Экологическое воспитание средствами музыки

Программа Д.Б. Кабалевского "Музыка" и экологическое воспитание

Т. Б. Заяц, учитель музыки
Волжской средней школы
Некоузского района ,
Заслуженный учитель школы РФ
    «Надо научить человека любви к жизни, интересу ко всему, что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки и запахи. Научить радости жизни!. Знания, профессия, мастерство, успех, материальное благополучие... без интереса к богатству живого мира и ощущению в нем своего места не часто делают человека счастливым. И напротив, у человека, которого радует пение птиц, обычно и все остальное ладится». Эти мысли талантливого журналиста и писателя В. Пескова, на мой взгляд, надо всем нам - учителям, в том числе и учителям музыки обязательно использовать в повседневной практической работе. Учитель музыки с помощью самых различных методов и средств может внести свою весомую лепту в экологическое воспитание и образование молодого поколения, всего населения. Сама программа «Музыка» Д. Б. Кабалевского открывает большие возможности творческой деятельности по экологическому воспитанию детей. Жизненная сила этой программы, ее связь со всеми сферами жизни и деятельности человека позволяют сформировать у учащихся духовное осознание единства Природы и Человека. Программа эта необыкновенно пластична и универсальна, несмотря на строгий тематизм и стройность основных художественных концепций. Она позволяет как учителю, так и ученику самовыразиться и самоутвердиться, т. е. осознать свою роль в обществе, во всем окружающем мире. Тема экологии, природы и человека мне самой очень близка . Она не может не волновать меня, т. к. четверть века живу и работаю в бесконечно близком и любимом поселке Волга, расположен ном в живописном уголке России, на берегу главной русской реки.

    В наших местах, как везде и всюду, бесхозяйственность и нерадивость в деяниях человека породили массу экологических проблем. Варварски вырубаются леса, а оставшиеся очень часто горят, повсюду свалки отходов, неисправны очистные сооружения, истощенные, загрязненные и обезображенные тяжелой техникой поля почти не дают урожая . Дети должны знать обо всем этом и многом другом. Но роль учителя музыки заключается не в том, чтобы указать детям на эти негативные факты, а в том, чтобы средствами музыки и других искусств воспитать в них способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, научить беречь, созидать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше молодых людей осознают это, почувствуют свое истинное предназначение в природе и обществе, тем оптимистичнее мы будем смотреть в будущее.

    Приведу несколько примеров моих поисков форм и методов экологического воспитания учащихся на уроках музыки.

    Уже на первом уроке в первом классе веду разговор о нашем поселке, о школе, в которой они начали учиться, о природе наших мест. Песни, которые разучиваю с ребятами на уроке («Песня о школе», «Во поле береза стояла, позволяют вести разговор на темы: .

-Наша школа, какая она?

-Березы и тополя вокруг школы посажены уче никами и учител ями в годы Великой Отечественной войны.

-25 лет назад заложена аллея памяти погибших в войну.

-Когда вы с мамой впервые посадили деревце?

Дети охотно ведут разговор на эти темы.

    На седьмом уроке первой четверти знакомлю ребят с песней Островского «Пусть всегда будет солнце». Что такое счастье? - задаю вопрос после прослушивания песни. Они дружно и уверенно отвечают: счастье - это когда светит солнце, голубое небо, рядом мама. Урок завершаю мыслью: любовь к своей земле начинается с любви к своей маме. Даю творческое задание, которое могут выполнять все члены семьи: нарисовать свой дом, любимую бабушку, маму, себя. Рисунков бывает очень много.

    Во второй четверти 1 класса дети знакомятся с русской народн ой песней «Калинка». На уроке на столе в кувшине ветки с гроздьями красных ягод, русский самовар. В гости пришла Анна Дмитриевна Смирнова - прекрасная исполнительница русских народных песен. Одна за другой звучат удивительные, непривычные для современных учащихся песни. Они с большим интересом и любопытством слушают живой голос певицы и мой рассказ о жизни и творчестве ее. Так происходит знакомство с талантливыми жителями нашего поселка, солью земли нашей.

    Важнейшим принципом музыкальных занятий, особенно в начальной школе, должно быть обращение к народной педагогике. Тогда дети органически включаются в окружающую жизнь, учатся наблюдать и понимат ь ее, живут в теснейшем контакте с природой.

    В третьей четверти на четвертом уроке разучиваем чудесную песенку. «Воробьиная». С ее помощью возникает разговор о птицах нашего края. Ребята рассказывают, есть ли у их дома кормушка, чей папа умеет делат ь синичники и скворечники, А на дом - задание: понаблюдать за птицами, нарисовать их, сделать кормушки, следить за ними, помочь папе сдела в скворечник.

    Во втором классе постепенно привыкают, приучаются не только наблюда ть, но и вслушиваться в природу, душой и сердцем чувствовать ее. При разучивании песни «Кукушка» они, подумав, верно отвечают на вопрос, почему так однообразна, одинока песня этой птицы, кого в народе у нас называют «кукушкой».

