Тема урока: "САЛОН ОЛЕНИНЫХ"

Тип урока: литературная гостиная

Цель урока:

  1. Продолжать знакомство с лирикой А.С. Пушкина.
  2. Познакомиться с музыкальным жанром - романс.
  3. Продолжить знакомство с портретным жанром в живописи первой половины XIX века
  4. Познакомиться с романсами русских композиторов на стихи А.С. Пушкина.
  5. Воспитывать интерес к русской лирике, прививать умение слушать музыку.
  6. Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости

Оборудование урока:

  1. Неизвестных художник "Портрет А.П.Керн'
  2. О.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина".
  3. П.Ф.Соколов "Портрет А.Олениной".
  4. О.Кипренский "Портрет А.Олениной".

Грампластинки:

М.И.Глинка "Венецианская ночь";
                      "Я помню чудное мгновенье";
                      "Не пой, красавица, при мне".
А.С. Даргомыжский "Я вас любил".
В.А. Гайгерова "Ты и Вы"

Ноты:

А.С. Грибоедов "Вальс"
Альбом со стихами поэтов А.С.Пушкина, Н.И.Гнедича, И.И.Козлова
              (оформленный в старинном виде).

Рекомендуемая литература:

  1. Антокольский П. О Пушкине М. : Советский писатель, 1960
  2. Вересаев В.В. Пушкин в жизни М. : Московский рабочий, 1984
  3. Волков Г.Н. Мир Пушкина М.: Молодая гвардия,1989
  4. Губер Н.К. Дон-жуанский список Пушкина С-П.:Бук чембер интернэшнл, 1990 (репринт 1923 года)
  5. Друзья Пушкина: переписка, воспоминая, дневники в 2-х т. т.2 А.П.Керн, А.А.Оленина
  6. Керн А.П. Воспоминания М.: Сов. Россия, 1987
  7. Оленина А.А. Дневник М.: Фонд им. Сытина, 1994
  8. Литературные салоны и кружки первой половины XIX века М.-Л., 1930
  9. Пушкин А.С. Письма т. 1 -3 М.-Л., 1926-1928, 1935
  10. . Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т.1 М.: Худ. литература, 1985
  11. . Цевловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина т.1 М., 1951
  12. . Цевловская Т.Г. Рисунки Пушкина М.: Искусство, 1980
  13. . Чижова И.Б. Души волшебное светило Л.: Лениздат, 1988

Подготовительный этап:

    1. Один из учащихся, владеющий игрой на фортепиано, разучивает "Вальс" А.С.Грибоедова.
    2. Два-три учащихся под руководством учителя художественно оформляют альбом.
    3. Трое учащихся вписывают в альбом стихи:
            Пушкина А.С.;
            Гнедича Н.И.;
            Козлова И.И.

    Перед началом урока в классе в центре составляется большой стол, покрывается скатертью. На стол ставится подсвечник со свечками, кладется альбом. Вокруг ставятся стулья. Ближе к углам расставляются оставшиеся столы, которые также оформляются скатертями и подсвечниками. Стулья около таких столов поворачивают к центру класса. С началом урока свечи зажигаются. За центральным столом усаживаются учащиеся, которые будут читать стихи из альбома.

