Введение. Что изучает логика?
Тема 1. Предмет и задачи логики.
Лекция. Что означает слово "логика" и что изучает наука логика. Процесс мышления. Мышление правильное. Основные части науки. Связь логики с другими науками.
Тема 2. Теоретическое и практическое
значение логики. Краткие сведения из истории.
Лекция. Когда появились первые сведения о логике. Роль риторики в становлении логической науки. Логика Аристотеля. Материалистическое обоснование логики. Современное состояние логики. Значение логических знаний на современном этапе. Для чего учить логику?
Раздел 1. О ПОНЯТИИ.
Тема 1. Понятие как форма
мышления.
Лекция 1. Предмет. Имя, его смысл и
значение. Признаки предмета: существенные и
второстепенные. Понятие как наиболее простая
форма мышления. Логические приёмы формирования
понятий.
Лекция 2. Содержание и объём понятий.
Род и вид. Обобщение и ограничение понятий.
Лекция 3. Виды понятий: общие,
единичные и собирательные, конкретные и
абстрактные, относительные и безотносительные,
положительные и отрицательные. Отношения
понятий по объёму. Отношения совместимости и
несовместимости.
Лекция 4. Ловушки языка.
Многозначность понятий: опасность лживых слов;
внешняя близость слов, сходство по написанию;
эгоцентризм; проблемы и парадоксы неточностей;
роли слов.
Практическое занятие I. Выявление
существенных признаков понятий, определение
объёма и содержания понятия, овладение операцией
ограничения и обобщения понятий, характеристика
понятий по виду, определение, в каком отношении
находятся понятия.
Семинар 1.Обсуждение основных
вопросов темы " Понятие как форма мышления "
Тема 2. Искусство определения.
Лекция 1. Что значит определить
понятие? Определяемое и определяющее понятия.
Виды определений. Определения явные и неявные.
Определение через род и видовое отличие.
Реальное и номинальное определение.
Историческая справка развития понятия
"определение понятий".
Лекция 2. Правила определения;
приёмы, заменяющие определение: указание -
описание, определение - требование,
характеристика, сравнение, различие. Споры об
определениях.
Тема 3. Деление понятий.
Классификация.
Лекция 1. Что такое деление понятия?
Делимое понятие, члены деления, основание
деления. Правила логического деления.
Дихотомическое деление.
Лекция 2. Классификация. Основание
классификации. Виды классификации: естественная,
искусственная, генетическая. Роль классификации
в системной науке.
Практическое занятие 2. Разбор
данных определений по виду выявления составных
частей, допущенных ошибок; выполнение деления
понятий по различным основаниям, выявление
допущенных ошибок в примерах деления.
Семинар 2.Определение и деление
понятий. Обсуждение основных вопросов.
Зачёт по разделу " О ПОНЯТИИ ".
Раздел II. СУЖДЕНИЕ.
Тема 1. Сущность
логического суждения.
Лекция. Определение логического суждения.
Состав суждения: субъект, предикат, связка,
кванторное слово. Суждение и грамматическое
предложение.
Тема 2. Суждения простые и сложные.
Лекция. Определение простого и
сложного суждения. Характеристика основных
видов сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция, отрицание. Таблицы
истинности.
Тема 3. Деление простых суждений по
форме.
Лекция 1. Виды простых суждений:
суждения свойства, суждения с отношениями,
суждения существования. Деление суждений по
характеру связи отображаемых предметов и
свойств: категорические, условные и
разделительные суждения.
Лекция 2.Деление категорических
суждений по качеству: утвердительные и
отрицательные суждения; по количеству: общие,
частные, единичные. Объединённая классификация:
общеутвердительные, общеотрицательные,
частоутвердительные, частоотрицательные.
Обозначение четырёх главных видов суждения, их
структура.
Практическое занятие I. Определение
терминов суждения, связки кванторного слова;
определение вида суждения. Установление вида
сложного суждения, выявление его составных
частей и логической связи.
Тема 4. Распределённость
терминов суждения.
Лекция. Определение понятия
распределённости терминов
суждения.Рассмотрение возможностей
распределения терминов в четырёх главных видах
суждения.
Семинар 1. Обсуждение рассмотренных
вопросов: "суждение, его состав, виды
суждений."
Тема 5. Отношения между
суждениями. Логический квадрат.
Лекция 1. Отношения между
суждениями: суждения совместимые и
несовместимые; тождество, подчинение, частичное
совпадение; противоречие и противоположность.
Лекция 2. Логический квадрат.
Отношения четырёх главных видов суждений. Схемы,
по которым строятся выводы следования
истинности или ложности одного суждения из
истинности или ложности другого в зависимости от
свойств отношений.
Практическое занятие 2. Выводы при
помощи логического квадрата суждений
противоположных, противоречащих и подчинённых
данным, установление их истинности или ложности.
Тема 6. Операции над суждениями.
Лекция. Преобразование суждений.
Понятие превращения суждений. Значение
превращения. Обращение суждений: простое
обращение, обращение с ограничением. Значение
обращения суждений.
Практическое занятие 3. Вывод путём
превращения, проверка правильности превращения;
вывод путём обращения ( если это возможно),
определение правильности обращения.
Семинар 2.Обсуждение основных
вопросов: "отношения между суждениями",
"операции над суждениями".
Зачёт по разделу "СУЖДЕНИЕ".
Раздел III. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ)
ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Тема 1. Понятие логического закона. Закон тождества.
Лекция. Отражение в законе простых
свойств вещей. Отражение мышлением
действительности правильно и неправильно.
Диалектика законов. Ошибки, связанные с
применением законов. Формулировка законов
тождества. Ошибки нарушения закона: эквивокация,
логомахия, амфиболия. Значение закона. Специфика
действия закона исключённого третьего.
Тема 2. Закон непротиворечия.
Лекция. Аристотель о законе
непротиворечия. Формулировка закона. Составные
элементы закона. Логические противоречия.
Диалектические противоречия. Парадоксы. Апории.
Тема 3. Закон исключённого третьего.
Лекция. Формулировка закона.
Примеры применения и нарушения закона. Значение
закона.
Тема 4. Закон достаточного
основания.
Лекция. Формулировка закона
достаточного основания. Способы обоснования.
Логические основания. Ошибки нарушения закона
достаточного основания.
Практическое занятие. Выяснение
правильности применения того или иного закона.
Указание допущенных ошибок и возможностей их
избежания.
Семинар. Обсуждение основных
вопросов.Зачёт по
разделу"ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ)
ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ".