Народный костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX века


Формы и методы изучения народного костюма на уроках ИЗО

На протяжении всего курса изобразительного искусства школьники знакомятся с народным творчеством. Программа, созданная Неменским, предполагает последовательность обучения и вариативность подбора теоретического материала и практических заданий. А это даёт возможность продуманного, чёткого размещения тем, изучающих народный костюм. Уроки с 1 по 7 класс включительно построены так, чтобы дать школьникам ясные представления о неразрывной связи искусства изготовления народного костюма с духовными традициями наших предков.
"Овладение художественной грамотой, навыками и знаниями не только на низшем ( школа), но даже на профессиональном уровне само по себе не гарантирует формирования высокого уровня духовных интересов, идеалов овладевшего этим мастерством человека", - пишет Б.М. Неменский.
В программе Б.М. Неменского предлагаемые уроки для знакомства с народным костюмом разнообразны, но содержат общие сведения. Я же считаю, что знакомство с народным костюмом должно происходить, в первую очередь, на местном материале, так как он наиболее доступен и интересен детям. Костюм Ярославской губернии, бесспорно, представляет не только чисто художественный интерес, но и даёт уникальную возможность соприкосновения с местными обрядами и обычаями, к сожалению, во многом утерянными и забытыми.
Следовательно, основной задачей курса становится задача формирования художественной культуры, где традиции Ярославской земли представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России.
Поэтому становится необходимым в каждом уроке по данной теме использовать методы сравнения и обобщения. У детей следует развивать как умение находить общие черты в костюмах и традициях региона и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности.
Для достижения поставленных целей необходимо также продуманное распределение материала, то есть нужно четко знать на каком этапе и в какой последовательности необходимо заниматься изучением отдельных элементов костюма и традиций с ними связанных. Соблюдение этого принципа
-позволит к 7 классу иметь детям общие представления о конструкции народного костюма и его смысловой нагрузке, а также располагать конкретными сведениями об особенностях декора и знанием обычаев и обрядов своей малой Родины.
Всё это сложно сделать без использования межпредметных связей. Первые помощники учителя ИЗО - учителя истории, литературы, МХК, музыки.
Знания, получаемые в ходе изучения данных предметов, учитель ИЗО будет использовать как часть социального опыта, помогающего развитию творческого отношения к выполнению заданий.
Но, пожалуй, самый сильный толчок к развитию творчества у детей дают встречи с подлинниками народного искусства. В течение нескольких лет существует в Историко-художественном музее г.
Рыбинска класс "Крестьянская изба". Учащиеся школы там - частые гости. Приуменьшить ценность занятий в "Крестьянской избе" невозможно. Только здесь большинство из них могут по настоящему познакомиться с предметами крестьянского быта, по настоящему прясть кудель, по настоящему примерить сарафан и "сороку", по настоящему обуть лапти, по настоящему узнать о традициях своего края.
Изучение подлинников - важная часть профессионального опыта
. Педагогу же, в данном случае, это помогает формировать умения и навыки детей, стимулировать их желание "сделать не хуже".
Развитию творческих способностей и реализации поставленных педагогом задач способствует и стиль проведения урока. В классе необходим творческий доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание к каждому ребёнку, поощрение даже малейшего успеха.
Работы должны выполняться грамотно. Грамотность - это творческое применение уже освоенных навыков. А они формируются постепенно, от более простого в начальных классах, до более сложного в 6-7 классах. То есть планка мастерства должна постоянно повышаться.
Итак, сделаем вывод: только параллельное и одновременное изучение теории и практики (в разделе
"Народный костюм") на протяжении нескольких лет может органически развивать личность школьника, способствовать утверждению его духовного, нравственного и творческого начал.

На предыдущую страницу