САЛОН ОЛЕНИНЫХ

     В начале XIX века в Москве и Петербурге, а затем и в других городах возникают литературные и музыкальные салоны. Одним из таких салонов в Петербурге был дом Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника.
    Дом Олениных славился как один из центров дворянской культуры, где сходились писатели и другие деятели искусстве!, где вырабатывались и составлялись мнения по вопросам литературы и художества. В таких салонах звучали стихи и проза, которые часто записывались, в специальные альбомы. В этих же альбомах делались зарисовки или акварели, вклеивались работы гостей, сделанные на отдельных листах. В салонах и музицировали. Оленины приглашали к себе лучших, интереснейших людей эпох, них постоянно бывали: баснописец И.А.Крылов, поэт и переводчик Гомера Н.И.Гнедич, известные поэты: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов; художники: О.Кипренский, братья К.П. и А.П.Брюлловы, Г.Г.Гагарин, П.Ф.Соколов; музыканты: М.И.Глинка, М.Ю.Видьегорский; архитекторы: А.Ворончихин, О.Монферран. Дом посещали родственники Полторацкие и Волконские, светские знакомые. Представим себе, что и мы гости лона Олениных и принимаем участие в происходящих там беседах и развлечениях.
   Один из гостей играет на клавикордах. Звучит "Вальс" А.С.Грибоедова (играет ученица или учитель). Учащиеся сидят группами, свободно. На рояле зажигаются свечи. На столе лежит альбом.
        В 1819 году на одном из вечеров мы увидели бы родственницу Олениных, недавно приехавшую в Петербург, Анну Петровну Керн. С восторгом она знакомится с теми литераторами, чьими произведениями зачитывалась: Н.М.Карамзиным, Н.И.Гнедичем, И.А.Крыловым. В гостиной есть еще один поэт, вчерашний лицеист, совсем молодой кудрявый человек. Но Анна Петровна не замечает его, своего сверстника. До рождения его срок ее обессмертивших оставалось еще шесть лет... (Демонстрируется "Портрет А.С.Пушкина" О.Кипренского.) А он ... не спускает с ее восхищенных юных глаз и выбегает на крыльцо, чтобы еще несколько мгновений видеть женщину, поразившего его своей красотой. Александр Сергеевич Пушкин написал об этом вечере в письме своему другу”Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда опять не увидим.”. Пушкин ошибался. Они встретились вновь. В Тригорском, у соседки по Михайловскому Пушкина П.А.Осиповой. Анна Петровна вспоминала как робок он был при новой встрече в 1825 году. "Он прочитал нам своих "Цыган". Впервые мы слушали эту чудную поэму и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу." К тому времени она была уже горячей поклонницей поэзии Пушкина и знала его место в -русской литературе. Письмо Пушкина о встрече с Керн : "Недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет "Венецианскую ночь". Жаль, что Козлов (автор стихов) не увидит ее, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай бог ему ее слышать."
    Композитором, написавшим к стихам поэта музыку, был М.И Глинка. Романс часто звучал в салоне Олениных, аккомпанировал певцам сам композитор.
   Звучит романс М.И. Глинки - И.И. Козлова "Венецианская ночь".
   И такой же чудной ночью гуляли по саду в длинных аллеях старых деревьев Анна Петровна и Пушкин. Они тогда вспомнили свою первую встречу у Олениных и были очень взволнованны ... На другой день поэт подарил Анне Петровне стихи, которые стали одним из шедевров любовной лирики и благодаря им на могилу А.П.Керн до сих пор кладут цветы потомки .
   Через эпидиаскоп демонстрируется портрет А.П.Керн неизвестного художника
    и одновременно звучит романс М.И.Глинки "Я помню чудное мгновенье".
   Высокоинтеллектуальная атмосфера дома Олениных сыграла немаловажную роль в духовном развитии их детей. Нас интересует младшая дочь, Анна, которая была очень хороша собой, обладала живым характером и множеством талантов.
    Посещая салон Олениных Пушкин не мог не заметить хорошенькую девочку, всеобщую любимицу, которую за маленький рост все звали ласково Анеточкой - малолеткой. Но время шло, девочка подрастала. Под руководством отца и часто бывавших у них Крылова и Гнедича она приучалась заниматься серьезным чтением. Обмениваясь со своими замечательными учителями суждениями о прекрасном и отрицательном, она таким образом приобретала "верный вкус и здоровое суждение" об изящной словесности.
    Усиленно она изучала и .западноевропейскую литературу, читая свободно по-французски, владея английским и итальянским языками.
    Основательные сведения о музыке она приобрела, занимаясь с М.И.Глинкой. Голос ее был хорошо поставлен, и она часто пела соло в трио и в хоре. Анна Алексеевна хорошо владела кистью, рисовала и лепила, любила декламировать и сочинять театральные пьесы, шарады и шуточные стихи.
    Она грациозно танцевала все модные тогда танцы, смело и изящно ездила верхом, стреляла метко из лука (это увлечение перешло к ней от отца). Живостью своего характера и веселостью она придавала дому Олениных еще более привлекательности.
    Ее достоинства заметили при дворе и 17-ти лет она была пожалована во фрейлины к императрицам Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне, где вскоре стада считаться одной из блестящих красавиц николаевской эпохи, той эпохи, которая изобиловала красивыми женщинами. Она была, по словам Гнедича, "и гордостью семьи и радостью света". Поэт записал в ее альбом:

Н.И.Гнедич "Анете О. в альбом"
(читает учащийся)

