1. Пояснительная записка
Демократизация школьного образования потребовала по-новому взглянуть на его содержание. Оно должно не просто обеспечивать информацию и формировать навыки, а развивать мыслительные действия, учить добывать знания. Переход на базисный учебный план предоставляет возможность такого обновления. Впервые через сорок с лишнем лет после отмены курса логики в средней школе вновь встал вопрос о преподавании в ней философских знаний. Формальная логика, как одна из древнейших наук, и представляет собой первую ступень философского знания.
Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.
Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировозрения.
Методологической основой курса формальной
логики является философское знание, учение о
принципах построения, видах, отношениях форм
правильного мышления, формах и способах научного
познания.
Межпредметные связи
Логическое знание является необходимым в
каждом школьном курсе. Поэтому, как ни одна из
других школьных дисциплин, формальная логика
опирается на межпредметные связи через
использование разнообразных понятий широкого
круга учебных предметов, суждений,
умозаключений, доказательств и опровержений, а
также на особенности развития логического
мышления учащихся в процессе обучения разным
дисциплинам.
Особенности структуры и содержания предмета
Курс изучения формальной логики построен
линейно через постепенный переход от простейших
логических форм мышления к наиболее сложным
через теоретическое и практическое рассмотрение
каждой из них в развитии. Работа по курсу
постоянно опирается на имеющийся жизненный опыт
учащихся и поэтому изложение материала в
основном строится на индуктивной основе с
последующим выявлением причинно-следственных
связей. Особенность содержания представленной
программы в том, что в ходе изложения
традиционных вопросов данной дисциплины
включаются сведения по историческому
становлению и развитию изучаемого явления.
Методика работы по курсу
Отсутствие системного учебника затрудняет изучение предмета учащимся. В связи с этим обучение ведётся по следующей схеме:
Таким образом, учителю, работающему по курсу,
необходимо хорошо владеть методическими
приёмами организации школьной лекции,
эффективного включения учащихся в диалог на
практическом занятии и семинаре, а также
рационального отбора материала для составления
школьниками конспектов и формирования
применяемых учителем настольных таблиц.
Цели изучения предмета
Познавательные:
- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
- формирование научного мировозрения;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных с логикой дисциплин таких, как риторика, информатика, языкознание, психология, кибернетика, математика и т.д.
Развивающие:
- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
- интеллектуальное развитие в ходе решения логических задач и упражнений.
Воспитательные:
-становление самосознания;
- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
- воспитание убеждённости в преимуществах общечеловеческих ценностей;
- воспитание культуры умственного труда.
Задачи изучения курса
- Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем, в частности в деятельности повседневного общения.
- Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно проводить рассуждения и доказательства и т. д.
- Научить школьников строго и чётко пользоваться терминологией самых разных областей науки и социально-общественной сферы, ориентироваться в потоке новых понятий.
- Сформировать умение замечать логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
- Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению логических правил и законов.
- Выработать практические навыки
последовательного и доказательного мышления.