Заяц Татьяна Борисовна

Возрождение русских традиций на селе

I. Сведения об учителе

Татьяна Боисовна Заяц более 12 лет работает в Волжской средней школе. Имеет хорошую теоретическую подготовку, мастерски владеет методикой преподавания. Обладает незаурядными музыкальными способностями : прекрасным голосом, отличным музыкальным слухом. Владеет четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, игрой на баяне и народных инструментах. Имеет подготовку в области истории и теории музыки. Татьяна Борисовна любит музыку как живое искусство, приносящее радость и умеет передать это детям, что является необходимым условием для учителя музыки высокой квалификации.
Татьяна Борисовна имеет звание учителя-методиста, является руководителем методического объединения учителей музыки своего района. Она - призер конкурса "Учитель года - 1992".Заслуженный учитель школы РФ

II. Условия возникновения опыта

Школа находится в поселке Волга Яросл. обл. Некоузского р-на, богатом музыкальными, фольклорными традициями. При клубе поселка с 20-х годов существовал хор. С 1947 г. руководитель хора - Уланов Анатолий Андреевич - профессиональный музыкант. В 1957 году был организован духовой оркестр. В репертуаре оркестра - старинные русские вальсы, марши. Эти традиции продолжаются и сейчас. В настоящее время центр культурной жизни района - Волжская средняя школа (500 учащихся).
Организовано три хора. Детский хор (основан в 1971 г.) -бессменный лидер районных смотров. В 1980 г. выступал на областном смотре, удостоен Диплома Союза композиторов за активное участие в пропаганде советской музыки. В настоящее время хор имеет фольклорную направленность.
Хор учителей - выступает с концертами в клубах, войсковой части. Создан хор работников детского сада поселка. Работают ансамбли :"Волжанка", "Родничок", "Росинка", "Мальчиш-Кибальчиш".
Руководитель хоров и ансамблей - Заяц Татьяна Борисовна. Итог работы - фольклорные праздники, проводимые в поселке : "Мы - русские", "Русские узоры", "Славянский базар", "Праздник семьи"и др.

III. Цель педагогического процесса

Возрождение в школьниках чувства национального самосознания, приобщение к народным традициям через фольклор, народное искусство как средства эстетического воспитания.

IV. Система работы учителя

1. В основе преподавания - система Д.Б. Кабалевского, но преподаватель вносит свои изменения в программу, исходя из территориальных условий, традиций, истории района.
2. Основополагающие задачи учителя :
а) увлечь ребят музыкой, помочь формированию их взглядов на музыку, которые с каждым годом занятий станут неотделимы от их взглядов на жизнь вообще;
б) сформировать музыкальную культуру школьников, их хороший музыкальный вкус.
3. Разнообразные формы обучения музыке : творческое музыцирование, музыкальные игры, викторины, сольное и хоровое пение, элементы хореографии. Формы взаимодействия с учениками - как фронтальные, так и групповые.
4. Поиск и сбор (школьниками и преподавателями) старинных народных песен, частушек, русских обычаев. Включение в уроки музыки фрагментов русского народного творчества.
5. Приобщение к педагогическому процессу большого количества людей (фольклорные праздники, проводимые в школе и поселке).
6. Использование средств наглядности (см. раздел 5. Кабинет музыки).
7. Артистизм, личное обаяние преподавателя, помогающие учащимся усваивать содержание уроков.
8. Работа по авторской программе "детский сад - школа", обеспечивающая преемственность в обучении музыке.
9. Увлеченность, творческий подход к преподаванию, пропагандирование классической музыки и русского народного искусства.

ПРИМЕР. Урок в 3 классе (1-я четверть, четвертый урок).
Тема четверти "Музыка моего народа".

ТЕМА УРОКА "ЧАСТУШКИ".

1. Музыкальный материал : Марш "Памяти Суворова" - слушание. "Озорные частушки" Р. Щедрин -слушание. Частушки - разучивание. "Проводы"("Как родная меня мать провожала...") - звучание

ХОД УРОКА.

Вход в класс - звучит музыка "Памяти Суворова" Этот марш дети слушали в I полугодии 2-го класса (метод "забегания вперед")
2. Беседа с учениками о марше (сочинение композиторское; во второй части звучит народная песня "Я на камушке сижу").
3. Преподаватель говорит о близости великого русского полководца к руссому народу. (Речь Суворова богата пословицами, поговорками, приводятся примеры)
4. Беседа о пословицах и поговорках. Переход от них к частушке - короткой, быстрой песенке. Мелодия незамысловатая, текст задорный, боевой, насмешливый.
5. Рассказ о частушках. Зародились в древние времена, живут до сих пор. В них отражен дух народа, его отношение ко всем событиям, происходящим в родном отечестве. Примеры частушек разных времен. Частушка и сейчас современна.
6. Роль частушки в творчестве композиторов. Родион Щедрин -"Озорные частушки" - симфоническое сочинение. Это пример частушечной музыки не только в творчестве Щедрина, но и вообще в русской музыке.
7. Слушание частушечников поселка Волга. На урок приглашены балалаечники Николаевы - Вера Ивановна и Константин Федорович. Они исполняют частушки собственного сочинения (3-5 частушек).
8. Разучивание "Воронежских частушек" с новым текстом (аккомпонимент балалаек). Преподаватель сама поет частушки.
9. Задание на дом : записать дома 3-5 частушек от пап, мам, бабушек, дедушек. Попробовать сочинить самим частушку.
10. Выход их класса (под музыку "Как родная меня мать провожала...")

