Введение

    Математическое образование вносит свои вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики формирует определенный стиль мышления, логику, развивает воображение.

    Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса играют задачи. В обучении математике они являются и целью и средством обучения и математического развития школьников. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

    Основные умения и навыки решения текстовых задач закладываются в начальной школе. В V-VI классах эти умения и навыки закрепляются, углубляются. Однако количество задач невелико, их содержание не вызывает особого интереса. Кроме того, программой предусмотрено все большее применение уравнений для решения задач. Идет процесс формализации. Учащиеся овладевают алгоритмами составления уравнений и все чаще при их решении "забывают" об условии, содержании текста задачи. Поэтому в ответах можно увидеть просто число, даже без наименования.

    Выпускники IX классов очень редко выбирают на итоговой аттестации при решении контрольной работы по алгебре в качестве одного из заданий текстовую задачу. При опросах мнения школьников о наиболее трудных для них вопросах математики мы получаем ответ: решение задач. Школьники не любят задачи потому, что не умеют их решать. Одной из причин этого является отсутствие мотивации.

    Развитию мыслительных операций способствуют нестандартные, занимательные задачи, задачи повышенной трудности. Решая их на уроках и внеклассных занятиях, учащиеся не только совершенствуют математические умения и навыки, они развивают творческие способности, учатся преодолевать трудности, добиваться успеха. Чтобы увеличить воспитательную ценность решения задач, их тексты должны быть не просто занимательны по содержанию. Это содержание должно приносить новые знания о методах и приемах, которые использовались во все предыдущее время. Ребята должны узнать о том, как жили и трудились их предки, как развивалась математическая наука страны, в которой они живут.

    Связь с историей России вытекает естественно из текстов старинных занимательных задач. Меры длины, веса, объема, денежные единицы в нашей стране изменялись с течением времени. Об этом необходимо знать, чтобы понять смысл условия задачи. Значит нужен исторический экскурс в различные эпохи развития государства Российского.

    Изучение русской метрологии, решение задач, подобных тем, которые приходилось решать в прошлом древним мастерам, полководцам и военачальникам, зодчим и конструкторам и просто их сверстникам, способствует развитию познавательных интересов, кругозора, формированию мотивации учения.

    Кроме того, в процессе изучения русской метрологии осуществляется межпредметная связь между математикой, историей и литературой. С последней потому, что нельзя обойтись без русских пословиц и поговорок, без ссылок на произведения русской литературы. В этом одно из достоинств применения на уроках и внеклассных занятиях по математике элементов русской метрологии X-XIX вв.

    В последние годы арифметическим приемам решения текстовых задач учителя математики стали уделять больше внимания. Об этом свидетельствует масса публикаций в специальной методической периодической литературе, что подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.

на предыдущую страницу