Народный
костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX
века
Крестьяне считали, что "на том свете" человек будет вести тот же образ жизни. Недаром в похоронных причитаниях говорилось "о пути - дороженьке далёкой". Заботы о снаряжении всем тем, что могло понадобиться для погребального обряда, были неотъемлемой частью народных традиций.
Считалось, что умершие имеют большую власть над живыми и могут быть доброй или злой силой для семьи. Погребальные обычаи были стремлением оградить себя и свою семью от действия смертоносной силы.
Одной из особенностей, бытовавших в первой половине XIX века, в Ярославской губернии был обычай хоронить в одежде (или рубахе), в которой человек венчался. Известная в нашей местности поговорка "В чём венчался, в том и скончался" - подтверждала это. Одевать на умершего брачную одежду, бывшую на ритуале, принято было ещё в дохристианской древности.
Погребальный обряд можно было разделить на три этапа:
1. Подготовка умершего к погребению;
2. Погребение;
3. Поминки.
В конце XIX века распространяется обычай заготовлять смертную одежду. Рубаху, непременный атрибут народного костюма, шили не до конца. Ворот рубахи доделывали близкие после смерти человека. Шилась рубаха всегда из холста, который, когда кроили, не резали, а рвали. Швы делали "назад иголкой" ( "назад на землю не вступают"), узлов не делали вовсе, так опасались, что покойник придёт якобы за кем-то из семьи.
Не принято было шить смертные рубахи с брыжжами ( оборками), застёжку не делали - рубаха завязывалась. Погребальный сарафан обычно шили из белого холста. Вспомним о значении белого цветах у славян, как траурного.
На мужчин одевали рубаху - косоворотку. Но разрез у такой рубахи бил на правой стороне ( обычно в Ярославской губернии носили разрез слева).
Для погребальной одежды характерны эпитеты "новая", "праздничная", "лучшая". Обряжал покойника специально приглашенный человек. Голыми руками покойника не трогали, брали в рукавицах. Снимая рубаху, раздирали её надвое, а затем вывешивали на 6 недель в курятник ( "не шевелили"), чтоб очистить петушиным криком.
Подчиняясь традициям, в Мологском, Рыбинском, Пошехонском уездах на мужчин одевали рубаху и штаны, на женщин - рубаху и сарафан. Передник не одевали. В Романовском уезде распространен был обычай не застегивать (завязывать) на умершем воротник, если супруг второй раз собирался вступить в брак. Пояс, как важная составная часть костюма, использовался по всей губернии. Даже ребёнка хоронили в подпоясанной рубашке.
Обязателен был и головной убор. Женщине покрывали голову чепцом, сорокой или повойником, а сверху платком. Мужчинам одевали и шапку, если священник возражал, её клали под подушку.
В начале XIX века существовал обычай хоронить в "саване" (Гаврилов-Ямский, Любимский уезды), который как бы заменял верхнюю одежду. Это были 2-3 полотнища холста, сшитые друг с другом по длинным сторонам и одной поперечной. Обычай погребения в 'саване" в XII веке просуществовал недолго.
В погребальной песне поётся о "саване":
Уж тя платьице нездешнее,
И обуточка не прежняя.
Босыми никогда не хоронили. Обували покойника в онучи да лапти. Сапоги в домовину не клали, считая их модными. "На том свете моды не надо", - говорится в пословице.
Из украшений на умершем был крест (медный часто заменяли деревянным или восковым) и венчальное кольцо.
Перед положением в домовину покойника клали на кожух (мехом вверх). Кожух же оставляли на месте на 9 дней, так как считали, что душа умершего приходит весе эти дни домой на кожух.
Молодых незамужних и неженатых девушек и парней убирали для погребения как на свадьбу. Девушек хоронили с распущенными волосами, украшали цветами.
Сами похороны были с элементами свадебной обрядности ( раздача платков, одежды, приданого), так как считалось, что "на том свете" умёрший должен обязательно иметь жену или мужа.
Траурная одежда родственников была с преобладанием белого цвета. В Пошехонском уезде, например, "сороки" носили из белого холста с белой же вышивкой. Украшения не надевали 6 недель, 40 дней не надевали передник, а красного цвета и вовсе старались избегать.