Народный костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX века


Головные уборы и прически

Мужские причёски в XIX веке имели некоторое разнообразие. Стриглись мужчины "в кружало", "в скобочку", "под горшок". Во второй половине XIX века становятся модными причёски "на прямой пробор", ещё позднее - "на косой пробор".
Повсеместно в Ярославской губернии встречаем валяные шапки в виде колпака. Их изготавливали из сукна или войлока. Служили такие головные уборы для осени и зимы. У некоторых из них были поля, у других - нет.
"Богатыми" считались шапки подбитые мехом. Чаще они были низкой округлой формы и с меховым околышем. Как праздничный вариант, встречаем шапки обтянутые шёлком, атласом, бархатом.
Известен ещё один головной убор - треух. Он всегда считался зимним убором и был обязательно подбит мехом.
В конце XIX века в деревнях появляется картуз из фабричной ткани, часто с лаковым (блестящим) козырьком. Картуз - подражание городской моде.
В начале XX века можно было встретить ещё один "городской" головной убор - кепи.
Женские причёски однообразны. Это связано с древними традициями решения головных уборов, укоренившимися много веков назад и существовавшими ещё в начале XX века.
Головной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение .
У девушек голова всегда была открыта. Волосы заплетались в одну косу. Девичьи головные уборы не закрывали макушку и косу. Например, в Пошехонском уезде головной убор девушки называли "красота". Представляла собой "красота" как бы высокую, твёрдую спереди, повязку; к твердой передней части пришивались куски материи, которые завязывались на затылке (под косой). Твёрдая часть "красоты" богато вышивалась жемчугом, бисером, цветными стенами, золотой нитью.
В Мологском и Рыбинском уездах девичьи повязки были похожи на пошехонские, но передняя твёрдая часть была пониже.
Возле Любима, Гаврилов-Яма также были сходные девичьи головные уборы. В этих уездах бытовало название - "волюшка", "повязка".
В любой части Ярославщины можно было встретить и совсем узкие повязки с расшитой передней частью. Они были более повседневными. Самые лучшие "красоту" или "волюшку" берегли для особых случаев (например, свадьбы), передавали из поколения в поколение, бережно храня.
Женские причёски выглядели иначе девичьих. Женщины заплетали волосы в две косы и укладывали вокруг головы. Такая причёска в свою очередь служила как бы каркасом, на который одевался головной убор.
Женщины носили "глухие" головные уборы, под которыми прятали волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, а, кроме того, показаться "простоволосой" было верхом неприличия. Если кто-нибудь хотел опозорить женщину, достаточно было сдёрнуть с её головы головной убор.
В Ярославской губернии, расположенной в центре России, сильны были влияния соседних земель. Это отразилось на разнообразии головных уборов.
К примеру в уездах, расположенных ближе к Костроме, носили в первый год замужества кокошник. Он возвышался надо лбом в виде полукруглого гребня, оттеняя, подчеркивая красоту женского лица. В отличие от Костромского, кокошники, носимые в окрестностях Любима, Ростова, Гаврилов-Яма, Ярославля, были более низкой и округлой формы. Их шили на жёсткой основе, украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом - в зависимости от благосостояния его обладательницы. В северных уездах Ярославской губернии кокошник был редкостью, ему предпочитали "кику" ( "кичку").
Кикой наши предки называли утку. И, действительно, кика, если внимательно посмотреть сбоку, напоминала по форме эту птицу. Выполнялась в виде шапочки, у которой спереди возвышалась твёрдая прямоугольная или закруглённая пластинка, обтянутая тканью и расшитая узорами.
Известен в Ярославской губернии ещё один головной убор замужних женщин - "сорока". У "сороки" также был расшитый передок, он плавно переходил в завязки ( завязывались на затылке); верхняя часть закрывала макушку и опускалась свободно вниз ( закрывая затылок). Иногда затылок закрывался специально расшитым куском материи ( "подзатыльником"). Известны случаи, когда "кику" и "сороку" носили вместе, одну поверх другой.
Встретим в нашей местности и "моршень". Конструкция его проста. Круг, собранный по внешнему краю (сморщенный, отсюда -"моршень"), пришивался к полоске ткани - и как бы представлял собой шапочку. От ширины полоски ткани зависела высота головного убора. В. Ярославской губернии обычно носили невысокие "моршени". Например, в Рыбинском уезде " моршень " часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина полоски колебалась от 5 до 8 см.
Пожилые женщины носили "повойник". От слова "повивать", "обвивать голову". Этот убор имел форму невысокой шапочки с плотно прилегающим к голове нижним краем и расширяющейся вверх. "Повойники" чаще всего шились из бархата, шёлка, вышивались золотом.
Известен более повседневный головной убор - "сборник". Его конструкция близка к конструкции "моршня". Но шили "сборник" из более простых тканей: холста, сукна, кумача, сатина. Украшение "сборника" также выглядело скромно. Обычно это узкая полоска вышивки по краю или отделка тесьмой.
Головные уборы, венчавшие голову крестьянки, не только завершали костюм, но и носили огромное смысловое значение. Не случайны названия многих уборов: кокошник, кика, сорока. "В этих названиях проступает образ из древней славянской мифологии - символический образ птицы читаем у М.Н.Мерцаловой в "Поэзии народного костюма". И понимаем, что веками вкладывалось в обычай особого убранства головы стремление обратить силы природы на благо себе и своим близким.
Головные уборы, из-под которых были видны волосы, тщательно закрывались платком. Постепенно, к началу XX века, древний порядок убирать голову отмирает. На смену "кикам", "сорокам", "кокошникам" приходят красочные платки и шали.

На предыдущую страницу