Преподавание профильного курса
“Информатика и информационные технологии”
в старших 11-12 (10-11) классах общеобразовательных учреждений
по учебному плану 2 часа в неделю (68 ч * 2 = 136 часов)
Профили: физико-математический, технологический, социально-экономический
Учебное пособие: Угринович Н.Д. “Информатика и информационные технологии”. — М.: БИНОМ, 2001
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание предлагаемого профильного курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по информатике (уровень Б)", рекомендованному Министерством образования РФ. Особое внимание в пособии уделяется наиболее актуальным и ранее систематически не
изложенным в других учебниках по информатике темам: “Моделирование и формализация”, “Объектно-ориентированное программирование” и “Компьютерные сети”.Учебное пособие состоит из двух разделов “Основы информатики” и “Информационные и коммуникационные технологии”. Изучение основ информатики позволяет сформировать у учащихся информационную картину мира, объектно-ориентированное, алгоритмическое и логическое мышление, дать им теоретические знания по кодированию информации, системам счисления и т.д. Изучение современных информационных и коммуникационных технологий позволит учащимся овладеть необходимыми умениями и навыками для социальной адаптации в информационном обществе.
Концепция преподавания курса по данному учебнику базируется на неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практикой (информационными и коммуникационными технологиями). Теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Поэтому рекомендуется изучать основы информатики и информационные технологии параллельно (по 1 часу в неделю) и с этой целью изложение разделов в учебном пособии максимально синхронизировано.
Учебник построен таким образом, чтобы выполнялся важный методический принцип урок-параграф. После каждого параграфа имеется система контрольных вопросов и практических заданий.
Изучение профильного курса, в принципе, должно основываться на уже изученном базовом курсе, однако в ныне действующем Федеральном базисном учебном плане на базовый курс информатики часов не выделяется и, поэтому, далеко не во всех средних учебных заведениях он преподается. В данном учебнике заложена возможность включения элементов базового курса информатики в профильный курс. Большое внимание в учебнике уделено изучению двух наиболее актуальных и интересующих учащихся тем “Основы Интернет и разработка Web-сайтов” и “Объектно-ориентированное визуальное программирование на Visual Basic”.
В поддержку учебника к началу 2001-2002 учебного года будет выпущен “Практикум по информатике и информационным технологиям” вместе CD-ROM, который содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере. Кроме того, будет выпущено пособие для учителя “Методика преподавания информатики и контроль знаний учащихся”, содержащее различные варианты тематических и поурочных планирований курса информатики, интерактивные тесты и др.
Представленное ниже тематическое и поурочное планирование представляет собой один из возможных вариантов построения профильного курса информатики, изучаемого в 11 – 12 (10 – 11) классах.
Тематическое и поурочное планирование |
||||||||
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ – |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ и КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 68 часов |
|||||||
№ |
Тема урока |
§ |
№ |
Тема урока |
§ |
|||
11 (10) класс, 1 полугодие (16 + 16 часов) |
||||||||
1 |
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира |
Введение |
РАБОТА В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ WINDOWS - 10 часов |
|||||
КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - 9 часов |
1 |
Графический интерфейс Windows |
8.1 |
|||||
2 |
