Народная одежда, обувь, украшения создавались на протяжении многих веков и являются неотъемлемой частью материальной культуры народа, населявшего Ярославские земли.
На формирование народного костюма влияли многие факторы. Одним из таких факторов являются климатические условия, Достаточно тёплое лето, холодная зима и межсезонье их разделяющее предопределили большое разнообразие одежд и материалов для их изготовления.
Род трудовой деятельности также был определяющим. Основной тканью на протяжении многих веков был лён, возделывавшийся в данной местности. В свою очередь льняной холст получали в домашних условиях, что способствовало совершенствованию ткачества. В холодное время года требовалась тёплая одежда, что давало стимул для развития животноводства с целью получения шерсти. Поэтому в костюме Ярославской губернии присутствуют и домотканое сукно, и вязаные вещи, и изделия из овчины, а также кожа.
Употребление в костюме вышивки льном, шёлком, металлической нитью, а также наличие жемчужных бисерных, оловянных украшений обуславливается развитием различных ремёсел. Например, речной жемчуг наиболее часто встречается в костюмах в период до XIX века, так как к началу XIX века этот, ранее процветавший в Ярославской губернии промысел, постепенно исчезает. И, наоборот, появление в большом количестве шалей, полушалей и платков в местных деревнях в XIX веке связано с развитием мелких кустарных мастерских в г. Ярославле в это время.
А вот берестяная обувь (лапти) претерпевает на протяжении веков совсем незначительные изменения и встречается в быту и в начале XX века,
Такие примеры можно приводить бесконечно. Это говорит о том, что материалы, используемые в народной одежде, представляют собой не случайное, а вполне закономерное явление, обусловленное всей жизнью народа.
Конструкция Ярославского костюма также изменялась. В древности - это тяготение к туникообразным формам и очень лаконичному декору. Позднее появляются характерные виды одежды, отличающие местный костюм. Это - рубаха, сарафан, душегрея, полушубок, тулуп в женской одежде. В мужской одежде представлены также рубаха и штаны, тулуп, но более совершенной формы.
Формы и конструкция костюма находились в прямой зависимости от вида материала, его пластичности. Покрой народной одежды прост и экономичен. Создавая одежду, крестьяне старались использовать материал полностью, цельными полотнищами, без нужды не оставлять отходов.
Коротких одежд в Ярославской губернии не носили, их считали неприличными. Все виды одежды выглядели объёмно. Человек в такой одежде производил впечатление величавости, движения его казались плавными.
Оставило свой след в развитии костюма и татарское иго. С одной стороны народ всячески пытался демонстрировать свою сплочённость перед угнетателями, сохраняя и подчёркивая самобытность русского костюма. Но нельзя не заметить появление в данный период обилия распашных одежд (душегрея, кофты на вате), уделяется особое внимание кушакам, их декору. Овчинные одежды всё чаще шьются с талией. Но любимыми остаются одежды свободных традиционных силуэтов.
В период правления Петра 1 европейский костюм проникает и в Ярославскую губернию. Главным образом его носят в Ярославле. Влияние на другие населенные пункты ничтожно.
Там мы встретим обилие набивных тканей от примитивных, собственного изготовления, до дорогих для крестьянства, купленных в городе. Широко известен и другой способ приобретения ткани, украшенной набойкой. Крестьяне Ярославщины брали домотканый холст, везли в город, где мастера украшали этот холст набивными узорами.
Подобные кустарные мастерские были известны в Ярославле, Рыбинске, Романове, Любиме, Пошехонье, Мологе, а также в селе Брейтово.
Из этих же центров попадали в деревни "богатые ткани": шёлк, кисея, парча. Но эти ткани могли купить только зажиточные люди.
На местных ярмарках, в лавках покупались для украшения костюма оловянные пуговицы, галун, бахрома, тесьма из золотой нити.
Кружева же ярославские мастерицы чаще плели сами. Заметим, что выполнялись они различными способами. Ближе к южным границам губернии довольно часто встречаем коклюшечное кружево, но есть и сцепное (выполняется крючком). А вот в деревнях (расположенных возле г. Мологи, Пошехонья, Рыбинска) преобладает сцепной способ изготовления.
Украшение костюма жемчугом, бисером, цветными стеклами в полной мере найдём в Ярославской губернии. Отметим лишь, что с угасанием жемчужного промысла в губернии утверждались другие способы декорирования костюма. К началу XIX века достигает необычайной красоты и качества выполнения золотое шитьё.
Ближе к концу ХIX века в народном костюме причудливо сочетаются домотканое полотно с фабричными ситцами и сатинами, изготовленными на мануфактурах . Появляется отделка фабричным, кажущимся крестьянству красивым, кружевом.
Эти факты говорят о развитии промышленности в близлежащих городах, развитии торговли. На фоне этого уход крестьян от помещиков в города приносит в деревню чуждые городские люды.
И всё же можно утверждать, что до последней четверти XIX века крестьянский костюм Ярославской губернии сохранял традиционный стиль при разнообразии декоративных украшений.
"Народ вырабатывал и сохранял для костюма формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представления о красоте", - пишет Ф.М. Пармон.
Это высказывание в полной мере справедливо и для народного костюма Ярославской губернии.