Шафрин Ю.А.

Информатика и информационные технологии

(10–11 классы школ физико-математического, технического и естественного профиля)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель предлагаемого курса — освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса — современная непроцедурная объектно-ориентированная среда Windows с единым графическим интерфейсом пользователя.

Эта среда иногда рассматривается как некое персональное “изобретение” фирмы Microsoft, которое заслуживает упоминания лишь в ряду других “изобретений”, как один из многих способов решения технологических задач. Это принципиально неверно. В персональной вычислительной технике ныне используются фактически лишь три графические ОС (MacOS, OS/2 и Windows), и отличаются они друг друга лишь техническими деталями, названиями элементов интерфейса (да и то не всегда) и “качеством” исполнения, но отнюдь не “идеологией”, не фундаментальными принципами, которые, собственно, и должны изучаться в школе. Если это признать, то вряд ли придется доказывать, что в качестве “тренажерного стенда” для обучения уместно избрать именно Windows (как наиболее распространенную), даже если “качество” ее приложений нас не всегда устраивает.

Концепции курса можно сформулировать следующим образом.

С одной стороны, современная ИТ рассматривается нами как целостная система, которую образуют два принципиально разных элемента:

1) объектно-ориентированная операционная среда с единым механизмом управления оконными объектами и универсальной триадой инструментальных средств (горизонтальное меню - панель инструментов - контекстное меню), предназначенных для выполнения конкретных операций в приложениях (все это и называется графическим интерфейсом пользователя);

2) технология решения частных задач в той или иной предметной области (текстовые документы, электронные таблицы, базы данных и т.п.).

С другой стороны, совокупность основных предметных областей ИТ можно представить следующей “тетрадой”:

1) управление объектами операционной системы (иными словами, — обслуживание собственного компьютерного хозяйства);

2) офисная технология (текстовые документы, графика, электронные таблицы, презентации, персональные информационные системы);

3) базы данных и информационные системы;

4) компьютерные телекоммуникации.

При таком подходе мы не можем раздельно изучать инструментальные средства, скажем, Word, Excel или PowerPoint (панели инструментов, диалоговые окна и т.п.), – они абсолютно одинаковы во всех приложениях. Более того, нет смысла многократно рассматривать целый спектр универсальных операций над приложением и документом: запуск и завершение приложения; переключение между окнами разных типов; сохранение и загрузка файлов-документов; работа с файлерами; выделение фрагментов, “Drag-and-Drop” и буфер обмена; форматирование текстовых фрагментов; работа со справочной системой; OLE и т.д.

Освоение этих основ — обязательное условие развития компьютерного кругозора школьника, который позволит ему смело открывать любое приложение среды (например, PowerPoint или мощную математическую программу) и разбираться в нужных ему функциях.

Разумеется, многое в средствах ИТ может меняться: отмирают одни операции, появляются другие, меняется визуальное представление элементов интерфейса (и даже их названия) и т.п. Однако человек, который освоил общие идеи и механизмы, сможет самостоятельно ориентироваться в своих проблемах. Открывая незнакомое приложение, он может поинтересоваться, выполняет ли эта программа нужные ему функции и как она их выполняет (а если не выполняет, то что может предложить взамен). С другой стороны, можно действовать и в обратном порядке: если пользователь не совсем четко представляет, что ему нужно, он познакомится сначала с возможностями приложения. Это знакомство и приобретенный ранее кругозор подскажут ему дальнейшие шаги.

Освоив суть современной ИТ и приступая к изучению частных операций приложения в какой-то предметной области, мы можем сосредоточиться исключительно на тех особенностях технологии, которые характерны именно для этой области. Одновременно мы изучаем и базовые понятия информатики (например, алгебру логики, математические и информационные модели), которые используются в данной области (причем сразу на живых примерах).

