Народный костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX века


Декор в народном костюме Ярославской губернии

В обрядовой одежде Ярославской губернии встречаем множество различных отделок. Это - широкие полосы красного браного тканья, орнаментальные полосы, вышитые крестиком. Позднее, в начале XX века, появляются в быту Ярославских крестьян рубахи вышитые тамбурным швом.
Для вышивки не требовались сложные приспособления. Пяльцы, холст, нитки и игла были в каждом доме. Вышивали, в основном, ранней весной, когда наступала пора светлых дней, но далеко было до всех сельскохозяйственных работ.
Холсты в руках мастериц начинали говорить. И разговаривали они языком древнего узора.
Приведём примеры мотивов вышивки, типичной для Ярославской губернии.

Один из главных солярных (солнечных) знаков - косой крест, знак солнца и огня. Считали, что он обладает очистительной силой. Четырехугольный косой крест с загнутыми концами означал смену дня и ночи, вечное продолжение жизни и охрану плодородия. По условиям техники вышивки круг превращался в многогранник, ромб и даже квадрат. Однако, всё равно именовался кругом и олицетворял солнце.
Ромб, в свою очередь, означал землю. Но не просто землю, как твердь, а плодородную почву, вспаханную и засеянную. Где полосы в ромбе - борозды, а точки - семена. Особенно обильно украшали узорами из ромбов наряд невесты, будущей матери, продолжательницы рода.
Женской фигуре в вышивке отводилось особое место. С птицами или цветами в руках так изображалась "кормилица - мать
сыра земля." Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.
Зубчатая линия - изображение воды. Часто вода проходила у ног "матери-земли" ( богини Мокошь) или по краю поля ( вышитые ромбы).

