Народный
костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX
века
Анализируя всё вышеизложенное, а также учитывая психологические особенности школьников различного возраста, попытаемся сформулировать основные ориентиры, которыми следует руководствоваться при организации уроков:
- К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на его предыдущем опыте, многократно закреплять полученные знания. Помнить, что знания - фундамент творчества.
- Учебный материал должен отбираться.
Количество даваемой на уроке информации должно строго соответствовать конечной цели урока и быть доступным для данного возраста.
- Отработка практических навыков должна быть разносторонней. Это способствует формированию мастерства.
- Устойчивый интерес на уроке формируется посредством смены видов работ. "Отрицательное явление" психики детей (неустойчивость интересов) используется на практике для многостороннего развития и поддержания активного интереса к предмету.
- Все работы выполняются грамотно и под руководством педагога, освобождая детей от длительного трудного пути "проб и ошибок".
- Все работы подвергаются постоянному контролю, даже если ученик уже вроде бы осмыслил навык. Это способствует закреплению навыков и развитию самооценки школьника.
- Необходим индивидуальный подход, т.е учёт уровня умственного развития, интересов, способностей, психических качеств каждого ребёнка.
Хорошо построенный учебный процесс предполагает также соблюдение некоторых психолого-педагогических принципов по отношению к ученику:
а) самодеятельность (возможность каждого ученика самому ставить себе цель) ;
б) самоорганизация (учитель пребывает в роли "помощника", а не назидателя);
в) развития (задание подбирается с опорой на индивидуальные особенности ученика);
г) ролевое участие (ученик добровольно принимает предложенную роль);
д) коллективизм (ученик чувствует значимость своей работы для группы, класса) ;
е) ответственности (ученик отвечает за конечный результат своей работы воспитывает к себе требовательность);
ж) права на ошибку (учение может ошибиться, но обязательно должен эту ошибку понять).
Соблюдение данных рекомендаций может быть руководством при проектировании уроков ИЗО.