Народный костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX века


Изменение стиля традиционной одежды в XIX - начале XX в.

В русском народном искусстве сложились определённые традиции конструирования и художественного оформления каждой детали народного костюма.
Изменения в стиле традиционной одежды начинаются в русской деревне где-то с середины XIX века. Особенно быстро происходил этот процесс в деревнях, расположенных неподалеку от крупных центров.
В " Письмах из провинции " И.О. Аксаков ( 1849 г,) пишет: " Верстах в 5 от Ярославля - Толгский монастырь. - Дорогою я заметил целые толпы разодетых пешеходов и пешеходок и, по расспросам узнал, что это крестьяне и крестьянки, спешившие в какое-то село на праздник. Крестьянки все в штофных немецких платьях, с кичками на головах, не закрывающими однако же волос. Некоторые из них несли башмаки, и чулки, а сами шли босиком с тем, чтоб подходя к селу, обуться и явиться со всею чинною важностью. Мужики - все в купеческих кафтанах. А ведь это почти все старообрядцы !
''Русские наряды у баб, сарафаны и душегрейки обыкновенны, почти такие же, как и в Московской губернии".
К концу XIX века, с отменой крепостного права, процесс слияния городской и деревенской моды идёт полным ходом. Крестьяне, побывавшие в городах, приносят с собой в деревню разнообразные новшества в одежде. В свою очередь, развитие промышленности способствует уменьшению количества домашнего изготовления тканей.
В музеях Ярославской области можно встретить причудливые наряды того времени. Так, например, экономные крестьянки комбинировали традиционные рубахи. Выглядеть они могли следующим образом: верхняя часть - кокетка и рукава ( эти части видны из-под сарафана) сшиты из набивной фабричной ткани, отделаны фабричным дешёвым кружевом; стан рубахи - домотканый; подол же украшен полосами, одна из них вышита крестиком, другая тамбурным швом, третья - браного ткачества.
Некоторые рубахи и вовсе походили на платья. С низу до талии они имели красочное оформление, а от талии шились из белой ткани вообще без каких-либо украшений и без рукавов. Носить такую "рубаху "- платье предполагалось надев поверх кофту.
В это время появляются "парочки" - комплекты из юбки и кофты. Кофты чаще шили из фабричной набивной материи, а юбка могла быть домотканой, подходящей по цвету.
В мужской одежде также происходят изменения. Рубахи, особенно наряднее, шьются из тканей фабричной выработки, хотя форма "косоворотки" остаётся. Мужчины начинают носить брюки, а рубаху заправлять.
Появление поясной одежды - юбки и брюк, предопределило судьбу пояса. Он становится не нужен. Фабричные ткани, имеющие рисунок, вышивать уже не имело смысла. Правда, на комбинированных изделиях ещё встречаются элементы обрядовой вышивки (на гладкоокрашенных частях), но смысловой нагрузки они уже не несут.
Разнообразные по форме и декору головные уборы - кики, сороки, кокошники, повойники - носят всё меньше. Да они уже и не сочетаются с изменившимися нарядами. Зато платки стали надевать не только поверх специальных головных уборов, но и непосредственно на голову, носить на плечах сложенными на угол. Узорные платки и шали стали выполнять роль самого красочного элемента костюма, выражая народные эстетические представления. Струящаяся шаль чем-то напоминала свободные формы традиционной русской одежды.
Особенно любимы, на каждый день, были ситцевые платки.
По ярко красному фону - стилизованный рисунок из цветов, листьев, завитков.
Шали появились в начале XX века. Своеобразные по декору, они были недоступны крестьянам по цене.
" В это время мелкие кустарные мастерские, которых достаточно много было во Владимирской, Ярославской, Московской губерниях, стали выпускать набойные платки и шали с художественным тонким рисунком. Особенно много шалей было на Севере от Ярославля до Архангельска", - пишет М.Н. Мерцалова.

Если в начале XIX века шаль была заветной мечтой ярославских крестьянок, то к началу XX века в них щеголяла вся губерния.
Мужчины и женщины больше носят кожаную обувь, похожую на городские сапоги и ботинки.

Вместе с исчезновением традиционного народного костюма в русской деревне изменяются и обычаи. Их ещё соблюдают, но скорей по привычке, смысловое содержание обрядов выдерживается, в основном, для праздничности.
Народный костюм, являясь достоянием музейных коллекций, сегодня - своего рода "консервант" русской культуры. А потому он и ценен для нас по особому, как художественное и духовное наследие наших предков.

 

На предыдущую страницу