Например, при редактировании текстовых документов (MS Word) надо обратить внимание на структурирование и форматирование документа, на принципы верстки, работу с иллюстрациями, таблицами и т.п. При изучении электронных таблиц (ЭТ) мы знакомимся с разнообразными способами представления и обработки произвольной информации в ячейках таблицы (а отнюдь не только чисел, как часто думают), с математическим моделированием, с условными и логическими функциями, которые позволяют работать с ЭТ наиболее эффективно, с наложением графических объектов и т.д. При изучении информационных систем школьник на практике осваивает фундаментальную триаду “объект (сущность)-атрибут-связь”, нормализацию таблиц, первичный ключ, целостность данных, запросы и поиск (и снова алгебра логики!) и т.д., и т.п. Даже при изучении телекоммуникаций мы концентрируем внимание учащихся лишь на специфических, принципиальных вещах: что такое Internet, базовые и прикладные протоколы, адреса, гипертексты и страницы Web, серверы и клиенты и т.д. Что касается навигатора (например, Internet Explorer), то он в нашем понимании оказывается лишь простеньким приложением Windows, функции которого (в представлении пользователя) заканчиваются где-то на уровне команд Открыть... (документ), Сохранить как..., Печать..., Копировать... Об электронной почте и говорить нечего: если вы хотя бы в общих чертах знакомы с графическим интерфейсом пользователя, неужели вам надо долго объяснять, как “вынуть” письмо из ящика почтового клиента или как вложить в сообщение файл?

Одновременно мы получаем возможность обратить внимание учащихся на исключительно важные механизмы интеграции приложений, механизмы обмена данными (которые, собственно, и объединяют ИТ в единую систему): текстовые документы и графика; тексты, электронные таблицы и базы данных; мультимедийные документы, таблицы и базы данных (OLE) и прочее.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10-й класс

1. Введение в информационные технологии.

Предмет курса “Информационные технологии”. Важнейшие понятия информатики.

Что такое информация? Объект. Система. Формализация и моделирование. Алгоритм. О программировании.

Краткая история вычислительной техники.

Что такое информационная технология. Общие принципы работы ЭВМ. Как компьютер обрабатывает информацию. Эволюция персональных компьютеров. Аппаратура и программное обеспечение. Соглашения и умолчания. Возможности и ограничения компьютерной технологии.

2. Персональный компьютер и его системы

Общие сведения о компьютерах IBM PC. Технические сведения о компьютерах IBM PC. Состав персонального компьютера (основная конфигурация). Операционные системы.

Организация и представление данных в ПК. Бит (0 и 1). Байт. Оперативная память. Магнитный диск. Файл. Логический диск. Каталог. Файловая система.

Кодовая таблица символов. Идея кодовой таблицы. Кодовые таблицы. Что надо знать об особенностях кодовых таблиц.

Основные принципы MS-DOS. Текущий диск и текущий каталог. Приглашение MS-DOS. Команда. Адрес файла. Как MS-DOS выполняет команду. Основные команды MS-DOS. Командные файлы.

3. Азбука работы на ПК

Общие сведения о работе с ПК. Включение и выключение ПК. Начальная загрузка. Отказ в загрузке. “Зависание” машины.

Состав и функции клавиатуры. Общее описание клавиатуры. Техника работы с клавиатурой. Курсор.

Основной стандарт редактирования и создание простого файла.

Общие сведения об оболочке Norton Commander (NC). Что такое Norton Commander. Запуск и завершение программы NC. Как выглядит экран NC. Как управлять программой NC. Как изменять вид экрана NC. Путешествие по файловой системе. Работа с файловой системой. Создание каталога. Операции с отдельными файлами. Работа с группой файлов. Команды MS-DOS и запуск программ. Дополнительные функции NC.

Основные обслуживающие программы ПК. Форматирование дискет. Проверка и оптимизация жестких и гибких дисков. Архивирование файлов. Защита от компьютерных вирусов.

Развитие операционной среды ПК.

4. Основы среды Microsoft Windows

Что такое ОС Windows 95/98. Приложение и документ. Основная идея Windows. Схема работы пользователя. Объектно-ориентированный подход.

Основные понятия Windows 95. Файлы и каталоги. Папки, программы и документы. Ярлыки. Значки. Окна. Рабочий стол. Панель задач. Кнопка “Пуск” и Главное меню. Буфер обмена.

Формализованное описание объектов Windows 95. Классификация объектов. Имя объекта. Свойства объекта. Что такое папка?. Иерархия папок. Что такое “Открыть объект Windows 95”?

Как управлять операционной системой Windows 95.