Устройство компьютера |
1.1 |
2 |
Объекты и их свойства |
8.4 |
|||
3 |
Аппаратная реализация компьютера |
1.2.1, 1.2.2 |
3 |
Служебные программы |
8.5 |
|||
4 |
Внешняя (долговременная) память |
1.2.3 |
4 |
Мультимедиа программы |
8.6 |
|||
5 |
Устройства ввода информации |
1.2.4 |
5 |
Стандартные программы общего назначения |
8.7 |
|||
6 |
Устройства вывода информации |
1.2.5 |
6 |
Справочная система Windows |
8.9 |
|||
7 |
Программное управление компьютером |
1.3 |
7 |
Установка программного обеспечения |
8.10 |
|||
8 |
Файлы и файловая система |
1.4 |
8 |
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса |
8.2 |
|||
9 |
Операционная система: назначение и состав |
1.5 |
9 |
Интерфейс командной строки |
8.3 |
|||
10 |
Прикладное программное обеспечение |
1.7 |
10 |
Драйверы устройств |
8.8 |
|||
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ - |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - 6 часов |
|||||||
11 |
Моделирование как метод познания |
4.1 |
11 |
Растровые и векторные графические изображения |
9.1.1 |
|||
12 |
Статические и динамические информационные модели |
4.2 |
12 |
Форматы графических файлов |
9.1.2 |
|||
13 |
Описательные и формально-логические модели |
4.3.1. |
13 |
Растровые и векторные редакторы |
9.2.1 |
|||
14 |
Графические информационные модели |
4.3.2. |
14 |
Инструменты создания и редактирования графических объектов |
9.2.2 |
|||
15 |
Табличные информационные модели |
4.4.1 |
15 |
Создание и редактирование изображений |
9.2.3 |
|||
16 |
Зачет |
|
16 |
Зачет |
|
|||
11 (10) класс, 2 полугодие (18 + 18 часов) |
||||||||
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ |
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ VISUAL BASIC FOR APPLICATION (VBA) и Visual Basic - 18 часов |
|||||||
17 |
Алгоритм и его формальное исполнение |
5.1 |
17 |
Visual Basic for Application (VBA) – язык программирования для приложений |
14.1. |
|||
18 |
Компьютер - автоматический исполнитель алгоритмов |
5.2 |
18 |
Создание макросов на VBA в среде Word |
14.2 |
|||
19 |
Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях |
5.3 |
19 |
Создание макросов на VBA в среде Word |
14.2 |
|||
20 |
Объектно-ориентированное событийное программирование на Visual Basic |
5.5 |
20 |
Интегрированная среда разработки языка Visual Basic |
14.3 |
|||
21 |
Тип, имя и значение переменной |
5.6.1 |
21 |
Интегрированная среда разработки языка Visual Basic |
14.3 |
|||
22 |
Массивы |
5.6.2 |
22 |
Разработка проектов |
14.4 |
|||
23 |
Арифметические, строковые и логические выражения |
5.6.3 |
23 |
Разработка проектов |
14.4 |
|||
24 |
Объявление переменных и присваивание им значений |
5.6.4 |
24 |
Разработка проектов |
14.4 |
|||
25 |
Первая программа на Visual Basic |
5.7 |
25 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
26 |
Функции в языке Visual Basic. Математические функции |
5.9.1 |
26 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
27 |
Строковые функции |
5.9.2 |
27 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
28 |
Функции ввода и вывода |
5.9.3 |
28 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
29 |
Функции преобразования типов данных |
5.9.4 |
29 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
30 |
Функции даты и времени |
5.9.5 |
30 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
31 |
Основные типы алгоритмических структур. Линейный алгоритм |
5.10.1 |
31 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
32 |
Алгоритмическая структура “ветвление” |
5.10.2 |
32 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
33 |
Алгоритмическая структура “цикл” |
5.10.3 |
33 |
Разработка проектов |
14.5 |
|||
34 |
Зачет |
|
34 |
Защита проекта |
|
|||
12 (11) класс, 1 полугодие (16 + 16 часов) |
||||||||
