Урок одной задачи

    I. Цель урока - рассмотреть несколько арифметических способов решения одной и той же задачи, научить учащихся выбирать наиболее рациональный путь решения.

    II. Ход урока.
    1. Самостоятельный поиск решения.
    Задача. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 6 голов и 20 ног.
                  Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?
    Сначала устанавливается понимание учащимися того, о каких животных и птицах идет речь.
    2. Обсуждение способов решения.
    I способ. Метод подбора.
Учащиеся "угадывают" , что кроликов 4, а фазанов 2.
Проверяем : 1) голов 4+2=6,  2) ног 4*4+2*2=20.
Учащиеся знакомятся с названием метода. Рационально ли это решение? Всегда ли удобен это способ?
    II способ.
Принимает участие несколько человек, решение заносится в таблицу:
Количество Всего
кроликов фазанов голов ног
1 5 6 4+10=14
2 4 6 8+8=16
3 3 6 12+6=16
4 2 6 16+4=20
5 1 6 20+2=22

    Основываемся на том, что в любом случае животных не больше и не меньше, чем число голов, а именно 6. Затем подсчитывается число ног (работа ведется устно).
    Все случаи перебрали! Отсюда и название: "полный перебор".

    III способ.
Метод предположений.
        Это основной способ решения задач такого типа, так как он позволяет решить задачу с большими числами, где первые два способа будут очень трудоемкими.
Метод предположения по избытку.
    Предположим, что в клетке только кролики, тогда у них 4*6=24 ноги, т.е. 4 ноги "лишние". Эти ноги принадлежат фазанам. У фазана 2 ноги, значит 4:2=2 фазана в клетке. Кроликов 6-2=4.
Метод предположения по недостатку.
   Предположим, ч то в клетке были только фазаны, тогда у них 6*2=12 ног, т.е. не хватает 8 ног. Они-то и принадлежат кроликам (по "лишней" паре по сравнению с фазанами). Значит всего 8:2=4 кролика и 6-4=2 фазана.
    3. Для закрепления метода предлагается та же задача, но уже с чмслами 35 и 94. Какой метод выберут ребята? Почему?
35*2 = 70 (ног)
94-70=24 (ноги) не достает
24:2 = 12 (пар ног, это количество кроликов)
35-12=23 (фазана).
Ребята сами должны назвать все методы, которые были использованы для решения задачи, и оценить их достоинства и недостатки.
    4. Задание на дом.
    1. Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоит 5р. за аршин, а черное 3р.?
    2. Составить задачу, которую можно было бы решить методом предположений.

    К задаче можно вернуться в VI классе и решить ее, составив линейное уравнение, а в VII классе - систему уравнений.

Урок одной задачи II
(VII класс, тема "Системы линейных уравнений")

    Вернемся к задаче о фазанах и кроликах.
    Некто подошел к клетке, в которой сидели фазаны и кролики. Сначала он сосчитал головы, их оказалось 15. Потом он подсчитал ноги, их было 42. сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке?
    1) Решим эту задачу арифметически.
    Допустим, что в клетке были только фазаны. У фазана две ноги, значит всего было бы 2*15=30 ног. а в действительности их было 42, т.е. 12 "лишних" ног. Чьи эти ноги? Конечно, кроличьи, ведь у кроликов на две ноги больше, чем у фазанов. Значит эти 12 ног принадлежат 6 кроликам (12:2=6). Но если кроликов было 6, то фазанов 15-6=9. У шести кроликов 24 ноги, у 9 фазанов 18 ног, т.е. всего 42. Это соответствует условию.
    2) А теперь введите переменные величины:
    Пусть х - число кроликов, а у - число фазанов. Тогда по условию х+у=15. У кроликов 4х ног, а у фазанов 2у, и по условию 4х+2у=42. Имеем систему уравнений:
    х+у=15,
   4х+2у=42.
    Решаем ее, умножив обе части первого уравнения на 2 и вычитая его почленно из второго:
    2х=12,  х=б, и 6+у=15, у=9,
    Всего фазанов оказалось 9, а кроликов 6.
    Как видим, без букв оказалось веселее; но потребовалось больше сообразительности. Не всякий может справиться, а с буквами любой сумеет решить.
    Давайте попробуем решить задачу, которую привел А. П. Чехов в рассказе "Репетитор".
    (Антон Павлович писал о том, как гимназист Егор Зиберов занимался с ленивым и бестолковым мальчиком Петей Удодовым).
    "Учитель берет задачник и диктует:
    - "Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 р. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 р. за аршин, а черное 3 р."
    - Повторите задачу.
    Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря начинает делить 540 на 138.
    - Для чего же это вы делаете? Постойте! Впрочем так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Давайте-ка я разделю!
    Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
    "Странно, думает он, ероша волосы и краснея. - Как же она решается? Гм!.. Эта задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая..!"
    Учитель глядит в ответ и видит 75 и 63.
    "Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8. Так, что ли? Нет, не то!".
    - Решайте же! - говорит он Пете.
    - Ну, чего думаешь? Задача-то пустяковая! - говорит Удодов Пете. - Экий ты дурак, братец! решите уж вы ему, Егор Алексеич.
    Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
    - Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, - говорит он, - Ее с иксом и игреком решать можно. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил, понимаете? Теперь вот надо вычесть ... понимаете? Или вот что... Решите мне эту задачу сами к завтрему...Подумайте...
    Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще больше конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.
    - И без алгебры решить можно, - говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. - Вот, извольте видеть...
    Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
    -Вот-с... по-нашему, по неученому. Учителю становится нестерпимо жутко".
    Как поступим мы? Давайте сначала составим систему, что гораздо проще:
    Пусть х (арш.) было синего сукна, у (арш.) - черного, всего же было (х+у) аршин или 138 аршин по условию. Имеем первое уравнение х+у=138. Все синее сукно стоит 5х р., а черное Зу, вся покупка (5х+3у) р., что по условию равно 540 р. Составляем второе уравнение: 5х+3у=540. Имеем систему
    х+у=138,
    5х+3у=540.
    Умножим на 5 первое уравнение:
    5х+5у=690,
    5х+3у=540;
    откуда 2у=150
    y=75,
    х+75=138,
    х=63.
    Итак, черного сукна куплено 75 аршин, а синего -63.
    Как же все-таки решил эту задачу отец Пети? Он не мог воспользоваться уравнениями, вычисляя на счетах.
    Представим, что купец купил только синее сукно, тогда сколько денег он уплатил бы за покупку?
    5*138=690 (р). Это на 690-540=150 рублей больше, чем в действительности. Эти "лишние" деньги откуда взялись? Из разницы в стоимости ткани: 5-3=2 (р). Значит эти 150 р. "лишние", т.к. 150:3=75 аршина ткани более дешевой, черной, а синей 138-75=6? аршина.
    Проверьте, та ли сумма получится, если 63*5=315 (р) - синее сукно? 75*3=225 (р) - черное сукно, 315+225=540 (р) - вся покупка.
    Решим чуть иначе:
    А что получилось бы, если бы купец купил только черное сукно? Больше или меньше он истратил бы денег?
    138*3=414 (р)
    540-414=126 (р)
    Значит эти 126 р. он истратил на более дорогое сукно (на 5-3=2 (р) за каждый аршин). Итак, синего сукна куплено 126:2=63 аршин, а черного 138-63=75 аршин.
    Ответ: куплено 63 аршина синего сукна и 75 аршин черного.

    Какой из способов наиболее простой? Какой потребовал больше логических рассуждений?
    Сделайте вывод о том, какими же способами можно решить одну и ту же задачу.

на предыдущую страницу