Народный
костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX
века
Невозможно представить себе русский костюм без пояса. У Г.С. Масловой читаем: "По представлению крестьян Ярославской губернии "без пояса ходить грех", пояс считался предметом сакральным, так как он давался каждому при крещении".
Пояса на Ярославщине часто дарили. Дарёный пояс охранял от лихого ока, наговора, чужих жён. Вместе с поясом часто повязывалась суровая нитка, на ней завязывали сорок узлов, так как узлу придавали охранительное значение. Нередко узелки завязывались и на самом поясе.
Как уже было сказано, пояс носили всегда. В поясе даже спали. Человек, подпоясываясь как бы заключал себя в круг. Вспомним, что круг символизировал солнце, которое у древних славян было наивысшим божеством. Следовательно, украшение пояса было делом ответственным.
Пояса обычно бывали тканые или плетёные. Для этого подбирались нити самых насыщенных красных, жёлтых , синих, зелёных оттенков. На некоторых поясках были надписи. Так в Пошехонском, Рыбинском, Мологском уездах часто пояса украшали надписи "Кого люблю того дарю". Пояс мог быть совсем узким, чуть больше сантиметра в пикрину, но бывал и широким. Почти всегда пояски украшали кистями на концах.
Носили пояса как на рубахе, так и поверх сарафана. Если же ткань сарафана была очень ценной, пояс повязывали на рубаху.
Любой пояс от самого узенького до широкого привлекал внимание яркостью, напоминал радугу, придавал нарядность любому костюму.