового бланка.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 4.5. Создание документов c помощью Мастера
Освоение технологии создания документов на примере работы с Мастером грамот.
Учащиеся должны уметь:
Тема 4.6. Обучение стилю делового письма
Понятие делового стиля письма. Типовые конструкции фраз в деловом письме.
Практикум написания деловых писем.
Учащиеся должны уметь:
Раздел 5. Создание презентаций в среде Power Point
Тема 5.1. Назначение программы Power Point
Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов.
Учащиеся должны знать:
Тема 5.2. Базовая технология создания презентации
Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации. I этап - создание фона. II этап - создание текста. III этап - вставка рисунков в презентацию. IV этап - создания анимации текста. V этап - настройка анимации рисунков. VI этап - запуск и отладка презентации.
Вставка звука и видеоклипов в презентацию. Настройка анимации звука или клипа.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 5.3. Создание управляющих кнопок
Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания управляющих кнопок. Практические советы.
Учащиеся должны уметь:
Тема 5.4. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов
Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Учащиеся должны уметь:
Раздел 6. Создание баз данных в среде АCCESS
Тема 6.1. Теоретические основы баз данных
Основные понятия: поле, запись, структурирование данных, база данных. Пример организации алфавитного и предметного каталога.
Понятие СУБД – системы управления базой данных. Реляционная модель данных. Понятие ключа. Иерархическая модель данных. Понятие узла. Сетевая модель данных. Сравнительный анализ моделей баз данных.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 6.2. Типы данных в среде Access
Характеристика типов данных: текстового, числового, дата/время, денежного, счетчика, логического, поля объекта OLE.
Учащиеся должны знать:
Тема 6.3. Этапы разработки базы данных
I этап - описание проблемы; II этап - анализ объекта; III этап - синтез модели;
IV этап - способы представления информации и программный инструментарий. Понятие формы и таблицы. Инструменты работы - Мастер и Конструктор.
V этап - синтез компьютерной модели объекта и технология ее создания по стадиям: создание структуры базы данных или открытие файла базы данных; создание экранных форм; заполнение базы данных.
VI этап - работа с базой данных по стадиям: поиск необходимых сведений; сортировка данных; отбор данных; вывод на печать; изменение и дополнение данных.
Учащиеся должны знать:
Тема 6.4. Технология разработки базы данных
Разработка ведется в соответствии с выделенными этапами и стадиями для конкретной постановки проблемы.
Создание формы заставки. Создание управляющих кнопок. Настройка запуска базы данных.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Раздел 7. Технология работы в программных средах обработки
графических объектов, звука, видеофрагментов
Преподавание данного раздела ведется исходя из возможностей школы по обеспечению учебного процесса необходимыми программными продуктами.
Раздел 8. Мультимедийные проекты
Тема
8.1. Представление о мультимедийных продуктахПредставление о мультимедийном продукте. Обзор программных продуктов, предназначенных для обработки: графических объектов, видеозаписей, звука, текста. Обзор программных продуктов, предназначенных для создания мультимедийных проектов.
Учащиеся должны знать:
Тема 8.2. Этапы разработки мультимедийного проекта
Требования, предъявляемые к мультимедийному продукту. Этапы разработки проекта:
I этап - выбор темы и описание проблемы;
II этап - анализ объекта;
III этап - разработка сценария и синтез модели;
IV этап - форма представления информации и выбор программных продуктов;
V этап - синтез компьютерной модели объекта и технология ее создания по стадиям: подготовка материала для работы, создание мультимедийного продукта, работа с мультимедийным продуктом.
Учащиеся должны знать:
Тема 8.3. Технология создания мультимедийного проекта на базе интеграции разнотипных объектов
Задается тема мультимедийного проекта. Учащийся самостоятельно разрабатывает сценарий и создает проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них.
ПРОГРАММНАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА
При изучении предлагаемых в программе тем курса используются широко распространенные программные продукты: текстовый процессор Word, настольная издательская система PageMaker, система управления базой данных Access, программа презентаций Power Point.