Первый урок работы с Windows 95.

5. Графический интерфейс пользователя

Что такое интерфейс. Меню прикладной программы. Что такое меню. Операции, флажки и радиокнопки. Три типа меню.

Окно приложения. Заголовок окна. Горизонтальное меню. Ниспадающее меню. Клавиши-ускорители. Панель инструментов. Контекстное меню. Строка состояния.

Окно документа. Заголовок окна. Полосы прокрутки. Линейки.

Диалоговое окно. Заголовок окна. Элементы диалогового окна. Как работать с диалоговым окном.

Общая схема работы с приложениями Windows. Запуск прикладных программ в среде Windows 95. Базовые операции над документами. Триада инструментальных средств приложения. Завершение приложений в среде Windows 95.

Общая схема управления окнами. Системное меню Управление представлением, размером и позицией окон. Переключение между приложениями. Переключение между окнами открытых документов.

Работа с приложениями MS-DOS. Настройка операционной системы.

Общий обзор среды Microsoft Windows. Сводка основных понятий — “таблица умножения” Microsoft Windows. Сводка основных операций с клавиатурой.

6. Управление объектами в окне папки

Окно папки. Мой компьютер — “приложение” Windows 95. Контекстное меню в окне папки. Параметры окна папки. Мой компьютер и Проводник (Windows Explorer).

Работа с документами. Создание, копирование, перемещение, удаление и переименование объектов. Создание объекта. Копирование, перемещение и удаление. Переименование. Операции с ярлыками.

7. Объектно-ориентированная технология как целостная система

Основные технологические механизмы Windows.

Работа с файлами-документами. Формат и имя файла. Операции с файлами-документами. Диалоговое окно-файлер.

Основы работы со шрифтом в графической среде. Краткая история развития типографских возможностей ПК. Растровые и векторные шрифты. Шрифты TrueType. Диалоговое окно <Шрифт>. Таблица символов (Character Map).

Совместная работа приложений Windows. Буфер обмена. Связь и внедрение объектов (OLE). Непосредственный обмен данными.

Справочная система Windows.

Обзор приложений Windows. Мультимедиа.. Растровая и векторная графика. Некоторые приложения Windows. Офисная технология и информационные системы.

Как установить программный продукт.

11-й класс

8. Основы обработки графических изображений

Постановка задачи. Что такое графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов.

Атрибуты изображения.

Основы работы с программой Paint.

Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.

Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.

9. Текстовые файлы и текстовые документы

Текстовые файлы. Редактирование текстовых файлов.

Общее описание MS-DOS Editor. Основные операции. Операции с блоками (фрагментами) текста. Операции поиска и замены. Редактирование текстовых файлов в Windows 95 (Блокнот).

Редакторы текстов и документов. Что такое Microsoft Word 7.0. Окно процессора Word. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Как документ отображается на экране. Настройка экрана MS Word.

Ввод текста в программе Word.

Основные элементы текстового документа. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля.

Понятие о шаблонах и стилях оформления.

Первый урок подготовки документа в MS Word.

10. Редактирование текстовых документов

Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд.

Форматирование символов и абзацев. Общие сведения. Форматирование символов. Форматирование абзацев.

Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номеров страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы.

Формирование оглавления.

Работа с таблицами. Как создать таблицу. Операции с таблицами.

Работа с рисунками. Вставка рисунков. Операции с рисунками.

Грамматика в процессоре MS Word. Проверка правописания. Словарь синонимов. Перенос слов.

Дополнительные возможности текстового процессора. Автозамена. Вставка специальных символов. Издательские возможности процессора Word.

Печать документов. Основы конвертирования файлов. MS Word как среда программирования.

11. Электронные таблицы

Что такое электронная таблица? Что такое Microsoft Excel 7.0. Окно программы MS Excel. Как выглядит окно Excel. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Настройка экрана Excel.

Ячейка электронной таблицы. Как адресовать ячейки. Ввод данных в ячейку таблицы. Изменение ширины столбца и высоты строки. Что можно записать в ячейку таблицы.

Как подготовить простую таблицу. Общие правила подготовки таблицы. Основные методы оптимизации работы. Оформление таблицы. Печать таблицы.

