I. ВВЕДЕНИЕ
Преобразование системы народного образования в России повлекло за собой в первую очередь изменения в содержании образования. В статье 14 закона "Об образовании" отмечается, что содержание образования, являясь одним из факторов экономического и социального прогресса общества, должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, на совершенствование и укрепление правового государства. Содержание образования должно обеспечить "...формирование адекватной современному уровню знаний картины мира,адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в системе мировой и национальной культур".
Один из путей обновления содержания образования - введение в учебные планы школ нетрадиционных курсов. Таким курсом, удовлетворяющим многим требованиям нового содержания образования, является логика. В качестве обязательного предмета она входила в курс гимназии дореволюционной России. В Советском Союзе в конце 40-х - начале 50-х годов также преподавалась в средних школах. Изучается этот курс и в средних учебных заведениях многих зарубежных стран. В течение длительного периода (периода "молчания") логика преподавалась у нас только в отдельных высших учебных заведениях. Сейчас эта наука вновь возвращается в школу.
Значение логики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Логика нужна работникам самых различных профессий: преподавателям, ибо они не смогут эффективно развивать мышление учащихся, не владея логикой; юристам, которые строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики; врачам, ставящим диагноз на основании проявлений болезни. Логика необходима всем людям как интеллектуального, так и физического труда.
В 1990 году Министерство образования Российской Федерации впервые предложило школе право выбора учебного плана из пятнадцати разработанных вариантов. Одним из них, двенадцатым, предоставлялось право выбора предметов для изучения в классах старшей ступени. Это была попытка демократизации учебного процесса в России, реализации неформального подхода к дифференциации.
Школа N32 г.Рыбинска (автор данной программы работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе) с 1989 года осуществляет свою деятельность по учебному плану с правом выбора предметов для изучения в 10-11-х классах. Для эффективной реализации данного учебного плана встала в первую очередь проблема реального обеспечения этого выбора. Были введены в расширенном варианте курсы по русскому языку, черчению, мировой художественной культуре. Но этого оказалось недостаточно. Возникла необходимость в подготовке программ и кадров по таким предметам, как психология, основы экономики, логика. Однако на тот момент (1990 год) отсутствовала программа Министерства по курсу логики, не было учебных пособий для учащихся, в единичных экземплярах литература по курсу имелась в городских библиотеках и совсем не было в школах. Всё это вызвало необходимость создания примерной программы по курсу, поиска литературы для её обеспечения, самообразования по выбранной теме.
За прошедший период можно выделить основные этапы работы над курсом:
- первый год - подборка материала,чтение книг, изучение содержания;
- обучение на курсах "Информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста" заочного ФПК при МГУ им.Ломоносова под руководством Усачёвой И.В.;
- с сентября 1990 года - работа в классе, на уроке.
За это время программа неоднократно переделывалась, совершенствовалась. В 1992 году был проведён первый открытый урок, на котором присутствовали заведующая городским МК Брянкина Н.А., инспектор гороно Хазова Л.С. Это время первых контактов с учителями города. В школе N8 также был введён курс логики.
В январе 1994 года проект программы представлен для рецензии в ИПК (г.Ярославля), который признал её пригодной к использованию в учебном процессе. Программа разработана в соответствии с рекомендациями областного Департамента по делам образования и молодёжи и семинара по составлению авторских программ, проведённого в октябре 1993 года Селевко Г.К. на базе ИПК г.Ярославля.
Кроме основного содержания программа, включает в себя некоторые материалы, позволяющие реализовать её практическую часть: таблицы по курсу, примерные перечни вопросов к зачётам, семинарским занятиям по теме, подборку упражнений для практикумов.
Логическое мышление можно и нужно развивать
различными способами. Данная работа позволяет
обеспечить систематическое изучение науки
логики в 10-11-х классах средней школы, что является
одним из наиболее эффективных способов развития
у учащихся логического абстрактного мышления.