Народный костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX века


Система изучения народного костюма
на уроках ИЗО в 1-7 классах

Учитывая вышеизложенные психолого-педагогические принципы, мы встали перед необходимостью создания системы уроков с целью знакомства детей с народным костюмом и обрядами с ним связанными.
Каждый урок по данной теме имеет своё место в общей программе преподавания и органично в неё вписывается.
Материал разбит по классам так, что к завершающему этапу обучения (7 класс) ученики могут иметь довольно полное представление о народном костюме и традициях своего края.
Предусматривается также постепенное от класса к классу усложнение заданий, продумано их разнообразие.
Безусловно, не стоит забывать то, что объём и содержание того или иного материала зависит от состава класса, его подготовленности. В данном случае это определяется учителем.
Уроки в системе изучения традиционного народного костюма выстраиваются в порядке, показанном в прилагаемой таблице.

 

Класс

Время проведения урока

Тема урока

Содержание

Использование местного материала

Задание

1 кл. 2 четв., ур. 6 "Узоры на стекле" Наблюдение за красотой зимних узоров. Сравнение их с росписью шелковой ткани. Яросл. красавицы тоже любили одеваться в шелк, сарафаны из шелка считались самыми красивыми. Их одевали на праздник, например, на Рождественские посиделки Эскиз по мотивам ледяных узоров на стекле (можно расписать для сарафана Снегурочки ткань)
Материал: бумага, воск, акварель, крупные кисти.
2 кл.
(1-4)
1кл.
(1-3)
2 четв., ур. 4 "Украшения и фантазия" На уроке демонстрируются и рассматриваются украшения: бижутерия, вышивки, кружева, в которых отражены элементы природы. Рассматриваются примеры изделий из специального кружева (могут принести дети). Идет рассказ о давнем существовании этого ремесла на Ярославщине. Демонстрируются варианты костюма, где есть украшения сцепным кружевом.
.
Украшение заданной формы "воротничок".
Материалы: бумага. воск, акварель, крупн. кисти.
  3четв., ур. 4 "Образ человека и его характер" Раскрыть художественные принципы изображения доброго и злого героя. Подбор красок для изображения доброй и нежной "Царевны - Лебедя" и фона в коллективной работе. Обобщение информации о кружевном мастерстве Яросл. крестьянок.
Знакомство с традиционными силуэтами народной женской одежды
Коллективные работы (по 2 чел.) "кружевная сказка". девочка "одевает" Царевну-Лебедь, а мальчик создает морской пейзаж по сказке. В конце урока фигура наклеивается на фон.
2 кл.
(1-4)
1 кл.
(1-3)
3 четв., ур. 7 Выражение характера человека через украшения Рассказ о том как и для чего использовал украшения человек.
Приводятся примеры украшений русской красавицы и богатыря. Отрабатываются приемы составления узора.
Рассказ о том как с помощью чего украшали праздничные головные уборы в Ярославской губернии. Украшение заданной формы "кокошник" и "богатырский шлем".
Материалы: бумага, краски, кисти.
3 кл.
(1-4)
2 кл.
(1-3)
1 четв., ур. 4-5 "Мамин платок" Познакомить детей с искусством создания набивных платков, правилами составления узоров на платках.
Обучить приемам печати наклейками (клише).
Рассказ о работе кустарных мастерских по изготовлению тканей и платков, например, Ярославских.
Заострить внимание на местной традиции дарить платки, умении подбирать платок в зависимости от события (свадьба, похороны, праздник сенокоса).
Эскиз платка (тонирование листа, изготовление клише, печать, роспись кистью).
Материалы: бумага, картон, клей, гуашь, кисти.
  1 четв., ур. 5 "Образ русского человека" (женский) Дать комплексное представление образа "русской красавицы" по произведениям художников. Знакомство с сарафанным комплексом Ярославской губернии.
Беседа об отличиях девичьей и женской одежды.
Изображение русских женских образов, типичных для Яросл. губернии.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, картон.
4 кл.
(1-4)
1 четв., ур. 6 "Образ русского человека"
(мужской)
Просмотр произведений искусства, включающих в себя образ мужчины-труженика и защитника.
Беседа о мужском образе, как комплексе понятий.
Знакомство с мужским народным костюмом Ярославской губернии. Изображение русских мужских образов: пахарь или богатырь, типичных для Яросл. губернии.
Материал: бумага, воск, мелки.
  1 четв., ур. 6-7 "Язык узора в вышивке" закрепление понятия ритм в узоре. Приобретение навыка работы графическими материалами. Знакомство с элементами Ярославской вышивки, их символикой.
рассказ о традиции собирать приданое.
Эскиз праздничной вышивки (можно по вариантам).
Материалы: бумага, тушь, перо, фломастеры.
5 кл. 3 четв., ур. 8-10 "Что за прелесть эти сказки".(портрет сказочного героя) Просмотр и беседа по иллюстрациям к народным сказкам. Закрепление знаний о народном костюме. Рассказ о свадебном обряде, которым заканчиваются многие сказки. Выполнение портретной работы по мотивам русских сказок.
Материалы: бумага, краски, кисти.
6 кл. 3 четв., ур. 6-9 "Историческая тема в живописи" Беседа о сложном мире исторической картины. Отличие исторической картины от произведений других жанров. Рассказ о сезонных обрядах и обычаях, бытовавших в Ярославской губернии.
Обратить внимание на значение декора в праздничных костюмах.
Выполнение работы по теме "традиции русской деревни".
Материал: бумага, краски, кисти.
7 кл. 1 четв., ур. 6-9 Конструкция и декор элементов народного костюма Ярославской губернии. Занятие в "крестьянской избе" музея по теме "Народная одежда".
Конструирование силуэтов предметов народного костюма.
Красочное оформление всех деталей костюма.
Обобщение знаний об элементах Ярославского народного костюма.
Заострить внимание на местных отличительных чертах декорирования костюма.
Обобщение знаний об обрядах и традициях Ярославского края.

Конструирование куклы-книжки по народному крестьянскому костюму Ярославской губернии (индивидуально).
Составление коллективных панно с применением кукол.
Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, тушь, перо.

 

 

На предыдущую страницу