ИНФОРМАЦИЯ. ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ - 16 часов |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - 8 часов |
|||||||
1 |
Понятие “информация” |
2.1 |
1 |
Текстовый редактор: назначение и основные функции |
11.2 |
|||
2 |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний |
2.2 |
2 |
Различные форматы текстовых файлов (документов) |
11.3 |
|||
3 |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний |
2.2 |
3 |
Форматирование документа |
11.4 |
|||
4 |
Единицы измерения количества информации |
2.4 |
4 |
Задание параметров страницы |
11.4.1 |
|||
5 |
Формы представления информации. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем |
2.5.1 |
5 |
Форматирование абзаца |
11.4.2 |
|||
6 |
Определение количества информации, представленной с помощью знаковых систем |
2.5.2 |
6 |
Форматирование символов |
11.4.3 |
|||
7 |
Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука |
2.5.3 |
7 |
Создание, редактирование и форматирование таблиц |
11.5 |
|||
8 |
Передача и хранение информации в живых организмах |
2.5.4 |
8 |
Печать документа |
11.6 |
|||
|
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ - |
|||||||
9 |
Кодирование информации в компьютере |
2.9 |
9 |
Структура электронных таблиц |
12.1 |
|||
10 |
Кодирование числовой информации в компьютере |
2.10 |
10 |
Типы и формат данных. Основные типы данных |
12.2.1 |
|||
11 |
Двоичное кодирование текстовой информации |
2.11 |
11 |
Формат данных |
12.2.2 |
|||
12 |
Двоичное кодирование графической информации |
2.12 |
12 |
Относительные и абсолютные ссылки |
12.3 |
|||
13 |
Двоичное кодирование звуковой информации |
2.13 |
13 |
Встроенные функции. Математические функции |
12.4.1 |
|||
14 |
Решение задач |
|
14 |
Сортировка и поиск данных |
12.5 |
|||
15 |
Решение задач |
|
15 |
Построение диаграмм и графиков |
12.6 |
|||
16 |
Зачет |
|
16 |
Зачет |
|
|||
12 (11) класс, 2 полугодие (18 + 18) |
||||||||
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ - 9 часов |
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - |
|||||||
17 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет |
6.3 |
17 |
Подключение к Интернету. Настройка модема |
15.2.1 |
|||
18 |
Подключение к Интернету с помощью модема |
6.6 |
18 |
Процедура подключения к Интернету |
15.2.3 |
|||
19 |
Электронная почта и телеконференции |
6.7 |
19 |
Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express |
15.3.1 |
|||
20 |
Всемирная паутина |
6.8 |
20 |
Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера |
15.5.1 |
|||
21 |
Файловые архивы |
6.9 |
21 |
Работа с файловыми архивами |
15.6 |
|||
22 |
Поиск информации в Интернете |
6.10 |
22 |
Работа с поисковыми системами |
15.7 |
|||
23 |
Интерактивное общение в Интернете |
6.11 |
23 |
Общение в Интернете в реальном времени |
15.8 |
|||
24 |
Мультимедиа технологии в Интернете |
6.12 |
24 |
Мультимедиа проигрыватели |
15.9 |
|||
25 |
Зачет |
|
25 |
Зачет |
|
|||
БАЗЫ ДАННЫХ. РАЗРАБОТКА БАЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ СУБД - 14 часов |
||||||||
26 |
Понятие базы данных |
13.1 |
26 |
Система управления базами данных Access |
13.2 |
|||
27 |
Понятие базы данных |
13.1 |
27 |
Создание структуры базы данных |
13.3.1 |
|||
28 |
Создание базы данных |
13.3 |
28 |
Ввод и редактирование данных |
13.3.2 |
|||
29 |
Обработка данных в БД |
13.4 |
29 |
Использование Формы для просмотра и редактирования записей |
13.3.3 |
|||
30 |
Зачет |
|
30 |
Быстрый поиск данных |
13.4.1 |
|||
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - 2 часа |
|
|||||||
31 |
Информационное общество |
7.1 |
31 |
Поиск данных с помощью Фильтров |
13.4.2 |
|||
32 |
Информационная культура |
7.2 |
32 |
Поиск данных с помощью Запросов |
13.4.3 |
|||
33 |
Повторение |
|
33 |
Сортировка данных |
13.4.4 |
|||
34 |
Зачет |
|
34 |
Защита проекта базы данных |
|