Жила - была.
Но нет, пора пришла,
Как были вы Анеточкой-малюткой,
Как вас я забавлял иль сказкою иль шуткой;
Дни детства протекли;
Вы расцвели;
Вы не Анеточка, вы - барышня Анета:
Не сказкой, истиной пора ваш ум питать.
Внимайте ж голосу питомца, муз, поэта,
Он будет истину вещать:
Вы очень умная и милая Анета!
О, будьте ее навсегда!
Блистайте, как теперь, наследственным богатством
И сердца добротой и разумом приятством.
И если я когда,
В страны далекие заброшенной судьбою,
Опять предстану вам, старик седой, с клюкою,
Пускай найду вас тем, чем ныне нахожу:
И гордостью семьи и радостию света.
Пускай и старец я,
Увидев вас, скажу:
"Ах, здравствуй, умная и милая Анета!"

    Вот она входит в гостиную такая, какой написал ее друг отца А..Н.Оленина и частый гость дома художник П.Ф.Соколов.
   Через эпидиаскоп демонстрируется портрет П.Ф.Соколова "А.Оленина"
   Анет семнадцать лет, ее успех у многих еще впереди. На портрете она воплощает идеал девушки, живущих в сфере высоких духовных интересов. Анет олицетворение нежной мечтательности литературных героинь Желая подчеркнуть интеллектуальное начало в ее облике, художник не делает акцента на передаче костюма и драгоценностей. Платье лишь слегка намечено приглушенно-коричневым тоном, легкая косынка драпирует шею. Особенно выразительны ее глаза. Глядя на них, невольно вспоминаешь слова Пушкина, которые вскоре появятся в ее альбоме. Прочитаем их (читает учащийся).

А.С. Пушкин "Ее глаза"

Она мила, скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивых в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаеля
Так созерцает Божество.

На новый, 1826 год в ее, ставший впоследствии знаменитым, альбом делает запись Гнедич (читает учащийся).

Н.И.Гнедич "И новый год..."

И новый год и альбом новый!
А что еще милей - владелица .-его!
Какой предмет прелестный для того…
Я, отставной поэт. Парнасский инвалид,
Служитель истины суровой.
Что нового могу вписать в ваш альбом новый?
Не новость: зеркало вам то же говорит. Что вы полны при
Что милы вы, умны? – Но в чертогах царских,
И в теремах боярских,
Где вы блистаете умом и красотой,
То ж самое жужжит гостей веселый рой.
Итак, и в истинах, нисколько вам не льстивых,
Я упрежден: все слышали вы их,
И может быть, из уст любезных младых
И более меня красноречивых.
Цветите вы, как роза молодая
Под небом голубым безоблачного мая;
Неувядаемой и в самых поздних днях
Душевной красотой пленяйте взоры света;
И хоть забудете вы о моих стихах,
Но помните меня, вас часто на руках
Носившего поэта.

    Итак., новый 1828 год, В один из весенних в дом Олениных заходит А.С.Пушкин. В гостиной Анна Алексеевна под аккомпанемент своего учителя Михаила Ивановича Глинки исполняет романс, навеянный грузинской мелодией, привезенной возвратившимся с Кавказа Д.С.Грибоедовым.
    Восторгам Пушкина нет предела. Поэт очарован музыкой, обаянием исполнительницы. И тут же рождаются строки собственного романса.
   Романс М.И.Глинка "Не пой красавица при мне".
   Весна 1828 года стала временем надежд для Пушкина, мечтавшего сделать Оленину своей женой. В стихотворении к английскому живописцу Джорджу Дау - создателю портретной галереи героев 1812 года в Зимнем Дворце - Пушкин советует:

А.С.Пушкин "TO DAWE, ESQ" ("Господину Дау")

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты его векам предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновении,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.

    Но не английский, а русский художник, Орест Кипренский, создает ее графический портрет.
    Через эпидиаскоп демонстрируется портрет
   Художник любуется молодостью и очарованием своей модели. Тщательно выписаны локоны пышной прически, на край уха посажена серьга, ниточка бус удлиняет шейку "маленькой женщины". Портрет удивительно правдив. И эта правда характера известна нам по дневнику семьи Олениной. Кем же, как не Кипренскому, "волшебнику милому", постоянному посетителю салона и передать красоту Олениной и характер: немного кокетливый, чуть настороженный, но мягкий, добрый, веселый.
    Пушкин посвящает Анет множество стихотворений. Оленина очень гордилась вниманием столь прославленного поэта, и признавалась, "что это была честь, которой все завидовали".
    Откроем же ее альбом и прочитаем посвящения Пушкина.
        1. А.А.Олениной ("Город пышный")
                    Город пышный, город бедный,
                    Дух неволи, стройный вид,
                    Свод небес зелено-бледный,
                    Скука, холод и гранит –
                    Все же мне вас жаль немножко,
                    Потому что здесь порой
                    Ходит маленькая ножка,
                    Вьется локон золотой.