С учетом уровня знаний учащихся и выделенного объема часов изучаются по выбору преподавателя современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
для двухлетнего обучения в 10-11-х классах
№ пп |
№ темы |
Название темы |
Количество часов (1 час в неделю) |
Количество часов (2 часа в неделю) |
Количество часов (более 2-х часов в неделю) |
||||||
Всего |
Теория |
Практ. |
Всего |
Теория |
Практ. |
Всего |
Теория |
Практ. |
|||
10-й КЛАСС |
|||||||||||
Раздел 1. Информация и общество |
|||||||||||
1 |
1.1 |
От индустриального общества к информационному |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
1.2. |
Роль и назначение информационной системы |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
1.3. |
Представление об информационной технологии |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
4 |
1.4. |
Роль информатики в жизни общества |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
5 |
1.5. |
Изучение структуры и технологии работы реальной информационной системы |
- |
- |
- |
6 |
- |
6 |
10 |
- |
10 |
Раздел 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word |
|||||||||||
6 |
2.1. |
Назначение настольных издательских систем |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
7 |
2.2. |
Объекты печатного издания |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
8 |
2.3. |
Ввод и редактирование текста |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
9 |
2.4. |
Форматирование текста |
3 |
- |
3 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
4 |
10 |
2.5. |
Работа с иллюстрациями |
2 |
- |
2 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
11 |
2.6. |
Макетирование страниц |
2 |
- |
2 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
4 |
Раздел 3. Технология работы в профессиональной издательской системе PageMaker |
|||||||||||
12 |
3.1. |
Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
13 |
3.2. |
Технология верстки страниц |
7 |
- |
7 |
7 |
- |
7 |
7 |
- |
7 |
14 |
3.3. |
Практикум по верстке |
4 |
- |
4 |
10 |
- |
10 |
|||
Раздел 4. Основы компьютерного делопроизводства |
|||||||||||
15 |
4.1. |
Основные понятия делопроизводства |
1 |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
16 |
4.2. |
Информационные потоки в организации |
1 |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
17 |
4.3. |
Технология работы с бланками организации |
5 |
1 |
4 |
9 |
1 |
8 |
9 |
1 |
8 |
18 |
4.4. |
Технология работы с трафаретными письмами |
2 |
- |
2 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
4 |
19 |
4.5. |
Создание документов c помощью Мастера |
2 |
- |
2 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
4 |
20 |
4.6. |
Обучение стилю делового письма |
4 |
- |
4 |
10 |
- |
10 |
|||
21 |
Занятия на клавиатурном тренажере по десятипальцевой методике печати |
- |
- |
- |
6 |
- |
6 |
20 |
- |
20 |
|
Общее количество часов за 10-й класс: |
34 |
10 |
24 |
68 |
10 |
58 |
98 |
10 |
88 |
№ пп |
№ темы |
Название темы |
Количество часов (1 час в неделю) |
Количество часов (2 часа в неделю) |
Количество часов (более 2-х часов в неделю) |
|||||||||
Всего |
Теория |
Практ. |
Всего |
Теория |
Практ. |
Всего |
Теория |
Практ. |
||||||
|
11-й КЛАСС |
|||||||||||||
Раздел 5. Создание презентаций в среде PowerPoint |
||||||||||||||
22 |
5.1. |
Назначение программы Power Point |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
23 |
5.2. |
Базовая технология создания презентации |
3 |
- |
3 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
4 |
|||
24 |
5.3. |
Создание управляющих кнопок |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|||
25 |
5.4. |
Создание презентации из нескольких слайдов. |
5 |
- |
5 |
6 |
- |
6 |
6 |
- |
6 |
|||
Раздел 6. Создание баз данных в среде АCCESS |
||||||||||||||
26 |
6.1. |
Теоретические основы баз данных |
2 |
2 |
- |
6 |
4 |
2 |
6 |
4 |
2 |
|||
27 |
6.2. |
Типы данных в среде Access |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
28 |
6.3. |
Этапы разработки базы данных |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
29 |
6.4. |
Технология разработки базы данных |
8 |
1 |
7 |
12 |
2 |
10 |
20 |
2 |
20 |
|||
30 |
Раздел 7. Технология работы в программных средах обработки графических объектов, звука, видеофрагментов |
- |
- |
- |
14 |
- |
14 |
20 |
- |
20 |
||||
Раздел 8. Мультимедийные проекты |
||||||||||||||
31 |
8.1. |
Представление о мультимедийных продуктах |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
32 |
8.2. |
Этапы разработки мультимедийного проекта |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
33 |
8.3. |
Технология создания мультимедийного проекта на базе интеграции разнотипных объектов |
10 |
- |
10 |
20 |
- |
20 |
30 |
- |
30 |
|||
Общее количество часов за 11-й класс: |
34 |
8 |
26 |
68 |
11 |
57 |
90 |
11 |
79 |
|||||
Общее количество часов за два года: |
68 |
18 |
50 |
136 |
21 |
115 |
188 |
21 |
167 |
ЛИТЕРАТУРА