Основные манипуляции с таблицами. Перемещение по таблице. Выделение фрагментов электронной таблицы. Очистка ячеек. Вставка и удаление. Перемещение, копирование и вставка фрагментов. Поиск и замена. Отмена и повторение команд.

Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Основные статистические и математические функции Excel. Логические операции в Excel. Работа с аппаратом алгебры логики в Excel. Математические модели в Excel. Ошибки при обработке электронных таблиц.

Дополнительные возможности Excel.

12. Подготовка презентаций

Что такое презентация. Общие сведения о Microsoft PowerPoint. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint. Общие положения. С чего начать? Авторазметка.

Как создавать и редактировать презентацию. Окно MS PowerPoint. Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов.

Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд-фильма.

13. Основы информационных систем

Базы данных. Текстовые документы и базы данных.

Объекты, атрибуты и связи. Основные определения. Как составлять наборы объектов. Как структурировать данные. Как устанавливать связи.

Простая двумерная структура. Основные типы данных. Иерархическая структура.

Что такое реляционный подход. Кодирование информации. Первичный ключ таблицы.

Проблемы реляционного подхода. Что такое нормализация. Повторяющиеся группы. Достоверность информации.

Связь таблиц: главная и подчиненная таблицы. Основы автоматизированного поиска и отбора информации. Постановка задачи. Алгебра логики. Просмотр информации и индексы.

Локальные сети ПК. Что такое технология “клиент-сервер”. Краткий рассказ о некоторых СУБД. Краткий рассказ о некоторых ИС.

14. СУБД MS Access

Общие сведения об MS Access. Что такое Microsoft Access 2.0. Принципиальная схема работы с MS Access. Основные понятия MS Access. Как создавать объекты в MS Access.

Работа с таблицами в MS Access. Создание и модификация макета таблицы. Работа с таблицей. Форма. Таблица и форма.

Связь между таблицами и целостность данных. Техника создания связей между таблицами.

Запрос-выборка в MS Access. Что такое запрос? Как создать запрос-выборку. Запрос с параметром. Отчеты.

15. Основы компьютерных телекоммуникаций

Общие сведения. Что такое Internet. Как работает Internet. Основные службы Internet. WWW — “Всемирная паутина”. Windows и Internet. Достоинства и опасности Internet.

16. Обозреватель Internet Explorer

Основные определения. Адресация ресурсов Internet. Окно Internet Explorer. Настройка Internet Explorer.

Навигация в Internet. Адреса. Ссылки. Вспомогательные операции.

Работа с файлами.

Поиск в Internet. Страницы поиска.

Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы с почтовой программой. Окно почтовой программы. Создание сообщения. Доставка почты. Чтение почты.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Принципиально новыми в предлагаемом курсе (по сравнению с другими курсами) являются тезисная формулировка и подробное изложение так называемой “таблицы умножения” (или “азбуки”) операционной среды Windows, которую учащиеся должны освоить и заголовки которой приведены ниже.

1. Назначение и основные принципы функционирования систем Windows. Значки (пиктограммы, иконки) и представляемые ими объекты.

2. Приложение и документ.

3. Окна.

3.1. Типы окон: окно приложения, окно документа, диалоговое окно (окно диалога, диалог).

3.2. Запуск и завершение приложений как частный случай операций с окнами.

3.3. Варианты представления окон: полноэкранный и нормальный; свернутые окна.

3.4. Управление представлением, размером и позицией окон приложения и документа.

3.5. Активное окно и переключение между окнами.

4. Инструментальная триада приложения: горизонтальное меню — панель инструментов — контекстное меню.

5. Диалоговое окно как универсальное средство общения пользователя с приложением.

5.1. Основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, радиокнопки, поля ввода, списки).

5.2. Модальное и немодальное диалоговое окно.

6. Интеграция приложений.

7. Выделение объектов (фрагментов), перемещение объектов методом “Drag-and-Drop”.

8. Универсальные операции и механизмы в Microsoft Windows:

— работа с файлами (документами);

— работа со шрифтами;

— совместная работа приложений (DDE, буфер обмена и технология OLE).

9. Специальные понятия некоторых графических ОС:

— папка и окно папки;

— кнопка “Пуск” и панель задач;

— ярлыки.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ниже приводится тематический план учебного материала с указанием количества часов, отводимых на изучение конкретной темы.