    Во второй четверти второго класса во время работы с песней Т. Попатенко «Котенок и щенок» после показа ее повторяю куплет, где есть такие слова:

Их так нахлопали,
Их так нашлепали, Что было очень...
Котенку и щенку.
    Делаю намеренно паузу после слов «было очень», а ребята на вопрос учителя хором произносят приговор нашкодившим котенку и щенку - «больно». Озадачиваю их: Нет! Слово здесь другое, поэт - добрый человек, он написал здесь совсем другое слово, и смысл строчек этих другой. Ищем все вместе другое слово, находим: «стыдно»! Ведь их не побили, а лишь слегка нашлепали, ибо друзей, тех, кого любят, не бьют. Беседуем о домашних животных, о том, как им живется рядом с нами. Даю задание: нарисовать своего воспитанника, друга меньшого. Дети часто бывают в лесу, благо он располагается сразу же за поселком. Выполняя мое задание да и по собственной инициативе ребята находят удивительные веточки, сучочки, коренья, которые с помощью небольшой обработки и детского воображения превращаются в лесные скульптурные произведения. Дети очень любят такие задания и с удовольствием приносят из таинственного, сказочного леса «птичек», «ящериц», «лесовичков», «леших». «Крокодил» и «Чебурашка» обязательно отыскиваются в лесу, поэтому песенка о них звучит на уроке особенно выразительно и зримо, Тут же на уроке сочиняем про них стихи:
Чебурашка с Крокодилом
На прогулку в лес пошли
И среди сухих коряжек
Сто друзей себе нашли.
    С помощью таких, на первый взгляд, незначительных деталей и методических приемов потребительское, разрушительное отношение ребятишек к природе, нередко заложенное семейным воспитанием, постепенно меняется на доброжелательное, бережное отношение ко всему живому и беспомощному.

    В четвертой четверти на одном из уроков слушаем «Камаринскую», На этот урок в гости к ребятам приглашаю местного балалаечника К. В. Медведева. Он великолепно исполняет вариации этой плясовой, а затем увлеченно, с любовью рассказывает о балалайке. Разучиваем песню «Подай балалайку», Капитон Васильевич играет мелодию ее на балалайке, а дети с азартом акцентрируют упругий ритм на бубнах, ложках, трещетках. Творческое задание после этого урока - послушать, как звучит сухое дерево, найти звонкие палочки, дощечки, придумать простейшие музыкальные инструменты. Фантазии детей безграничны , идет обмен созданными инструментами с показом способов звукоизвлечения. На последний в году урок музыки беру тему: «Мы - второклассники. Какими мы стали?» В процессе этого своеобразного урока выясняется, что мы с детьм и имее те научились не только видеть красоту окружающего мира, но и чувствовать, и защищать ее. Провожу на уроке творческий аукцион, на котором дети показывают свои таланты в качестве поэтов , оранжировщиков композиций из цветов, веточек, глины и других при родных материалов, в роли певцов, актеров и музыкантов. Это- радостный гимн-концерт, посвященный лету, природе и детям, которые готовятся прийти в н ее не покорителями и бездумными потребителями, а добрыми, понимающими друзьями.

    В третьем классе при изучении темы «Музыка моего народа» наиболее полно можно раскрыть проблему единства Природы и Человека. На одном из уроков первой четверти знакомлю учащихся со старой рекрутской песней «Ой да ты калинушка». Песню на уроке исполняет Валентина Васильевна Крылова. Звучит она распевно и широко, красиво и величаво. После прослушивания задаю вопросы: Кого вы видите в образе горемычной калины, одиноко стоящей на горе крутой? Почему в песне поется «не стой, не стой на горе крутой, не спущай листа во син е море»? После многих версий ребят уточняю; калина - это мать, которая смотрит вслед уходящему кораблю, увозящему рекрутов, которы м предстоит многолетняя служба во солдатах. Как лист, сброшенный с калины, не вернется к ней обратно, так и сына своего матушке не доведется увидеть никогда.

    Когда дети вместе с родителями на одном из праздников поют любимую «Тонкую рябину», они знают, что рябина-это девушка-сиротина, а дуб-парень, может тот же рекрут, разлученный со своей любимой. Таких уроков, где природа выступает в роли главного действующего лица, олицетворением жизни человеческой, много в начальных классах.

    В 5-7 классах ребята более глубоко знакомятся с историей поселка, его окрестностями и людьми. В шестом классе, например, в разделе «В чем сила музыки» при разучивании песни Соловьева-Седого «Баллада о солдате» провожу беседу о нашем земляке, директоре школы, учителе-биологе Павле Ивановиче Васильеве. Дети узнают о его военной молодости, о тяжелой судьбе: сапер, минер, плен, гестаповская тюрьма, пытки, три побега . Сейчас живет рядом с нами, любит и выращивает цветы, разводит сад. В школе основал картинную галерею. Павел Иванович часто приходит к ребятам в школу, бывает на уроках музыки, поэтому учащиеся исполняют балладу думая и зная о таких людях, как Павел Иванович.

    Радует то, что подростки в старших классах нередко обращаются с просьбой спеть русские народные песни, такие как: «Степь да степь кругом» (автор Ярославский поэт Суриков), «Вниз по матушке по Волге», «У нашей Дуни», «Я капустицу полола» и другие. Они живо интересуются народной мудростью, выраженной в музыкальном, поэтическом и другом творчестве: в хороводах, закличках, словесных играх, загадках, поговорках, в частушках и прибаутках. Ребята выполняют более сложные творческие задания. Например, у Антонины Андреевны Перфильевой был записан свадебный обряд, бытовавший на Волге 70 лет назад. Она была певчей на многих свадьбах и сохранила в памяти все детали обряда. Знаменитые наши волжские частушечницы Антонина Васильевна и Зинаида Васильевна Захаровы, Анна Николаевна Аруева с удовольствием передают молодым свой обширный частушечный репертуар. Все это-родные корни, основа, особенно необходимая в детстве, поскольку на этой почве произрастает мудрост ь мировоззрения, мудрое отношение к природе, к окружающим людям.

На предыдущую страницу