Конспект  открытого  занятия  спецкурса  «Лингвостилистический  анализ  текста».

Тема:  «Изобразительные  ресурсы  русского  словообразования.  Слова  с  суффиксами  оценки».

           

Умеет говорить человек тот,  кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”

А. В. Луначарский

Сегодня мы продолжим  разговор  о  том,  каким  богатством  отличается  словообразовательная  система  русского  языка. В  настоящее  время  в  русском  языке  насчитывается  огромное  количество  морфем,  которые  являются  строительным  материалом  для  уже  образованных  и  вновь  создающихся  слов. Так,  60000 слов  из  «Орфографического  словаря»  и  17 – томного  толкового  словаря  конструируются  с  помощью  4,5  тысячи  корней,  около  500  суффиксов  и  100  приставок.  Каждая  из  морфем  оказывает  влияние  на  лексическое  значение  слова.

Мы  сегодня  остановимся  на  одном  из  основных  художественных  приемов,  основанном  на  изобразительных  возможностях  русского  словообразования.  Речь  пойдет  о  словах  с  суффиксами  оценки.

  Цель  нашего  занятия – проанализировать  лексику с  суффиксами  оценки как  изобразительное  средство  языка, определить её  роль     в  фольклоре  и  литературе, используя  полученные  знания,   отредактировать  тексты и  создать  свои  в  соответствии  с  заданными  компонентами  речевой  ситуации.

            Но  прежде  чем  повести  разговор  по  нашей  теме,  необходимо  выполнить  тест  и  вспомнить  некоторые  теоретические  понятия,  которые  пригодятся  нам  на  занятии.

Задание  на  компьютерах  №1.  

Тест.

  1. Выбрать  определение  понятия  «юмор»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «ирония»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «сатира»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «эмоциональный»:

А. Выражающий  душевные  переживания,  чувства;

Б. Выражающий  отрицательные, негативные  переживания  и  чувства.

      В. Выражающий  положительные  переживания  и  чувства.

  1. Выбрать  слова  эмоциональной  лексики:

А. Восхитительный,  дуб,  солнышко.

Б. Белый,  белобрысый,  белоснежный.

В. Хороший,  плохой,  страдать,  любить.

Как  я  предполагаю,  небольшие  затруднения  могло  вызвать  последнее  задание,  в  котором  надо  было  выбрать  слова  эмоциональной  лексики.

-         Напомните  мне  прежде,  что  обозначает  слово  «эмоциональный»?

Следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия ) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска "накладывается" на лексическое значение слова.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1.       Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, предначертать, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный.Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.

2.       Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон,  медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.

3.       Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; борода, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

Нас  с  вами  интересует  третья  группа.

В  русской  литературе  давно  сложилась  традиция  стилистического  использования  слов  с  суффиксами  субъективной  оценки. 

-         Как  вы  считаете,  откуда  идет  традиция  использования  этих  слов?  (Из  произведений  устного  народного  творчества.)

-         Какие  вы  можете  назвать  суффиксы  оценки?

-    Попробуйте  подобрать   к  любым  3  словам  из  данных: дом,  голос,  дед,  бабка,  жена,  ветер,  берег,  слово, -  слова  с  суффиксами  оценки.  (Если  к  любому  слову  вы  подберете  без  затруднений  5-6  слов,  значит,  вы  неплохо  владеете  русским  языком).

      Из  всех  суффиксов  оценки  чаще  всего  используются  в  народно – поэтических  текстах  уменьшительно – ласкательные  морфемы,  которые  придают  текстам  особую  выразительность.

-         Что  вам  скажут  названия  «Хаврошечка»,  «Снегурочка»,  «Братец  Иванушка  и  сестрица  Аленушка»?  (Показывают  нежное,  любовное  отношение  к  тем,  о  ком  идет  речь).

-         Какую  роль  играют  слова  с  суффиксами    в  следующем  тексте?  (Назовите  слова  с  суффиксами  оценки,  выделив  сам   суффикс,  затем  определить  их роль).

Не сиз голубок с голубушкой воркует —

Девица с молодцем речь говорит...

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зеленом саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

(Придают  особую  выразительность,  напевность,  неповторимый  русский  колорит,  показывают  нежное,  любовное  отношение  к  предмету  речи).

