Введение

Экономика, постепенно обретая статус равноправного школьного предмета, требует к себе особо пристального внимания. Это связано с фактическим отсутствием в школах как квалифицированных преподавателей, так и качественных учебно-методических материалов.

Преподаватели, начавшие изучение со школьниками нового предмета испытывают настоятельную потребность в разработке не только, и не столько учебников, сколько методических, дидактических материалов, рекомендаций, советов.

Это обстоятельство убедило меня в необходимости обратить внимание на эти проблемы. Тщательно изучив имеющиеся публикации зарубежных и отечественных авторов, мною сделан вывод о недостаточном математическом обеспечении вводимого в школьные программы курса “Современная экономика”. В обыденном понятии, на поверхности явлений, проникновение математики в экономику, их сосуществование не отрицается. Тем не менее, о глубинной связи между ними говорится крайне редко, общо и нецеленаправленно. Многие точки соприкосновения остаются вне поля зрения и математиков и экономистов. Все это и натолкнуло меня на мысль о детальном рассмотрении математики с двух сторон: как науки, находящейся на стыке с экономической наукой, и с экономической практикой, где математика носит прикладной характер, обеспечивая в сегодняшних условиях рыночную экономику.

Зная, что экономическая, как впрочем и любая другая наука, занимается общим, а не специальным, абстрактным, а не конкретным, и в этом ее сущность, так как посредством этого она строит свои обобщения, свои законы, гипотезы и теории – весь этот удивительный мир символов, в котором ум человека, по-видимому, ничем не стесненный, кроме собственных законов, свободно и легко вращается, в целом представляет только идеальное отображение в уме человека всеобщую связь вещей и явлений конкретного мира.

Поэтому, я считаю, что наука, как и наша мысль, оставаясь навеки и неразрывно связанной с конкретным, единственным критерием правильности ее дедукции признает согласие их с реальными фактами, и в этом взаимодействие идеального и реального осуществляется возможная для нас полнота нашего знания.

Применив все эти знания к нашему педагогическому делу, в котором сегодня желательно учить не для школы, а для жизни, где сегодняшнему ученику, а завтра, возможно бизнесмену или наемному работнику, важны не только знания, но в неменьшей степени, формирование его как личности, обладающей известным мировоззрением, живущей в обществе и способной творить и действовать, то есть пользоваться своими знаниями, я осознала, что школьное преподавание в целом и, экономики в частности, должно быть поставлено так, чтобы в нем проводилась такая же тесная связь абстрактного с конкретным, какая характеризует экономику и математику. Научный поиск в этом направлении убедил меня в том, что только связь абстрактного с конкретным, их взаимное проникновение в состоянии первому придать практичную приложимость, а второму – смысл и значение.

Конечно, математика представляет собой ту особенность сравнительно с другими науками, в силу которой ее содержание наиболее отвлеченно и наиболее далеко от конкретного мира: она одна теория, и, находясь, таким образом, в полной, по-видимому, независимости от других наук, как в отношении своего материала, так и своих обобщений, а потому склонной принять характер самоцели, самодовлеющей науки, особенно в школьном преподавании, превращаясь, как бы в бесполезную игрушку. Именно этот стереотип и заставил меня по-иному посмотреть на преподаваемый мною предмет. Ведь математика отличается и с другой стороны от остальных наук: она изучает измеряемую сторону всех явлений мира, и, поэтому, если ее конкретное содержание ничтожно, то приложение ее к изучению конкретного, в нашем случае, экономического мира беспредельно. В этом, как я поняла, ее сила и значение. Замыкаясь в собственную область математических символов, она может быть и удивительной по тонкости своего анализа наукой, которая в своих приложениях делает ее еще более значительной, распространяющей свое главенство на все остальное. Но … школьная математика, до сего времени носящая в себе ясный отпечаток схоласцизма, то есть удаленности от жизни и полной бесполезности, что в более широком смысле указывает на рутину в области мысли, глубоко уязвила меня, заставила по-новому посмотреть на эту сторону. Мое видение сущности проблемы убедило, что если наука и жизнь опередили движение мысли, то непременно наступает разрыв между содержанием науки и потребностями жизни, в том числе и жизненными потребностями самой науки.

Таким образом, в результате убеждения в необходимости приложения общетеоретического курса математики в область практического применения.

У меня и родилась идея совместить два курса, две теории, в единое целое, о чем и будет изложено в основных вопросах темы.

Предлагаемый материал может быть использован непосредственно на уроках алгебры и начал анализа, а также в кружковой работе и на факультативных занятиях в 9-11 классах.

Нами данный материал предусмотрен для рассмотрения на спецкурсе в 11 классе.

В процессе работы над темой ставились следующие задачи:

  1. На основе психолого-педагогической и методической литературы определить назначение спецкурсов, особенности форм и методов их проведения, педагогические требования к их организации.
  2. Разработать содержание спецкурса “Прикладная математика”.
  3. Создать дидактический материал для разработанного спецкурса (подобрать задачи для работы на занятиях).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В связи с тем, что приложения математики в экономике многогранны, в настоящей работе рассматриваются лишь отдельные подразделы, наиболее понятные мною и методически проработанные. К числу таковых я отношу:

  1. Стохастический анализ в экономике (теория вероятностей и риска финансовая математика);
  2. Элементы линейного программирования в экономике (транспортная задача и другие).

на предыдущую страницу