Птица - вот ещё один почитаемый образ. Представлена в вышивках то горделивой птицей-павой, то изящной утицей или грациозным лебедем. Поверья, что птица приносит добро человеку, до сих пор живы в народе. В птице и символ матери, охраняющей своих птенцов. Поэтому на концах свадебного полотенца, вышитого ярославской крестьянкой, обязательно изображены две птицы, чтобы было между мужем и женой согласие.
Конь - тоже часто встречается в местной вышивке. Стилизованные фигурки коней напоминали о том, что это животное почитали как хранителя, к которому с уважением относится сам домовой. Кони со всадниками изображали обряды. Почётную роль коня можем встретить в древней легенде, рассказывающей о том, что солнце выезжало на небо в золотой колеснице, запряжённой конями (по Другим источникам - лебедями).
Ладья - это и есть изображение солнечной колесницы в
вышивке. На две стороны смотрят головы ладьи конной или птичьей.
Дерево жизни изображалось в виде дерева или куста, с раскидистой кроной. Крона заполнялась стилизованными изображениями листьев, цветов. Иногда на дереве восседали птицы. Каждая мастерица рисовала иглой своё собственное дерево, но у всякого дерева обязательно были корни в виде трезубца или креста. Дерево жизни считали символом непрерывности жизни, единства рода, его продолжения и благополучия. С языческих времён жило на Ярославской земле поверье, согласно которому можно было подойти к дубу, постучать по нему и попросить, чтобы дошли наши молитвы до матушки сырой земли и до солнца небесного.
Для ярославских вышивок типична трёхчастность, т.е. каждый законченный мотив повторялся трижды. Цветовое
решение, в основном, за счёт сочетания белого и красного. Использовались, конечно, и другие цвета (синий, зелёный, желтый), но их соотношение с красным было небольшим. Излюбленным красный цвет стал давно. Ведь одежда, сшитая из красной ткани, известна восточным славянам была ещё в эпоху Невской Руси. Издавна для получения красного цвета использовали в качестве красителя корни морены. На территории области известны примеры, когда тёмно-красный цвет ткани и пряж получали с помощью красителей из коры берёзы или даже настоя жжёного кирпича. Наряду с домашней крашениной в русском народном костюме во второй половине ХIХ века появляются красные фабричные ткани
( кумач ).
В декоративном решении костюма участвует в полной мере узорное ткачество. Оно необычайно разнообразно по художественному решению и приёмам выполнения. Встречаем тканые узорные полосы по подолам сарафанов и рубах, ими же украшались рукава одежды, передники и, конечно, пояса.
Ручное ткачество не требовало сложного оборудования. Для этого использовали самодельный деревянный станок "кросна".
Он имел небольшой, выдолбленный из целого куска дерева челнок, а для выполнения сложных узоров - различные приспособления: заострённую с обоих концов дощечку "бральницу", кружочки, палочки и др.", - читаем описание ткацкого оборудования у 0.С. Поповой.
Известны были различные виды ткачества: закладное, браное, выборное, переборное, ремизное.
В Ярославской губернии любыми видами ткачества были - браное и выборное. Техника браного ткачества позволяла выполнять любые по плотности и сложности геометрические узоры. Характерно для этого способа фризовое построение орнамента, причём в одной горизонтальной полосе можно применять не более двух цветов. Цвет фона белый или суровый, а узора - чаще всего красный. Встречаем в нашей местности и сочетание красного на красном (различных по насыщенности цвета нитей).
Цветные нити, образующие узор в браном ткачестве, ложатся настилом по полотну то с лицевой, то с изнаночной стороны, поэтому узор изнаночной стороны являлся как бы негативным отражением узора лицевой стороны.
Выборное ткачество по технике исполнения очень близко к браному: и в том и в другом есть фоновый и узорный уток. Однако в выборном ткачестве узорный уток не проходит по всей ширине ткани, а заполняет лишь отдельные участки узора; отсюда более свободный ритм чередования цветовых пятен, повышенная декоративность всего тканого изделия. В Ярославской губернии крестьянки гордились умением изготовлять многоцветные выборные тканые полосы для украшения одежды.
В вытканных узорах можно было найти самые разнообразные мотивы. В одних мы видим сильно измененные геометризованные фигуры людей, животных, птиц, деревьев, в других - чисто геометрические узоры - квадраты, ромбы, зубчатые линии.
В конце XIX - начале XX веков на домашних ткацких станках изготовляют "пестрядь".
"Пестрядники"- повседневные сарафаны и мужские штаны из пестряди встречаются на Ярославщине повсеместно. В одном таком холсте пересекаются, образуя клетки, сразу несколько различных по цвету нитей. Окрашенные натуральными природными красителями, даже достаточно пестрые квадратики не смотрятся аляповато. Можно было встретить и бело-красную пестрядь, используемую для украшения рубах - сенокосниц.
Это традиционное использование красок как нельзя лучше сочеталось с традиционными украшениями в обрядовой одежде.
Костюмы Ярославских крестьян кроме вышивки и ткачества украшала ещё и набойка. Ручная набойка - один из древнейших видов искусства оформления тканей. Использовали для этого печатные доски - деревянные формы с рельефным узором, которые переносят краску на полотно ( "манеры"). Число "манер" соответствовало числу красок задуманного узора.
Набойка, издавна известная в России, в XIX веке становится одним из самых распространённых промыслов. Крестьяне всё чаще отдают домотканые холсты "в заказ" (в кустарные набоечные мастерские), а не изготовляют набойку, как прежде, сами. Увеличивается к концу века и количество покупаемых набивных шерсти, шёлка, сатина, ситца.
Мастерские, изготовлявшие набойку "в заказ " существовали в Ярославле, Любиме, Романове, Рыбинске, Брейтове, Пошехонье, то есть практически во всех более-менее значительных по величине населенных пунктах Ярославской губернии.
Невозможно представить себе народый костюм, особенно женский, без украшений.
Одним из главных, а порой и обязательных украшений были серьги. Например, в Пошехонском уезде серьги непременно надевались в комплекте с "сорокой". Без них наряд считался неполным. Самодельные серьги "двойчатки" известны по всей губернии. Часто крестьянки сами гнули каркас "двойчаток" из медной проволоки, нанизывая на него бусинки. В ход также шли и костяные шарики, и рубленный перламутр, и кусочки хрусталя.
Носили наши прабабушки украшения из бисера. Головные уборы, например, украшались бисерной поднизью. Шею и грудь украшали искуссно собранные из бисера узорные полоски. Их часто дополняли бусы из разноцветного стекла.
Любимым украшением был перстенёк с камушком. Он мог быть сделан как из меди, так и из серебра или даже золота.
Но всё же ни с чем нельзя было сравнить украшения из жемчуга.
"Жемчуг - национальный камень . 165 рек России оставляли жемчуг людям. Добывали его как в Заонежье, так и около Ярославля", - пишет М.Н. Мерцалова.
Считалось, что заниматься добычей жемчуга могли только положительные люди.
Мягкое глубокое сияние этого камня украшало лица ярославских крестьянок ещё в начале ХIХ века. В более позднее время жемчужный промысел в Ярославле, как и в других местах России, умирает. Но ещё долго будут храниться в женских ларцах и шкатулках чудесные бусинки со дна
матушки Волги.
Праздничное убранство народного костюма преображало русскую деревню в дни праздников. Единое духовное начало связывало человека с предметами, в которых он видел не только утилитарное значение, но прежде всего гармонию и красоту окружающего мира, природы, ощущал себя его частицей.

 

На предыдущую страницу