2. "Когда б не смутное влеченье" (читают учащиеся)
                    Когда б не смутное влеченье
                    Чего-то жаждущей души,
                    Я здесь остался б – наслажденье
                    Вкушать в неведомой тиши:
                    Забыл бы всех желаний трепет,
                    Мечтою б целый мир назвал -
                    И все бы слушал этот лепет,
                    Все б эти ножки целовал…

    А.С.Пушкин-Гайгерова В.Л. "Ты и Вы" (романс).
    Роман продолжался все лето.Летом Оленины жили на своей пригородной даче Приютино. Дом окружал романтичный парк, откуда открывался вид на ближайшие леса. В парке были построены специальные флигеля для многочисленных гостей Все было, как зимой, только еще веселей. Вот что писали поэты – гости о даче в Приютино.

        И.И.Козлов "Если звук волнений страстных"
        Н.И.Гнедич "Приютино" (читают учащиеся)
                    Еще я прихожу под кров твой безмятежный
                    Гостеприимная приютинская сень!
                    Я твой старинный гость, бездомный странник прежний,
                    Твою приютную всегда любивший тень.
                    Край милый, сколько раз с тобою я прощался,
                    Но как простится с тем, что в нас слилось с душой?
                    Все, чем я здесь дышал, чем втайне наслаждался,
                    Все неизгладимо везде ношу с собой!
                    Есть край, родной мне край, зефиров легкокрылых
                    Там небо и земля и воздух мне милей!
                    Но где людей найти, душе моей столъ милых?
                    Где столько сладостных воспоминаний ей?
                    Вот, чем влеком опять под кров твой безмятежный,
                    Гостеприимная приютинская сень!
                    Я твой старинный гость, бездомный странник прежний,
                    Еще мою главу в твою склоняю тень.
                    Ты тот же все еще, край мирный и прелестный!
                    Свежи твои цветы, предел твой так же тих,
                    Без шума все течет поток твой неизвестный,
                    Как счастье скромное властителей твоих.
                    О гость приютинской обители смиренной,
                    За все, что в ней найдешь для сердца твоего,
                    За все благодарю душою умиленной
                    Благого гения убежища сего.

    В Приютино устраивались спектакли в домашнем театре, разыгрывались шарады, каламбуры, водевили. Вечером все танцевали. Гости от души веселились. Невесело было Пушкину. Он чувствовал, что Анет холодна к нему, хотя и любезна. И с долей грусти он записывает ей в альбом

А.С.Пушкин "Увы! Язык любви болтливой…"
( читает учащийся)

Увы! Язык любви болтливой,
Язык и скромный и простой,
Своею прозой нерадивой
Тебе докучен, ангел мой.
Ты любишь мерные напевы,
Ты любишь рифмы гордый звон,
И сладок уху милой девы
Честолюбивый Аполлон.
Тебя страшит любви признанье:
Письмо мое ты разорвешь,
Но стихотворное посланье
С улыбкой нежной ты прочтешь.
Благословен же будь отныне,
Судьбою вверенный мне дар!
Доселе в жизненной пустыне,
Во мне питая сердца жар,
……………………………
Мне навлекал одно гоненье
Иль клевету, иль заточенье,
И редко - хладную хвалу...

    Пушкин решает сделать предложение Анет, но родители девушки ему отказали. На некоторое время он перестает посещать дом Олениных. Но сразу забыть девушку не может. И в своих тетрадях, заполненных стихами, как прежде, рисует ее профиль. Гений Пушкина щедр, и немного позднее Анна Алексеевна получает еще два бесценных стихотворения Пушкина.

А.С.Пушкин "В альбом А.А.Олениной"
("Что в имени тебе моем?") (читает учащийся).

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печпльный,
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя,
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

    И прощальные, несравненные по силу возвышенных, идеальных чувств строчки "Я Вас любил".
   А.С.Даргомыжский "Я Вас любил".
   Догорают свечи, вечер в салоне Олениных заканчивается.

на предыдущую страницу