На  доску  вывешиваются  листы:

-ушк- , -юшк-, -иц-,  -ц-, -ечк-

-придают  напевность

-передают неповторимый  русский  колорит

-показывают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

     Если  открыть  сборник  русских  народных  песен,  сказок,  так  и  повеет  теплом  дубравушек  и  ельничков, раздольем  лужков  и  бережков,  красотой  листиков  и  цветочков.  И  не  дорогу,  а  дороженьку  воспевает  народ    в  своих  грустных  песнях,  не  березняк,  а  березнячок.  Как  мягко  и  поэтично  звучат  эти  слова:  буйная  головушка,  красное  солнышко,  платочек  шелковенький,  подушечки  пуховые,  питьице  медвяное,  царские  палатушки,  тайные  словечушки.

-Какую  роль  играют  слова  с  суффиксами    в  следующем  тексте? 

Своеобразно  использовались  слова  с  суффиксами  оценки  в  художественной  литературе  в  различные  исторические  эпохи,  в  различных  литературных  направлениях,  у  разных  писателей.

Работаем  по  группам  (по  2  человека).  Ваша  задача -  определить,  какую  роль  играют  слова  с  суффиксами  оценки  в  данных  отрывках  из  произведений  классиков.

 Группа 1.

   Так  жила  боярская  дочь,  и  семнадцатая  весна   жизни  её  наступила:  травка  зазеленелась,  цветы  расцвели  в  поле,   жаворонки  запели,  и  Наталья,  сидя  поутру  в  светлице  своей  под  окном,  смотрела  в  сад,  где  с  кусточка  на  кусточек  порхали  птички  и,  нежно  лобызаясь  своими  маленькими  носиками,  прятались  в  густоту  листьев.  Красавица  в  первый  раз  заметила,  что   они  летали  парами.  

(Вывод - слова  э.о.о создавали  ореол  приятности,  передавали  чувствительность  героев,  раскрывали  их  переживания,  несколько  приукрашивая  их  чувства).

На  доску:

-к-, -оч-, -ек-, -ик-, -еньк-

-         раскрывают   переживания  героев

Группа  2.  

Сергей  Сергеич,  это  вы  ли!

Нет!  Я  перед  родней,  где  встретится,  ползком;

Сыщу  её  на  дне  морском.

При  мне  служащие  чужие  очень  редки,

Все  больше  сестрины,  свояченицы  детки;

Один  Молчалин  мне  не  свой,

И  то  затем,  что  деловой.

Как  станешь  представлять  к  крестишку  ли,  к  местечку, 

Ну  как  не  порадеть  родному  человечку!

………………………………………………

Вкус,  батюшка,  отменная  манера;

На  все  свои  законы  есть;

Вот,  например,  у  нас  уж  исстари  ведется;

Что  по  отцу  и  сыну  честь;

Будь  плохонький,  да  если  наберется

Душ  тысячки  две  родовых,-

Тот  и  жених.

На  доску:

      -к-, -ищк-, -ечк-, -оньк-

-         помогают  высказать  расположение  к  собеседнику,  создать  непринужденную  обстановку

-         придают  речи  ироничный  оттенок

Группа 3.

 …………..А  глядела  

Все  на  яблоко. Оно

Соку  спелого  полно,

Так  свежо  и  так  душисто,

Так  румяно – золотисто,

Будто  медом  налилось.

Подождать  она  хотела

До  обеда,  не  стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

  (…,  для  создания  произведения,  близкого  по  духу  к  устному  народному творчеству).

На  доску:

       -к-, -оньк-, -ек-, -оч-

-         помогают  стилизовать  текст  под  устное  народное  творчество

      

Группа 4.

— Какой веселенький ситец! — воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто прият­ной дамы.

— Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, одна­ко же, находит, что лучше, если бы клеточки были по­мельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарование, ко­торого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может предста­вить воображение человеческое, фон голубой и через полос­ку все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки...

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончи­ков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

(Привносят  ироничный  оттенок,  передавая  сентиментальное  пустословие).

На  доску:

      -еньк-, -оч-, -к-, -ин-, -чик-

-         придают  ироничный  оттенок

Группа 5.

Ты  прости,  прости,  полянушка!

Я  скосил  тебя  без  времени;

Белый  плат  в  крови  мокрехонек!