Звездочкой отмечены темы, которые в той или иной степени рассмотрены в базовом курсе, — их учитель может использовать по своему усмотрению для систематизации знаний учащихся.

Двумя звездочками отмечен факультативный материал, который можно использовать для дополнительных занятий или для внеклассного чтения.

Так как многие небольшие пункты и подпункты могут изучаться на одном уроке, в количество часов, указанных в строке с названием пункта (темы), включаются все пункты и подпункты, которые следуют за этой строкой (до следующей заполненной строки). То же самое относится и к строкам, отмеченным звездочкой или двумя звездочками.

Все принципиальные сведения о Windows 95 в равной степени относятся и к более поздним операционным системам.

10-й класс. Основы информатики и информационных технологий

Название темы

Количество часов

1 час
в неделю

2 часа
в неделю

1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

1.1. Предмет курса “Информационные технологии”

*

1

1.2. Важнейшие понятия информатики

2*

3

1.3. Краткая история вычислительной техники

*

*

1.4. Что такое информационная технология

2

3

2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР И ЕГО СИСТЕМЫ

 

 

2.1. Общие сведения о компьютерах IBM PC

*

1

2.2. Технические сведения о компьютерах IBM PC

 

1

2.3. Организация и представление данных в ПК

1

2

2.4. Кодовая таблица символов

1

2

2.5. Основные принципы MS-DOS

1*

3*

3. АЗБУКА РАБОТЫ НА ПК

*

1

3.1. Общие сведения о работе с ПК

 

 

3.2. Состав и функции клавиатуры

1*

1*

3.3. Основной стандарт редактирования и создание простого файла

1

1

3.5. Общие сведения о Norton Commander

*

3

3.6. Команды MS-DOS и запуск программ

1*

1

3.7. Дополнительные функции NC

**

**

3.8. Основные обслуживающие программы ПК

*

2

3.9. Развитие операционной среды ПК

1

1

4. ОСНОВЫ СРЕДЫ MICROSOFT WINDOWS

 

 

4.1. Что такое ОС Windows 95

2

3

4.2. Приложение и документ

 

 

4.3. Основная идея Windows

**

 

4.4. Основные понятия Windows 95

3

4

4.5. Формализованное описание объектов Windows 95

2

3

4.6. Как управлять операционной системой Windows 95

1

2

5. ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

 

5.1. Что такое интерфейс

1

2

5.2. Меню прикладной программы

 

 

5.3. Окно приложения

1

2

5.4. Окно документа

1

2

5.5. Диалоговое окно

1

2

5.6. Общая схема работы с приложениями Windows

2

3

5.7. Общая схема управления окнами

2

2

5.8. Работа с приложениями MS-DOS

**

1

5.9. Интерфейс Windows 3.x

 

**

5.10. Настройка операционной системы

 

2

5.11. Общий обзор среды Microsoft Windows

1

1

6. УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ В ОКНЕ ПАПКИ

 

 

6.1. Окно папки

2

3

6.2. Работа с документами

 

1

6.3. Создание, копирование, перемещение, удаление и переименование объектов

 

1

6.4. Форматирование дискет

*

*

6.5. Корзина

**

**

7. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

 

 

7.1. Основные технологические механизмы Windows

2

1

7.2. Работа с файлами-документами

 

2

7.3. Основы работы со шрифтом в графической среде

 

 

7.4. Совместная работа приложений Windows

1

2

7.5. Справочная система Windows

**

**

7.6. Обзор приложений Windows

1

2

7.7. Как установить программный продукт

**

1

11-й класс. Офисная технология и информационные системы

Название темы

Количество часов

1 час в неделю

2 часа в неделю

8. ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

 

8.1. Постановка задачи

*

2

8.2. Что такое графический редактор Paint

 

 

8.3. Окно программы Paint

 

 

8.4. Атрибуты изображения

 

 

8.5. Сохранение и загрузка изображений

 

 

8.6. Основы работы с программой Paint

 

 

8.7. Техника создания изображений

 

 

8.8. Изменение размеров изображения

 

 

8.9. Редактирование деталей изображения

 

