Психолого-педагогические основы
организации спецкурсов в общеобразовательной школе

Роль и место спецкурса по математике
в средней школе

В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

Включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей общеобразовательной школы. Не нарушая принципа единства школы, введение спецкурсов по отдельным предметам способствует повышению уровня ее работы.

Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии.

Проводимый по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов.

Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно лишь на уроках. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:

1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;

2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по отдельным предметам, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Формы и методы проведения спецкурсов

В какой бы форме и какими бы методами не проводили спецкурс по математике, он должен строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.

Основными формами проведения спецкурса по математике являются изложение узловых вопросов данного спецкурса учителем (лекционный метод семинары, собеседования (дискуссии), решение задач и т.д.

Однако, учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по математике должна занять самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще необходимо применять такие формы работы, как решение задач, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.

Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по математике является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач. Эта форма проведения занятий спецкурса может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.

Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его следует рассматривать как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы. В процессе решения проблемы используют абстрагирование, анализ, синтез.

При выборе методов и приемов обучения необходимо учитывать содержание спецкурса, уровень развития и подготовленности учащиеся.

Педагогические требования к проведению
спецкурса по математике

Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.

Прежде всего спецкурс должен соответствовать профилю класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе должны заниматься все учащиеся данного профильного класса. Являясь учащимися ориентированного класса, они уже имеют твердо и устойчиво сформированные профессиональные интересы и интерес к данному предмету.

В процессе проведения всех занятий необходимо систематически использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у старшеклассников целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности.

Организация и методика проведения спецкурсов должны, естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличаться от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса.

К числу ведущих принципов относятся:

1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).

2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся должны овладевать научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).

3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).

4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).

5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и общественного значения изучаемого материала).

Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.

на предыдущую страницу