Мало слов, а горя реченька,       

Горя реченька бездонная!

…..

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек'....

….

И погас он, словно свеченька

Восковая, предыконная <...>

(Своеобразное  средство  сочувственного  воспроизведения  бытоыой  речи  крепостных  крестьян,  людей  угнетенных  и  лбездоленных,   они  часто  изображаются  автором  в  горьких  переживаниях,  которые  нередко  доходят  до  психологисеского  надрыва).

На  доску:

    -еньк-, ехонек-, -ик-, -ушк-

-         воспроизводят  бытовую  речь  обездоленных  людей

-         воспроизводят  горькие  переживания

Группа  6.

Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да  холодненько, а нам и светлехонько, и тепленько. Сидим  да  чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить... Позвольте, маменька. Я говорю: теперича в поле очень нехорошо. Ни дороги, ни тропочки — все замело. Опять же волки. А у нас здесь и светленько, и уютненько, и ничего не боимся. Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть — в карточки поиграем; чайку захотелось попить — чайку попьем. Сверх нужды пить не станем, а сколько нужно, столько и выпьем. А  отчего  это так? Оттого, милый друг маменька, что милость божья не оставляет нас.

 (Выполняют  сатирическую  функцию,  уменьшительно – лпаскательными  словами  Иудушка  старается  прикрыть  свои  истинные  намерения,  поэтому  речи  его  неискренняя,  слащавая.  Данное  средство  является  одним  из  наиболее  сильных,  психологически  оправданных)

На  доску:

-юшк-, еньк-, -ц-, -оч-, -к-, -ехонек-

-прикрывают  истинные  намерения  говорящего

      -служат  приемом  индивидуализации характера

Группа 7.

    За полосою густо идущего в рост овса, возле дороги была продолговатая бочажина, В ней почти не осталось воды. По краям гладкая и черная, будто вар, грязища по­крылась паутиной трещин. В середине, возле лужицы с ладошку величиной, сидела большая лягуха в скорбном молчании и думала, куда ей теперь деваться. В Мане и Манской речке вода быстрая — опрокинет кверху брюхом и унесет. Болото есть, но оно далеко — пропадешь, пока допрыгаешь. Лягушка вдруг сиганула в сторону, шлепну­лась у моих ног — это Санька промчался по бочажине, да так резво, что я и ахнуть не успел.

...Где-то в середине ночи ударило по избе ароматом стряпни, первыми печенюшками, вынутыми из печи, и тут же в горнице появилась бабушка.

— Робятишки, вы не спите? — шепотом спросила.

— Не-э.

—Нате вот первеньких! Да легче, легче, горячие! Малых-то поразбудите, Любанька, отведай и ты, милая моя!

    Спасибо, мама! Ох, какая горячая!

    Тебе, Любанька, наказ: всю гвардию накор­мить и удозорить, чтоб ни один в реку не упал и никуда не делся! Гуска, Апронька, Марея! Хватит дрыхнуть! Вста­вайте! Экие кобылиши! Солнце на обед,

    Ей чё! Ей дай покомандовать! — возмутилась   Апроня.

На  доску:

      -ищ-, -иц-, -к-, -ух-,-юшк-, еньк-, -аньк-,-ну-

 -    служат  индивидуализации  языка

-         придают  речи  национальный  колорит

      -    служат  средством  характеристики  героя

Анализ  работы  групп.

    Как  можно  отметить,  круг  оценочной  лексики,  используемой  в  художественной  речи,  расширялся.  У  Н. А. Некрасова  гораздо  разнообразнее  и  богаче  суффиксы  субъективной  оценки,  чем,  скажем,  у  А. С. Грибоедова.

Современные  писатели  широко  используют  разговорные  и  просторечные  модели,  чтобы  отразить  речь  простого  человека,  который  зачастую  ценит  острое,  порой  грубоватое,  порой шутливое  нелитературное   слово.  Вот  примеры  из  современной  художественной  прозы:  Скоро  нас,  шоферяг,  автошофером  заменят  (А. Коробов),  Вот  это  да!  Везуха!  (Ф. Абрамов).