 

8.10. Ввод текста

 

 

8.11. Работа с фрагментами изображения

 

 

9. ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ И ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

9.1. Текстовые файлы

1*

1

9.2. Редактирование текстовых файлов

 

 

9.3. Редакторы текстов и документов

**

**

9.4. Что такое Microsoft Word 7.0

*

*

9.5. Окно процессора Word

1

1

9.6. Ввод текста в программе Word

 

1

9.7. Основные элементы текстового документа

1

3

9.8. Понятие о шаблонах и стилях оформления

1

2

9.11. Первый урок подготовки документа в MS Word

 

 

9.12. Как работать с процессором MS Word

**

**

10. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

 

10.1. Основные операции с текстом

1

1

10.2. Форматирование символов и абзацев

2

3

10.3. Оформление страницы документа

1

2

10.4. Формирование оглавления

**

 

10.5. Работа с таблицами

1

3

10.6. Работа с рисунками

1

2

10.7. Грамматика в процессоре MS Word

**

1

10.8. Дополнительные операции текстового процессора

1

2

10.9. Печать документов

 

1

10.10. Основы конвертирования файлов

 

 

10.11. MS Word как среда программирования

 

1

11. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ

 

 

11.1. Что такое электронная таблица?

1

1

11.2. Что такое Microsoft Excel 7.0

 

 

11.3. Окно программы MS Excel

 

 

11.4. Ячейка электронной таблицы

1

1

11.5. Как подготовить простую таблицу

1

3

11.6. Основные манипуляции с таблицами

**

1

11.7. Расчетные операции в Excel

2

3

11.8. Операции Excel для самостоятельного освоения

**

1

12. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 

 

12.1. Что такое презентация

**

3

12.2. Общие сведения о Microsoft PowerPoint 7.0

 

 

12.3. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint

 

 

12.4. Как создавать и редактировать презентацию

 

 

12.5. Общие операции со слайдами

 

 

12.6. Демонстрация слайд-фильма

 

 

13. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

 

13.1. Базы данных

1

1

13.2. Текстовые документы и базы данных

 

 

13.3. Объекты, атрибуты и связи

1

2

13.4. Простая двумерная структура

1

1

13.5. Основные типы данных

1

1

13.6. Иерархическая структура

 

 

13.7. Что такое реляционный подход

1

2

13.8. Кодирование информации

 

 

13.9. Первичный ключ таблицы

 

 

13.10. Проблемы реляционного подхода

1

1

13.11. Связь таблиц: главная и подчиненная таблицы

1

1

13.12. Основы автоматизированного поиска и отбора информации

2

2

13.13. Локальные сети ПК

*

2

13.14. Что такое технология “клиент-сервер”

 

 

13.15. Краткий рассказ о некоторых СУБД

 

1

13.16. Краткий рассказ о некоторых ИС

 

 

14. СУБД MS ACCESS

 

 

14.1. Общие сведения об MS Access

1

2

14.2. Работа с таблицами в MS Access

2

3

14.3. Связь между таблицами и целостность данных

1

2

14.4. Запрос-выборка в MS Access

1

2

14.5. Отчеты

**

**

15. ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

 

 

15.1. Общие сведения

1

1

15.2. Что такое Internet

 

 

15.3. Как работает Internet

 

 

15.4. Основные службы Internet

 

 

15.5. WWW — “Всемирная паутина”

 

 

15.6. Windows и Internet

 

 

15.7. Достоинства и опасности Internet

 

 

16. INTERNET EXPLORER

 

 

16.1. Основные определения

1

2

16.2. Адресация ресурсов Internet

 

 

16.3. Окно Internet Explorer

 

 

16.4. Навигация в Internet

 

 

16.5. Настройка Internet Explorer

**

1

16.6. Работа с файлами

 

 

16.7. Поиск в Internet

1

1

16.8. Электронная почта

1

1

ЛИТЕРАТУРА

1. Шафрин Ю.А. Информационные технологии (в двух частях). М.: “Лаборатория базовых знаний”, 1999-2000.

2. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. М.: “Лаборатория базовых знаний”, 1999-2000.

3. Шафрин Ю.А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональных компьютеров. М.: “Дрофа”, 2001.