V. Кабинет музыки

В нем собрано все необходимое для ведения урока, для пропаганды музыки : струнные, духовые, шумовые инструменты, альбомы, грмзаписи, технические средства обучения.
В кабинете собрана коллекция старинных гармошек, русских народных инструментов, кружев, самоваров. Он является центром музыкального и эстетического воспитания в школе.

VI. Внеклассная работа

1. Под руководством Заяц Т.Б., учениками и учителями школы ведется обширная поисковая работа. Сбор старинных народных песен, частушек, русских обычаев и др. Собираются старинные музыкальные инструменты (гармоники, балалайки), предметы народного искусства (самовары, кружева).
2. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Совместно со школьным коллективом подготовлены для поселка фольклорные праздники : "Мы-русские", "Русские узоры","Славянский базар", "Праздник семьи". Эти праздники объединили все предприятия, организации, всех жителей поселка.

ПРИМЕР. Фольклорный праздник "Мы-русские", посвященный Дню Победы.

1. ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ (по классам)
- Конкурс на лучший народный костюм (нарядить кукол, книга "Русский костюм")
- Конкурс Русская народная игра (оформление, ж-л "Затейник")
- Конкурс на русскую народную песню, танец, частушку (каждому классу по 2 номера)
- Викторина "Знаешь ли ты русские народные песни ?"
2. АФИША К ПРАЗДНИКУ "Мы - русские".
9 мая у клуба фабрики в 11 часов начнется праздник "Мы -русские ".
Впервые празднование Дня Победы в нашем поселке будет проходить в народных традициях.
3. ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА.
- Чествование ветеранов Великой Отечественной войны (возложение цветов к памятнику).
- Большое театрализованное представление.
- Концерт самодеятельности коллективов поселка.
- Конкурсы гармонистов, балалаечников, исполнителей частушек и русских народных песен.
- Народные игры.
- Театр Петрушки.
- Ярмарка (мягкая игрушка, поделки ребят, кондитерские изделия, пригот. детьми, блины и др.)
Завершает праздник факельное шествие.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

1. Начало праздника (музыкальное оформление - русские народные мелодии, песни) Отв. клуб.
2. Выезд глашатая в народном костюме на лошади. (Звучит народная песня "Выйду на улицу...", затем "Пойду ли я на реченьку...").
3. Из хоровода выносится "хлеб-соль". Хоровод расступается. Все почетные места - ветеранам ВОВ.
4. Приглашаются выступающие.
5. Приветствие ветеранам, поздравление с праздником.
6. Приветствие от ветеранов-воинов.
7. Приветствие от ветеранов труда.
8. После поздравления вручаются цветы, подарки.
9. Стихотворение о встрече ветеранов (читает школьник).
10. Зажигается священный огонь у памятника погибшим в годы ВОВ (подготавливается заранее ритуальный факел).
11. Минута молчания. В это время звучит "Реквием" Моцарта.
12. Возложение венков и цветов на братскую могилу.
13. Салют памяти (отв. от военной части)
14. Праздничный концерт.
Выступления :
- учителей,
- жителей поселка,
- детей,
- ветеранов.
15. Театр Петрушки.
16. Под музыку появляются "коробейники" (они располагаются в торговых рядах).
17. Аттракционы (народные потешки перед сценой) (1 час)
18. Русская пляска (приглашает зазывала) кадриль ветеранов.
19. Массовый хоровод (заводят учителя).
20. На школьном стадионе русские народные игры : лапта, городки.
В 10 час. вечера от клуба фабрики организовано факельное шествие (в честь погибших в годы войны).

VII. Результативность

Педагогическая деятельность Заяц Т.Б. стала школой прекрасного для многих учителей района и области. На базе школы проводятся семинары учителей музыки района и области. Ученики Татьяны Борисовны - продолжатели ее дела. Это учителя музыки, культпросветработники, участники хоров и ансамблей.
(Опубликовано в сб. Творческая лаборатория педагога. Выпуск 1 - Я.:ИПК, 1994)
Начало    Возврат    Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru