II. Программа курса "Формальная логика"
для учащихся 10-11 классов
(68 часов)


1. Пояснительная записка

1. Цикл лекций.
2. Практические занятия.
3. Семинар.
4. Индивидуальные консультации.
5. Зачёт.

Таким образом, учителю, работающему по курсу, необходимо хорошо владеть методическими приёмами организации школьной лекции, эффективного включения учащихся в диалог на практическом занятии и семинаре, а также рационального отбора материала для составления школьниками конспектов и формирования применяемых учителем настольных таблиц.

Цели изучения предмета

Познавательные:

- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

- формирование научного мировозрения;

- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных с логикой дисциплин таких, как риторика, информатика, языкознание, психология, кибернетика, математика и т.д.

Развивающие:

- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);

- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

- интеллектуальное развитие в ходе решения логических задач и упражнений.

Воспитательные:

-становление самосознания;

- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

- воспитание убеждённости в преимуществах общечеловеческих ценностей;

- воспитание культуры умственного труда.

Задачи изучения курса

- Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем, в частности в деятельности повседневного общения.

- Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно проводить рассуждения и доказательства и т. д.

- Научить школьников строго и чётко пользоваться терминологией самых разных областей науки и социально-общественной сферы, ориентироваться в потоке новых понятий.

- Сформировать умение замечать логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.

- Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению логических правил и законов.

- Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.

на предыдущую страницу