В наше время  яркой экспрессией выде­ляются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:

Рая пуганула их (И. Зве­рев. «Он и она»);

Мальчик изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов. «Конец ночи»);

Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт (В. Бе­лов. «На росстанном холме»);

Кормежка подмолодилась (там же);

Сгуляли свадьбу (В. Лихоносов. «Родные»);

Худяков и вовсе запоглядывал весело (Ф. Абрамов. «Пути-перепутья»),

Иные словообразовательные модели настолько рас­пространены в жаргонах, диалектах, что писатель, по­зволяющий своим героям их использовать, резко наруша­ет литературно-языковую норму:

 «Дай себе передых, парнишша, посиди со мной: рядом» (В. Липатов. «Стер­лядь рыба древняя»);

 «Он в баскет играть любил, а сам невысокий» (Н. Студенкин. «Небо»).

Думается, не нужно здесь доказывать, что их употребление засоряет нашу речь.

Однако, если вы думаете, что культуре речи наносит ущерб только употребление сниженных по стилистиче­ской окраске словообразовательных моделей, вы глубоко заблуждаетесь. Нашу речь портит, как это ни странно, и немотивированное использование ласковых словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, кото­рый жалуется: «.Головка болит; ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?

Следующее  задание  вы  можете  выполнять  на  выбор.  

Вам  предложен  тексты  с  различными  заданиями:

-         надо  перестроить  его, выразив  в  нем  положительную эмоциональную-оценочную  окраску  к  предмету  речи

-         перестроить  текст  в  соответствии  с  авторским  замыслом

Задание  на  компьютерах  №2.  

1.    Перестройте  данный  текст,  выразив  положительную  эмоционально – оценочную  окраску  при  описании  Фенечки.

Но  вместо  Дуни  на  террасу  вышла  сама  Феня.  Это  была  молодая  женщина  лет  двадцати  трех,  вся  белая  и  мягкая,  с  тёмными  волосами  и  глазами,  с  красными,  детски – пухлявыми  губами  и  нежными  руками…  Она  несла  большую  чашку  какао  и,  поставив  её  перед  Павлом  Петровичем,  вся  застыдилась:  горячая  кровь  разлилась  алою  волной  под  тонкой  кожей  её  миловидного  лица.  Она  опустила  глаза  и  остановилась  у  стола,  слегка  опираясь  на  самые  концы  пальцев.

2.    При  изображении  «маленького  человека»  в  романе  «Бедные  люди»  Ф. М. Достоевский  обращается  к  уменьшительно – ласкательным  суффиксам,  чтобы  показать  приниженность  своего    героя, Макара  Девушкина, его  жалкую  привычку  угождать  сильным  мира  сего,  поступаясь  своим  человеческим  достоинством.  Перестройте  данный  текст  в  соответствии  с  авторским  замыслом.

 

Было  мне  всего  семнадцать  лет,  когда  на  службу явился;  Так  знаете  ли,  Варя,  что  сделал  мне  злой  человек?..  А  оттого  что  я  смирный,  а  оттого  что  я  тихий,  а  оттого  что  я  добрый!…; Стыдно  мне  было,  Варя!

Задание  на  компьютерах  №3.  

  Составить  небольшой  текст  на  тему  «Ну  до  чего  же  мы (вы)  все  хорошие  (умные,  красивые…),  используя  слова  с  эмоционально – оценочной  окраской.  Коммуникативная  задача на  ваш  выбор:  выразить  восхищение,  иронию…

    Можно  было  бы  вспомнить  ещё  множество  примеров  использования  слов  с  суффиксами  субъективной  оценки  в  русской  классической  литературе,  свидетельствующих  о  неисчерпамых  возможностях  наших  суффиксов.

- передают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

- придают  напевность

- передают неповторимый  русский  колорит

- показывают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

- передают  чувствительность  героев

- раскрывают   переживания  героев

- для  создания  произведения,  близкого  по  духу  к  устному  народному творчеству

- привносят  ироничный  оттенок.

- выполняют  сатирическую  функцию

- прикрывают  истинные  намерения  говорящего

- помогают  высказать  расположение  к  собеседнику,  создать  непринужденную          обстановку

- придают  речи  ироничный  оттенок

- воспроизводят  бытовую  речь  обездоленных  людей

- воспроизводят  горькие  переживания

- передают  речь  простых  ледей,  придают  ей  национальный  колорит

- служат  средством  характеристики  героя