Анализ результативности

    Для того, чтобы оценить результат введения вопросов русской метрологии на уроках и внеклассных занятиях, степень необходимости решения старинных русских задач, было проведено анкетирование. На вопрос: " Интересны ли тебе сведения из истории русской метрологии?" положительно ответили 80% учащихся, занимающихся в факультативной группе ( это весь класс—20 человек). 75% признали интересным использование старинных задач. Задачи краеведческого характера интересны 90% учащихся, чуть меньше — 70% — интерес к старинным способам решения задач.
    Стало больше тех ребят, которые признают полезность, важность таких сведений.
    То, что умение решать задачи со старинными русскими мерами полезно, признали 85% ребят, важность решения задач из истории родного края — 90%, знание старых способов решения задач — 80%.
    По всем показателям выше полезность:83,8% против 78,8%(интерес).
    Наименее интересными показались шестиклассникам старинные правила решения задач. Причиной тому сложность их запоминания.
    Следует отметить, что учащиеся стали с большим удовольствием решать многие текстовые задачи арифметическим способом, предпочитая его составлению уравнений.
    Для доказательства полезности введения вопросов русской метрологии на уроках и факультативных занятиях можно привести и другие доказательства.
    О росте мотивации свидетельствую следующие факты.
   Широкие познавательные мотивы проявляются в том, что ребята просят чаще проводить занятия с решением таких задач, любят слушать о том, как учились их ровесники в далеком прошлом, как жили и трудились тогда русские люди.
   Учебно-познавательные мотивы проявляются в большей степени у сильных учеников. Они без указаний учителя отыскивают свои способы решения задач, при обсуждении их отбирают наиболее оригинальные и рациональные.
   Мотивы самообразования тоже удается проследить. За дополнительной литературой ребята обращаются к учителю, в школьную, сельскую и даже в городские библиотеки. Больше внимания своему математическому образованию уделяют мальчики.(независимо от уровня обученности и уровня обучаемости).
    Важно то, что интерес с вопросов русской метрологии и решения соответствующих задач переходит и на другие темы: делимость чисел, системы счисления и т.п.
    У шестиклассников наблюдаются проявления социальных мотивов: ответственное отношение к учению, к подготовке выступлений, к отбору задач и заданий для занятий, составлению кроссвордов. Часть занятий они провели самостоятельно, подготовив их под руководством учителя.
    Ребята учатся оценивать свою роль и роль товарищей, начиная с пятого класса. Они умеют обосновывать свои оценки, отмечая правильность решения, логичность объяснений, рациональность и красоту.
    На внеклассных занятиях у всех есть дело по душе, каждый трудится в меру своих сил и способностей. Постепенно увеличивается число увлеченных математикой. За два года мы не потеряли ни одного члена факультатива.
    Достаточно трудно оценить степень влияния вопросов метрологии на результаты обученности учащихся. Очевиден только тот факт , что ребята не боятся текстовых задач, а пытаются решать их более простыми способами.
    Неоспорим факт влияния введенного вопроса на расширение кругозора в вопросах истории нашей страны, родного края, истории отечественной математики.
    На вопрос о том, следует ли продолжать в VII классе занятия факультатива, был получен единодушный утвердительный ответ.
    Вопросы истории русской метрологии , которые будут рассмотрены на занятиях уже определены. Большинство из них относится к геометрии. Предусмотрены вопросы практического приложения русской метрологии к созданию памятников русской архитектуры, древнерусского зодчества.
    Установлены контакты с Ярославским историко-архитектурным музеем-заповедником, где хранятся сведения о размерах культовых сооружений в Спасо-Преображенском монастыре. Удалось найти некоторые данные о строительстве сооружений в Ярославле прошлых веков в Госархиве. Ребята принимают участие в краеведческом поисковом движении, отыскивают данные о древних постройках нашего микрорайона. Собранные воедино данные позволят дать не только исторический экскурс, но и решать задачи на перевод единиц измерений, вычисление размеров зданий и сооружений прошлого нашего города.
    Изученный в VI классе вопрос о пропорциях будет иметь продолжение при изучении "золотого сечения" и "функции золотого сечения", при построении отрезков в заданном отношении с помощью циркуля и линейки.
    Предполагается знакомство с мерными "вавилонами" (квадратным и прямоугольным) — древним графическим выражением системы мер длины Древней Руси.
    Будет увеличено количество задач с историческим и краеведческим содержанием. Они в стадии разработки. В перспективе — разработка интегрированных уроков:
    история+математика, математика+литература, история+литература+математика+ краеведение.
    Материал, подобранный и изложенный в данной работе, используется учителями нашей школы для работы в рамках методической темы: "Развитие творческого потенциала учителя и ученика в условиях создания русской национальной школы".

на предыдущую страницу