В настоящее время школа находится в сложном творческом поиске. Всё больше привлекают к себе внимание изобразительно-пластическая, поэтическая, трудовая, педагогическая культура русского народа.
У В. Астафьева есть замечательные слова: " Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа".
Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремёсла. Ибо это корни питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но; и наше будущее.
Быть без корней, не помнить преемственности поколений, не испытывать почтительного уважения к тем людям, которые жили до тебя, к тем местам,
где ты родился. Возможно ли такое? Говорят возможно. Но это противоестественно.
Урбанизированная массовая культура, стирая сегодня национальные традиции, разрушает личность, мешает восстановлению в России национального самосознания.
Исходя из вышеизложенного, главной задачей современной школы необходимо считать становление и развитие личности школьника на национальной основе. Для реализации главной задачи необходимо:
- содействовать созданию собственными силами детей нравственно эстетически полноценной среды общения с народным искусством;
- способствовать формированию национального достоинства, культуры в процессе освоения связей народного искусства с бытом, трудом, традициями;
- развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого региона России - общее достояние нашего Отечества, достойная уважения и сохранения в веках;
- способствовать дальнейшее формированию культурно-исторической памяти в процессе системного освоения народного искусства с привлечением произведений народного творчества;
- формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных конкретной национальной культуре;
- раскрывать взаимодействия народного искусства с разными областями профессионального ( классического) искусства;
- углублять развитие качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного созидательных начал;
- осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России в целом и малой родины, в частности, для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуре, для сформирования представления о безграничности сферы художественного развития.
Приобщение к народной культуре, ее традициям - одна из центральных задач решаемых в школе № 3 г. Рыбинска.
Школа № 3 находится в одном из старейших районов города Рыбинска, в его исторической части. Около 150 лет назад в здании, которое сейчас занимает школа, была открыта Женская Мариинская Гимназия. Ученицы гимназии не только получали классическое образование, но и значительную часть времени уделяли рукоделию. Гимназистки умели вышивать, плести кружева, знали множество праздничных традиций, соблюдали их.
В первой половине IX века город Рыбинск широко раздвинул свои границы. Соседние деревни: Береты, Петровское, Васильевское, Александровское давным-давно стали его частью. Об истории и культуре родного города и края теперь рассказывают детям экспозиции Историко-художественного Музея-заповедника, который расположен рядом со школой. Дети с удовольствием посещают свой музей помногу раз.
Старый район города, где находится школа, на сегодняшний день имеет сложную социальную структуру. Здесь много неблагополучных семей. Неполные семьи типичны. Дети зачастую лишены отцовского, а то и материнского внимания, много опекаемых детей. В семьях, к сожалению, часто низок образовательный уровень, процветает пьянство. Поэтому в школе немало социально запущенных детей. Перечисленные причины, безусловно, не могут не сказаться на здоровье детей, а, следовательно, и на успеваемости.
На этом фоне особо выделяются семьи, где господствует мещанская идеология. Дух наживы здесь главенствует. Родители, занятые материальным обогащением, пренебрегают духовными ценностями.
Поставленная в такие условия, школа должна сделать всё возможное, чтоб противостоять бездушию и бессердечности в детских судьбах. Обратить ребёнка к доброму, прекрасному, незабываемому - задача школы. Воспитать неравнодушного человека, умеющего украсить жизнь себе и окружающим- конечная её цель.
Подводя итоги, проанализируем всё вышесказанное. Что же может более затронуть душу, чем родное и близкое? Родное - это, в данном случае, улица, когда-то бывшая деревней, это школьные 150-летние стены, это деревянные узоры чудом уцелевшие на твоём доме, это нераскрытые тайны случайно отыскавшихся на чердаке сундуков, это диковинные старинные вещицы нашейные и подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.
Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков,,:, твоей малой родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и повышению ответственности за сохранение и развитие традиций.
Поэтому мой выбор пал на изучение одного из важнейших пластов русской культуры - народного костюма и традиционных обрядов губернии с ним связанных.