Народный
костюм
в традиционных обрядах и обычаях
Ярославской губернии в XIX - начале XX
века
Учитывая вышеизложенные психолого-педагогические принципы, мы встали перед необходимостью создания системы уроков с целью знакомства детей с народным костюмом и обрядами с ним связанными.
Каждый урок по данной теме имеет своё место в общей программе преподавания и органично в неё вписывается.
Материал разбит по классам так, что к завершающему этапу обучения (7 класс) ученики могут иметь довольно полное представление о народном костюме и традициях своего края.
Предусматривается также постепенное от класса к классу усложнение заданий, продумано их разнообразие.
Безусловно, не стоит забывать то, что объём и содержание того или иного материала зависит от состава класса, его подготовленности. В данном случае это определяется учителем.
Уроки в системе изучения традиционного народного костюма выстраиваются в порядке, показанном в прилагаемой таблице.
Класс |
Время проведения урока |
Тема урока |
Содержание |
Использование местного материала |
Задание |
1 кл. | 2 четв., ур. 6 | "Узоры на стекле" | Наблюдение за красотой зимних узоров. Сравнение их с росписью шелковой ткани. | Яросл. красавицы тоже любили одеваться в шелк, сарафаны из шелка считались самыми красивыми. Их одевали на праздник, например, на Рождественские посиделки | Эскиз
по мотивам ледяных узоров на
стекле (можно расписать для
сарафана Снегурочки ткань) Материал: бумага, воск, акварель, крупные кисти. |
2 кл. (1-4) 1кл. (1-3) |
2 четв., ур. 4 | "Украшения и фантазия" | На уроке демонстрируются и рассматриваются украшения: бижутерия, вышивки, кружева, в которых отражены элементы природы. | Рассматриваются
примеры изделий из
специального кружева (могут
принести дети). Идет рассказ о
давнем существовании этого
ремесла на Ярославщине.
Демонстрируются варианты
костюма, где есть украшения
сцепным кружевом. . |
Украшение
заданной формы
"воротничок". Материалы: бумага. воск, акварель, крупн. кисти. |
3четв., ур. 4 | "Образ человека и его характер" | Раскрыть художественные принципы изображения доброго и злого героя. Подбор красок для изображения доброй и нежной "Царевны - Лебедя" и фона в коллективной работе. | Обобщение
информации о кружевном
мастерстве Яросл. крестьянок. Знакомство с традиционными силуэтами народной женской одежды |
Коллективные работы (по 2 чел.) "кружевная сказка". девочка "одевает" Царевну-Лебедь, а мальчик создает морской пейзаж по сказке. В конце урока фигура наклеивается на фон. | |
2 кл. (1-4) 1 кл. (1-3) |
3 четв., ур. 7 | Выражение характера человека через украшения | Рассказ
о том как и для чего
использовал украшения человек. Приводятся примеры украшений русской красавицы и богатыря. Отрабатываются приемы составления узора. |
Рассказ о том как с помощью чего украшали праздничные головные уборы в Ярославской губернии. | Украшение
заданной формы "кокошник"
и "богатырский шлем". Материалы: бумага, краски, кисти. |
3 кл. (1-4) 2 кл. (1-3) |
1 четв., ур. 4-5 | "Мамин платок" | Познакомить
детей с искусством создания
набивных платков, правилами
составления узоров на платках. Обучить приемам печати наклейками (клише). |
Рассказ
о работе кустарных мастерских
по изготовлению тканей и
платков, например, Ярославских. Заострить внимание на местной традиции дарить платки, умении подбирать платок в зависимости от события (свадьба, похороны, праздник сенокоса). |
Эскиз
платка (тонирование листа,
изготовление клише, печать,
роспись кистью). Материалы: бумага, картон, клей, гуашь, кисти. |
1 четв., ур. 5 | "Образ русского человека" (женский) | Дать комплексное представление образа "русской красавицы" по произведениям художников. | Знакомство
с сарафанным комплексом
Ярославской губернии. Беседа об отличиях девичьей и женской одежды. |
Изображение
русских женских образов,
типичных для Яросл. губернии. Материалы: бумага, акварель или гуашь, картон. |
|
4 кл. (1-4) |
1 четв., ур. 6 | "Образ русского
человека" (мужской) |
Просмотр
произведений искусства,
включающих в себя образ
мужчины-труженика и защитника. Беседа о мужском образе, как комплексе понятий. |
Знакомство с мужским народным костюмом Ярославской губернии. | Изображение
русских мужских образов:
пахарь или богатырь, типичных
для Яросл. губернии. Материал: бумага, воск, мелки. |
1 четв., ур. 6-7 | "Язык узора в вышивке" | закрепление понятия ритм в узоре. Приобретение навыка работы графическими материалами. | Знакомство
с элементами Ярославской
вышивки, их символикой. рассказ о традиции собирать приданое. |
Эскиз
праздничной вышивки (можно по
вариантам). Материалы: бумага, тушь, перо, фломастеры. |
|
5 кл. | 3 четв., ур. 8-10 | "Что за прелесть эти сказки".(портрет сказочного героя) | Просмотр и беседа по иллюстрациям к народным сказкам. | Закрепление знаний о народном костюме. Рассказ о свадебном обряде, которым заканчиваются многие сказки. | Выполнение
портретной работы по мотивам
русских сказок. Материалы: бумага, краски, кисти. |
6 кл. | 3 четв., ур. 6-9 | "Историческая тема в живописи" | Беседа о сложном мире исторической картины. Отличие исторической картины от произведений других жанров. | Рассказ о
сезонных обрядах и обычаях,
бытовавших в Ярославской
губернии. Обратить внимание на значение декора в праздничных костюмах. |
Выполнение
работы по теме "традиции
русской деревни". Материал: бумага, краски, кисти. |
7 кл. | 1 четв., ур. 6-9 | Конструкция и декор элементов народного костюма Ярославской губернии. | Занятие в
"крестьянской избе" музея
по теме "Народная одежда". Конструирование силуэтов предметов народного костюма. Красочное оформление всех деталей костюма. |
Обобщение
знаний об элементах
Ярославского народного
костюма. Заострить внимание на местных отличительных чертах декорирования костюма. Обобщение знаний об обрядах и традициях Ярославского края. Конструирование
куклы-книжки по народному
крестьянскому костюму
Ярославской губернии
(индивидуально). |